Как самостоятельно заменить тормозные колодки на ВАЗ 21213

Переделка тормозов на Ниве: доработки для улучшения тормозной системы

Тормоза — одна из наиболее важных систем в любом авто, независимо от марки и модели. От того, насколько корректно она работает, насколько «отзывчива» и надежна, напрямую зависит безопасность не только водителя и его пассажиров, но и других участников дорожного движения. Увы, но далеко не все автопроизводители могут похвастаться выдающимися разработками в области модернизации тормозных систем, а значит, автолюбителям приходится самим модернизировать имеющиеся варианты, используя доступные способы и запчасти. Сегодня мы поговорим о том, как сделать лучше тормозную систему Нивы Шевроле и классической ВАЗовской Нивы.

Содержание:

  1. Главный вопрос: зачем?
  2. Переделка тормозов на ниве на один шланг
  3. Переделка тормозов на Ниве под ВАЗ 2108, 2109
  4. Переделка тормозов по модификациям Нивы
  5. Переделка тормозной системы на Ниве: доработка агрегатов

Главный вопрос: зачем?

Первое, о чем стоит напомнить, — Нива является полноприводным внедорожником, то есть автомобиль изначально рассчитан на близкие к экстремальным условия езды по умеренному бездорожью. Естественно, в такой машине все должно быть предельно просто и надежно. Однако если рассмотреть подробнее устройство тормозной системы этих авто разных лет выпуска, то обнаруживается, что она значительно «перегружена».

Многие владельцы отечественных ВАЗовских внедорожников отмечают сложность регулировки и относительную проблематичность обслуживания тормозов, а также их постепенно снижающуюся отзывчивость. Помимо этого, после определенного пробега у Нивы могут проявиться следующие проблемы с тормозной системой:

  • неравномерность торможения и, как следствие, неравномерность износа колодок;
  • неоднородность «разработки» суппортов, особенно после эксплуатации в зимнее время года;
  • появление вибрации при торможении на определенной скорости;
  • заметное увеличение тормозного пути.

Конечно, если вы только что взяли новенькую Ниву прямо с заводского конвейера, скорее всего, в ближайшие 12 месяцев особых трудностей при торможении вы испытывать не будете. Они появятся позже и могут вылиться в довольно серьезный и дорогостоящий ремонт не только элементов тормозной системы, но и других частей автомобиля. Поэтому перейдем от вопроса «зачем нужна переделка тормозов на Ниве 2121» к вопросу «как улучшить тормозную систему ВАЗовских внедорожников при минимуме затрат».

Колодки тормозные передние 2121, 2123 Лада Спорт

Переделка тормозов на Ниве на один шланг

Стандартная система тормозов у классической Нивы представляет собой два условно независимых контура. Почему условно? Потому что на деле проще сработать колодки до железа и дождаться пока они провалятся между скобой и диском, чем добиться притормаживания вторым контуром.

Из-за основного недостатка схемотехники — подключения контуров — у Нивы практически всегда происходит закисание передних тормозных цилиндров. Фактически КПД такой тормозной системы — не более 50%, так как давление в двух контурах изначально разное, что провоцирует запоздалую реакцию на торможение одного из трех цилиндров. Ездить в таком состоянии без происшествий машина может не больше года, после чего поршень закисает, снижая и без того невысокий КПД до минимума.

Один из вариантов решения проблемы — переделка тормозов на Ниве на один шланг. Что для этого понадобится:

  • набор медных гибких трубок со штуцерами — 4 штуки (одна из них должна быть достаточной длины, чтобы можно было свободно открутить главный тормозной цилиндр, не демонтируя всю конструкцию);
  • два шланга с большими гайками;
  • два ВАЗовских объединителя на передние цилиндры;
  • и десяток толстых медных шайб.

По сути, меняется только последовательность соединения ГТЦ и «тройника», они замыкаются единственным шлангом. В результате давление выравнивается, и работа цилиндров происходит синхронно, что исключает закисание суппортов.

Переделка тормозов на Ниве под ВАЗ 2108, 2109

Доработка тормозов на Ниве давно стала своеобразным мейнстримом как у опытных нивоводов, так и у новичков. Переделке подвергаются не только раритетные образцы отечественного автомобилестроения, но и сравнительно новые модели. Один из самых распространенных способов улучшить заводскую систему — переделка тормозов на Ниве под ВАЗ 2108. Давайте разбираться, чем хороша такая модификация и во сколько она обойдется. Передние тормоза на отечественном внедорожнике особо не изменились с момента их разработки, то есть с 1976 года. Сам по себе частичный или даже полный ремонт тормозной системы, которая начала побрякивать, клинить и «жевать» тормозные колодки, может обойтись в сумму от двух до пяти тысяч рублей. Гораздо реже придется тратиться на такой ремонт, если заменить штатные передние тормозные суппорты на тормозную систему от 2108, которая включает в себя:

  • комплект переходных пластин с крепежом для установки тормозных цилиндров от ВАЗ 2108 на ВАЗ 2121, а также 2123;
  • два суппорта 2108-09 — левый и правый;
  • два тормозных шланга для суппорта 2108;
  • четыре передние тормозные колодки 2110-12, 1118-19, 2170, 2190.
Читать статью  Устройство и ремонт тормозной системы Урала: передаем все нюансы

Чем же такой вариант лучше? Суппорты ВАЗ 2108 имеют специальные колодцы в скобе суппорта и направляющие пальцы. Все в совокупности минимизирует отход колодок от тормозного диска. То есть такой аппарат на ухабах не стучит и не брякает. У Нивы изначально такого направляющего аппарата нет. Помимо громких звуков это постепенно увеличивает холостой ход педали тормоза.

Направляющая скоба тормозных колодок ВАЗ 2108

Еще одно важное отличие не в пользу Нивы — ширина тормозной колодки. У ВАЗ 2108 она заметно шире, что продлевает срок службы тормозного диска. Кроме того, суппорты 2108 имеют всего один цилиндр и поршень, даже если последний подзакис, это легко вычислить сразу по поведению авто. Ну и диагональный износ колодок в этом случае полностью исключается. Для сравнения: у Нивы таких поршней целых три, подключенных к различным контурам. При разнице давлений в контурах неравномерный износ неизбежен.

А еще суппорт 2108 давит на колодки на 14% меньше, чем аналогичная деталь от Нивы. Это позволяет более эффективно перераспределять тормозное усилие. В принципе, с таким же успехом и результатом возможна переделка передних тормозов на Ниве на «девятошные».

Переделка тормозов по модификациям Нивы

Нивоводы — довольно большое сообщество, активно поддерживающее и популяризирующее отечественные внедорожники. И если классическая Нива 2121 уже давно считается раритетной моделью, то более современные аналоги, сошедшие с конвейера АвтоВАЗа — явление на российских дорогах частое. Однако и их владельцы постоянно модифицируют своих «железных коней» в надежде улучшить их ходовые качества. Чем же принципиально отличается переделка тормозов на «Ниве Шевроле» от, скажем, улучшения тормозной системы на модели 21213? Если подробно рассмотреть схемотехнику различных моделей, то принципиальной разницы между ними будет минимум. Доработка так или иначе требуется и передним, и задним тормозам.

Тормоза задние дисковые на ВАЗ Нива, Шеви Нива. LUСAS (комплект)

Если не придраться, то задние барабанные тормоза, которые, кстати, ставятся на многие раллийные авто, вполне удобны в эксплуатации. Однако для многих автовладельцев доработка задних тормозов «Нива Шевроле» — вопрос надежности. Именно поэтому они устанавливают вместо барабанных — дисковые варианты.

Дисковые тормоза отлично ведут себя даже в лютые холода, правда, придется дополнительно поменять главный тормозной цилиндр (чтобы жидкости тормозной больше прокачивалось), ну и передние тормоза заодно поменять лишним не будет, чтобы торможение задней и передней осей было синхронным.

Для такой модификации вам потребуется:

  • полный комплект тормозных дисков от «восьмерки»;
  • суппорты и колодки тоже от ВАЗ 2108;
  • шлан-шайба под задние дисковые тормоза.

Не торопитесь надевать диск. С полуосью должны поработать опытные токари — ее тоже придется дорабатывать, так как на родную диск просто не встанет. Улучшение тормозов в Ниве 21213 подразумевает спрессовку и запрессовку подшипника, установку регулятора давления тормозов, если такового не предусмотрено производителем. В противном случае при резком торможении машину будет ощутимо заносить.

Переделка тормозной системы на Ниве: доработка агрегатов

Тормозная система любой Нивы, как уже успели заметить многие владельцы этого внедорожника — это просто поле непаханное для экспериментов. Несмотря на то, что производитель, в принципе, постарался создать универсальный вариант, который прост и надежен, со временем именно тормоза у внедорожника начинают вызвать больше всего беспокойства. И дело не только в суппортах, колодках и других деталях системы, модифицировать приходится практически все, что так или иначе с ней соприкасается. Модернизация тормозов Нива подразумевает, например, переделку вакуумного усилителя и тормозного цилиндра. На такой шаг стоит решаться, если машина начинает «капризничать» на дороге, управлять ею становится сложно даже при достаточно благоприятных дорожных условиях. При этом вовсе не обязательно «точить» отечественный автомобиль под зарубежные запчасти, достаточно поставить на него ВУТ от переднеприводного ВАЗа. Доработка вакуумного усилителя на «Ниве Шевроле» — задача довольно простая, но стоит пояснить, что на смену родным элементам лучше брать детали из специализированных магазинов, а не с рук или авторазбора.

Помимо вышеперечисленных вариантов модификации, популярностью у автовладельцев также пользуются улучшение крепления троса ручного тормоза и доработка ручного тормоза на «Ниву Шевроле». У внедорожников этой серии именно он считается одним из «слабых звеньев». Стояночный тормоз у всех моделей Нива одинаков. Если регулировка не помогла, стоит заменить его на новый стандартный вариант. Настройка производится вручную.

Читать статью  Скрипят тормоза. Как избавиться от скрипа тормоза

Как самостоятельно заменить тормозные колодки на ВАЗ 21213

Тормозная система очень важна для безопасности движения. Поэтому необходимо следить за ее исправностью. Одним из основных элементов системы тормозов являются тормозные колодки (ТК), которые за счет силы трения, замедляют вращение колеса. Естественно, со временем они изнашиваются и требуют замены. Выполнить операцию замены ТК на «Ниве» можно самостоятельно в гаражных условиях.

Причины износа колодок тормозов и сроки замены

Все элементы автомобиля в течение эксплуатации изнашиваются
в разной степени в зависимости от испытываемой нагрузки. На износ колодок
тормозов влияет много факторов, поэтому периодичность замены для каждой «Нивы»
будет разной.

Внедорожники эксплуатируется в сложных условиях бездорожья,
поэтому на них замена выполняется через 15-20 километров. Причиной быстрого
износа является особенность дорожного покрытия, по которому приходится ездить
транспортному средству: песок, вода и грязь.

Износ ТК зависит не только от качества дорожного покрытия,
но и других факторов:

  • климатические условия местности, где
    эксплуатируется внедорожник;
  • ­­­манера езды водителя;
  • качество расходных материалов.

Производитель рекомендует производить замену в среднем через
30-50 тысяч. Но учитывая, что износ разный специалисты настоятельно рекомендуют
проверять тормозную систему через каждые 10 тысяч километров пробега.

При проверке нужно обращать внимание на наличие скрипов,
других посторонних звуков, плавность торможения. При замене параллельно следует
проверить целостность пыльников на направляющих, тормозных шлангов, резиновых
чехлов, степень изношенности тормозных дисков. Это необходимо для
своевременного выявления и устранения неисправностей.

На переднюю ось приходится основная нагрузка, поэтому ТК
спереди изнашиваются быстрее задних. В среднем на одну замену задних колодок
приходится две замены передних. Понять, что с тормозными колодками неполадки,
может любой водитель, если обратит внимание на характерные симптомы:

  • увеличенный тормозной путь;
  • стук при резком торможении;
  • неэффективная работа тормозов;
  • скрип при торможении;
  • металлический стружка на тормозных дисках или
    колодках.

При появлении хотя бы одного из признаков, необходимо
проверить тормозную систему и заменить изношенные детали, если обнаружены следующие
признаки износа:

  • видны трещины и расслоения ТК;
  • на поверхности колодке или накладки обнаружены
    дефекты в виде сколов и царапин;
  • по краю диска образовался выступающий бортик;
  • толщина накладок на колодках меньше требуемых
    технических характеристик;
  • неравномерный износ ТК.

Меняются колодки обязательно парой: две передние, две задние. При замене колодок только на одном колесе, водитель не сможет эффективно затормозить, машину может увести при торможении в сторону, что грозит созданием аварийной ситуации на дороге. Толщину накладки измеряют с помощью штангенциркуля. Допускается минимальная толщина – 1,5 мм.

Для проведения замены понадобятся следующие инструменты:

  • домкрат;
  • баллонный ключ;
  • набор ключей;
  • пассатижи;
  • газовый ключ или раздвижные пассатижи;
  • отвертка с плоским лезвием;
  • молоток;
  • монтажная лопатка;
  • опорная стойка;
  • штангенциркуль.

Естественно нужно купить новые тормозные колодки. Желательно
иметь проникающую жидкостью WD-40 для облегчения прикипевших крепежных
элементов.

Меняем колодки передней колесной пары

Чтобы было удобно работать, внедорожник устанавливаем на
ровную, горизонтальную плоскость. Под задние колеса подставляем противооткатные
башмаки и ставим на ручной тормоз. Перед демонтажными работами обрабатываем
резьбовые соединения WD-40. Замену выполняем по следующему алгоритму:

  • Срываем баллонником крепежные болты колеса. Домкратим ту сторону машины, на которой будем проводить замену. Устанавливаем авто для подстраховки на опорную стойку.
  • Выкручиваем все болты и демонтируем колесо.
  • С помощью пассатижей вытаскиваем шплинт прижимного рычага (ПР) нижней оси.

Как самостоятельно заменить тормозные колодки на ВАЗ 21213

  • Подходящим по диаметру приспособлением и молотком сбиваем ось.

Как самостоятельно заменить тормозные колодки на ВАЗ 21213

  • Затем удерживая ПР плоскогубцами вынимаем ось.

Как самостоятельно заменить тормозные колодки на ВАЗ 21213

  • Демонтируем прижимной рычажок.

Как самостоятельно заменить тормозные колодки на ВАЗ 21213

  • Из направляющей ТК достаем две пружинки, которые удерживали ПР.

Как самостоятельно заменить тормозные колодки на ВАЗ 21213

  • С помощью отвертки поддеваем и достаем суппорт.

Как самостоятельно заменить тормозные колодки на ВАЗ 21213

  • Снятый суппорт удобно положить на поворотный кулак.

Как самостоятельно заменить тормозные колодки на ВАЗ 21213

  • Далее с легкостью снимаем ТК с направляющей.

Как самостоятельно заменить тормозные колодки на ВАЗ 21213

  • Перед монтажом новых деталей, нужно вдавить в цилиндры поршни, которые выскакивают под давлением тормозной жидкости. Это можно сделать раздвижными пассатижами.

Как самостоятельно заменить тормозные колодки на ВАЗ 21213

  • Есть альтернативный способ: вставляем внешнюю ТК в направляющую, возвращаем обратно суппорт и монтажкой утапливаем поршни в цилиндры.
  • Перед тем как вставлять ось, ее конец желательно подточить с помощью наждака, чтобы край принял конусообразную форму.

Как самостоятельно заменить тормозные колодки на ВАЗ 21213

  • Перед установкой ось следует смазать графитовой смазкой или натереть графитом, чтобы она легко заходила и выходила из отверстия.
  • Прижимаем рычаг и вставляем ось.

Как самостоятельно заменить тормозные колодки на ВАЗ 21213

  • После установки несколько раз нажимаем на педаль тормоза, чтобы вышли поршни из цилиндров и прижали колодки к тормозному диску.

Как заменить передние тормозные колодки на «Ниве».

Меняем колодки задней колесной пары

Оценить состояние ТК без демонтажа тормозного барабана,
можно вытянув заглушку из щита и заглянув в смотровое окошко. Для замены задних
ТК транспортное средство загоняем на подъемник или смотровую канаву. Дальнейшая
работа представляет последовательность шагов:

  • Ослабляем гайки у колеса, подкладываем опоры под передние колеса и домкратим автомобиль. Подставляем страховочную опору, опускаем машину на него и снимаем с ручного тормоза.
  • На этом этапе можно проверить подшипники задней ступицы и трется или нет колесо. Это зависит от настроек ручника. Вращение должно быть свободным без задержек.
  • Откручиваем крепления и демонтируем заднее колесо.
  • Выворачиваем шестигранной головкой на «12» два болта. Чтобы зафиксировать колесо, включаем ручной тормоз.
Читать статью  У каких автомобилей дисковые тормоза

Как самостоятельно заменить тормозные колодки на ВАЗ 21213

  • Снятые болты закручиваем в два резьбовых отверстия, расположенные напротив друг друга.

Как самостоятельно заменить тормозные колодки на ВАЗ 21213

Когда будем затягивать эти болты, они создадут напряжение барабану на выход. Этого недостаточно для снятия барабан. Необходимо будет постукивать дополнительно по задней части барабана молотком через деревяшку. Постукивать нужно со всех сторон постепенно, подтягивая одновременно болты.

Как самостоятельно заменить тормозные колодки на ВАЗ 21213

  • Когда будут откручены болты с барабана, авто нужно снять с ручника. После этого снимаем барабан.

Колодки можно снять двумя способами. При использовании
первого способа выполняем следующие действия:

  • Скидываем верхнюю пружину, отсоединив отверткой ее конец от колодки.

Как самостоятельно заменить тормозные колодки на ВАЗ 21213

  • Убираем распорную планку.

Как самостоятельно заменить тормозные колодки на ВАЗ 21213

  • У передней колодки хвостовик стойки поворачиваем до тех пор, пока он не совпадет с прорезью на наружной чашке.

Как самостоятельно заменить тормозные колодки на ВАЗ 21213

  • Демонтируем пружины вместе с чашками.

Как самостоятельно заменить тормозные колодки на ВАЗ 21213

  • Вынимаем опорные стойки из ТК.

Как самостоятельно заменить тормозные колодки на ВАЗ 21213

  • Отводим в сторону переднюю ТК.
  • Скидываем нижнюю стяжную пружинку.
  • Отводим заднюю ТК и выводим рычаг стояночного механизма из зацепления с тросиком привода.

Второй способ состоит из такой последовательности шагов:

  • Вынимаем опорные стойки.
  • Поддев заднюю ТК, выводим ее из распорной планки.
  • Вручную опускаем ТК и выводим их верхние упоры из отверстий поршней рабочего цилиндра.

Как самостоятельно заменить тормозные колодки на ВАЗ 21213

  • Скидываем нижнюю стяжную пружину.

Как самостоятельно заменить тормозные колодки на ВАЗ 21213

  • Выводим ТК вместе с опорной пластиной и пружиной. При выполнении операции действовать нужно аккуратно, чтобы не повредить пыльники на цилиндрах.
  • Расцепляем рычаг ручника с тросиком привода, отсоединив наконечник.

Как самостоятельно заменить тормозные колодки на ВАЗ 21213

  • Снимаем ТК вместе с опорной пластиной и верхней стяжной пружинкой.
  • Прижимаем ногой к полу одну из колодок растягиваем пружину и освобождаем от упора распорную пластину.
  • Скидываем верхнюю стяжную пружину.
  • Расшплинтовываем рычаг ручника.

Как самостоятельно заменить тормозные колодки на ВАЗ 21213

  • Снимаем последовательно шайбу,

Как самостоятельно заменить тормозные колодки на ВАЗ 21213

Как самостоятельно заменить тормозные колодки на ВАЗ 21213

Как самостоятельно заменить тормозные колодки на ВАЗ 21213

  • Сборку производим в обратном порядке в зависимости от выбранного способа разборки.
  • Перед установкой новых ТК нужно заглубить поршни максимально в цилиндры. Есть два варианта вдавливания. Применяя первый, нужно через деревяшку аккуратно постукивать молотком по поршню.

Как самостоятельно заменить тормозные колодки на ВАЗ 21213

Второй способ: установить новые изделия и надавливать на них, опираясь двумя монтажками в бортик тормозного щита. Таким образом, верхние упоры ТК утапливают поршни в цилиндры.

Как самостоятельно заменить тормозные колодки на ВАЗ 21213

  • После замены ТК нужно отрегулировать стояночный тормоз.

Как заменить задние тормозные колодки на «Ниве».

Научившись менять ТК на ВАЗ 21213, приобретается опыт
авторемонтных работ, который поможет сэкономить на автосервисе и позволит
постоянно контролировать состояние тормозной системы, что уменьшает риск
создания аварийной ситуации на дороге.

Моя Нива

Нивоводы всех поколений, модификаций и стран, объединяйтесь!

Замена передних тормозных колодок: Нива Шевроле и Нива 4×4

Замена передних тормозных колодок: Нива Шевроле и Нива 4×4

С тормозами, особенно на Ниве, шутки плохи. Если колодки сильно изношены, их необходимо заменить. Самое время узнать, как это делать?

Симптомы изношенных тормозных колодок

Любой поломке предшествует определенный признак неисправности. На Ниве это проявляется следующим образом:

  • Вибрация при торможении. Но это не обязательно могут быть колодки. Гораздо чаще причиной этому становится кривой тормозной диск.
  • Ухудшение эффективности торможения.
  • Различные скрипы при торможении.

При появлении хотя бы одного из этих симптомов, рекомендуется обязательно проверить состояние колодок.

Как проверить тормозные колодки на Ниве?

Для этого необходимо снять переднее колесо и замерить остаточную толщину накладок. Она должна быть не менее 1,5 мм. Если она меньше, то колодки рекомендуется заменить.

Как выбрать передние колодки?

Существует множество производителей, которые занимаются выпуском накладок для Нивы 21213 и 21214. Среди них можно выделить следующие:

  • Оригинал. Каталожный номер – 21213501090. Цена составляет 556 рублей.
  • PILENGA. Цена составляет 401 рубль.
  • BOSCH. Цена: 839 рублей.
  • LUGAS. Цена: 853 рубля.

Самым лучшим производителем тормозных колодок для Нивы 4х4 и Нивы Шевроле принято считать BREMBO. Но цена у них достаточно высокая – 1123 рубля.

Выбирать колодки следует из условий эксплуатации. Если машина часто используется на шоссейных дорогах или в городе, то необходимы хорошие накладки, вроде Лукаса и Брембо, а вот для бездорожья достаточно будет и оригинала. Куда большее значение для Нивы имеет производитель тормозных дисков, так как диски чаще страдают заводским браком и зачастую приходят в магазин уже кривыми.

Процесс замены

Чтобы поменять тормозные колодки на Ниве, необходимо выполнить следующий порядок действий:

Снимите переднее колесо автомобиля:

Снимите две шпильки тормозного суппорта:

Предварительно нужно демонтировать с них стопора.

Демонтируйте крепление тормозного суппорта:

Демонтируйте старые тормозные колодки, а на их место установите новые:

Откачайте небольшую часть тормозной жидкости, вдавите поршни внутрь тормозного цилиндра. Смажьте шпильки суппортов и другие подвижные части тормозных механизмов Niva Travel смазкой для суппортов:

Произведите сборку элементов в обратной последовательности.

Аналогично данная процедура выполняется для модификаций ВАЗ 21213, 21214 и Niva Travel.

Источник https://sv-parts.ru/blog/detail/peredelka-tormozov-na-nive-dorabotki-dlya-uluchsheniya-tormoznoy-sistemy/

Источник https://autocentrum.ru/brands/lada/19198-kak-samostoyatelno-zamenit-tormoznye-kolodki-na-vaz-21213.html

Источник https://my-niva.ru/brake-pads/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: