Регистрация замены кузова или кабины в ГИБДД в 2021 году
А начнём мы с понимания, что такое кузов машины. Формально в России это номерной агрегат. И это значит, что на него наносится обозначение-номер, идентифицирующий всё транспортное средство. А по закону, если в ГИБДД не удастся идентифицировать машину (фактический номер на агрегате не будет совпадать с документами), то в регистрации такого авто откажут на законных основаниях.
Но всё не так печально – новый кузов официально оформить можно, а право замены есть у любого автолюбителя. Правда, для этого нужно соблюсти ряд условий и формальностей, а также собрать необходимые документы, в том числе на новое «тело».
Понятие кузова
Для начала нужно определить, чем вообще является кузов. Мало кто об этом задумывался на самом деле.
Если говорить о формальном понятии, то у нас автомобильный кузов определяется как номерной агрегат. То есть на нем предусмотрены определенные обозначения в виде номерных знаков и символов. Этот код служит для идентификации агрегата и всего транспортного средства. В случае, когда ГИБДД не может идентифицировать автотранспортное средство, когда фактические номера не совпадают с теми, что указаны в документе, никто регистрировать авто не будет. Причем на совершенно законных основаниях.
Но не опускайте руки. Возможность законно оформить новый кузов можно. При этом каждый автомобилист обладает правом это делать. Только тут не забывайте о некоторых условиях и формальностях.
Как нельзя оформить замену в 2021 году?
Начнём мы с закона, который регулирует порядок замены. Практически единственный правовой акт, предписывающий порядок регистрации (другие имеют мало практического отношения к нашему вопросу) – это новенький Приказ №399, который вступил в силу совсем недавно. Именно он регламентирует не только порядок процедуры постановки на учёт заменённых компонентов автомобиля, но и что запрещено ставить на учёт.
Итак, на 2021 год действуют следующие ограничения:
- нельзя производить замену на новый кузов, если он числится по данным ГИБДД в розыске (в угоне, автомобиль с ним снят с регистрации ГАИ по утрате),
- если у вас нет документов на новый компонент (пункт 17 Приказа),
- по закону можно поставить кузов с утилизированного автомобиля, но на практике в 99% случаев нельзя – вы получите отказ, потому как даже всю машину в полной комплектности после утилизации достаточно непросто восстановить,
- вы не поставите на учёт машину с заменённым кузовом, если он снят с авто, за которое не был произведён утилизационный сбор (п.3 Приказа), но можно поставить, если он выпущен ранее сентября 2012 года,
- если вы уже поменяли «тело» на новое, то с большой долей вероятности вам откажут в регистрации на основании пункта 3 Приказа №399 из-за несоответствующих номеров номерных агрегатов, в число которых входит и обсуждаемый нами, подробнее этот вопрос мы обсудим ниже,
- если номер кузова не читается – в этом случае шансы внести изменения в учётные данные Госавтоинспекции примерно 50/50 – вас направят на экспертизу с нечитаемым номером агрегата, а установит ли номер экспертиза, известно будет лишь после её проведения,
- если есть признаки подделки (переварки, изменения цифр/букв VIN номера) обозначений.
Вас также заинтересует:
- Как внести изменения в конструкцию автомобиля официально?
- Как поставить на учёт ГБО в ГИБДД? Инструкция по оформлению, правила и документы
- Новые правила внесения изменений в конструкцию автомобиля и ППРФ №413
Сложности при регистрации смены типа кузова
Давайте разберемся почему для регистрации смены типа кузова намного проще и разумнее обратиться в Нашу компанию, чем идти и делать все самому.
Первое, что вы потеряете, если будете пытаться оформить регистрацию смены типа кузова самостоятельно — это время, так как Вам так или иначе придется обратиться в аккредитованную лабораторию (такая, как наша), чтобы эксперт сказал Вам что он не против установки на Ваш автомобиль смены типа кузова. Только после этого вы поедете устанавливать смены типа кузова, затем Вам нужно пройти техосмотр и экспертизу таким образом в лучшем случае все затянется на 1.5 — 2 месяца.
Также может быть очень много причин, по которым тот или иной инспектор может отказать Вам в установке, а соответственно и в регистрации смены типа кузова, в этом случае Вам вообще никак не удастся завершить регистрацию. Таким образом Вам придется предпринимать усилия по устранению недостатков.
Напомним, что для регистрации смены типа кузова Вам необходимо будет пройти техосмотр, что не самая легкая задача. Так как если установка смены типа кузова была произведена в неофициальном сервисе, то есть вероятность, что пройти техосмотр на такой машине и получить диагностическую карту вообще невозможно. Тогда Вам придется опять ехать в сервис и переустанавливать оборудование.
Как вы поняли предыдущие 3 пункта могут продолжаться сколь — угодно долго. Плюс к этому все эти сложности будут сопровождаться потерей не только времени, но и денег. Из-за всех этих причин человеку практически не реально зарегистрировать смены типа кузова самостоятельно.
Из всего этого следует, что намного дешевле и быстрее будет обратиться в Наш центр, где вы получите все документы уже через 2 дня.
А как можно?
На самом деле, есть 2 варианта переоформления такой замены в ГИБДД в зависимости от состояния компонента. Эти варианты кроются в 2 постулатах законности данной процедуры на 2021 год:
- менять кузов на другой вообще можно – не запрещено законом,
- но если вы купили его б/у с другого авто, то документов на него не будет, так как бумаг на высвободившийся номерной агрегат уже давно не выдают, а других у вас не может быть.
В конечно итоге получаем 2 варианта развития событий и, соответственно, инструкции по замене, в зависимости от конкретно вашей ситуации:
- если «тело» покупалось новым, то тогда можно провести регистрацию в ГИБДД в традиционном понимании – оформить её как замену кузова,
- если же этот компонент вы приобрели в б/у состоянии, то гораздо проще будет оформить на себя заменяющий кузов как приобретение всего автомобиля целиком (то есть кузов=автомобиль, а на него вы просто перебрасываете все детали и узлы со старой машины).
Оформление замены кузова как смены всего автомобиля целиком в качестве официального узаконивания этой процедуры подойдёт только в случае, если идентификационные номера (VIN) нанесены лишь в локации поверхности кузова. То есть такое нельзя делать с рамными внедорожниками и грузовыми авто, где меняется только кабина. Кроме того, не должно быть изменения конструкции автомобиля.
Что такое изменение конструкции? Это установка таких компонентов, которые в стоке на данную модель авто не ставились. Например, из самого очевидного – двигатель. Он должен совпадать по модели и характеристикам с тем, что устанавливали на ваш новый кузов. Более подробно данный вопрос мы обсудили в статье про смену мотора. Подчеркнём в контексте нашего вопроса, что новый кузов должен быть в точности идентичен меняемому – чтобы не произошло изменения этой самой конструкции.
Также во втором случае не потребуются документы на кузов для получения права его замены.
А вот в случае, если вы купили «туловище» авто новым, то оно должно по документам значиться именно как новый номерной агрегат (то есть речь идёт не о покупке нового автомобиля, а именно компонента под смену).
Замена двигателя на полностью новый
С полностью новым двигателем владелец машины застрахован от того, что агрегат ранее мог принадлежать угнанному автомобилю, поэтому обращаться в отдел розыска за тем, чтобы проконтролировать номер новой запчасти не нужно.
В остальном же данная процедура полностью идентична описанным выше алгоритмам оформления замены мотора в ГИБДД. При аналогичных характеристиках нового агрегата вам потребуется минимум времени и бумаг. При установке нового мотора с отличными от заводских характеристик авто параметрами, придется запастись временем и терпением.
Как официально оформить замену?
Итак, приведём небольшую инструкцию в зависимости от каждой из ситуаций, описанных выше.
Если кузов б/у
В этом случае официальная регистрация замены аналогична покупке автомобиля с пробегом:
- вы перекидываете на новый всё с той машины, у которой кузов под замену,
- далее нужно поставить на учёт данный авто аналогично как при покупке б/у автомобиля: заменить свидетельство о регистрации, внести изменения в ПТС (старого авто).
Старый же кузов со старыми запчастями и деталями можно сдать в металлолом и списать в утилизацию либо снять с учёта в ГИБДД на основании утраты.
Полная инструкция по регистрации изменений в связи со сменой собственника авто здесь (а именно эту процедуру мы проводим при замене главного агрегата машины). Если нужно сохранить номера со старого автомобиля (со старым кузовом), то инструкция здесь.
Если кузов новый
Новые кузовы в России можно приобрести только для отечественных автомобилей. Для иномарок практически нигде в продаже таких новых компонентов вы не найдёте. Но иностранные производители почти всегда по запросу дилерских центров в нашей стране предоставляют таблички с необходимыми данными.
В этом случае формальных причин для отказа в замене кузова у ГИБДД нет. Но на практике возможны нюансы – дело в том, что редкие и ответственные процедуры инспекторы МРЭО ГИБДД проводить боятся, а потому им проще отказать в оформлении замены, нежели брать на себя ответственность. В этом случае поможет требование письменного отказа под видеозапись (снимать сотрудников не запрещено) – как правило, на этом всё и заканчивается успешно для заявителя.
При покупке нового кузова на него во всех случаях есть документы. Их ни в коем случае нельзя терять – регистрация замены кузова в ГАИ в 2021 году проводится строго на основании документов на новый (пункт 17 Приказа 399). С ними вам необходимо обратиться в ГИБДД, но ещё до замены…
Потому как далее вас ждёт хоть и упрощённая, но довольно дорогая сертификация транспортного средства. Упрощённость схемы заключается в том, что не требуется проведение испытаний и экспертиз, так как кузов «родной» и уже прошёл все испытания в составе вашей модели автомобиля. Но, тем не менее, процедура затратная по финансам и времени.
- Сначала необходимо получить разрешение в ГИБДД для замены кузова – это формальность и отказать вам не имеют право, так как закон 2021 года не запрещает этого.
- Затем нужно явиться на осмотр ГИБДД с документами: СТС, заявление на внесение изменений (пишется от руки на имя начальника МРЭО), ПТС и паспортом собственника авто.
- Далее нужно заменить кузов на новый фактически – обязательно у автосервиса должен быть сертификат соответствия на данный вид работ, иначе в официальной регистрации изменений откажут. Также не забудьте взять документы из СТОА: акт выполненных работ и другие документы, которые вам выдадут.
- Последним этапом остаётся подать заявление в ГИБДД уже на внесение изменений.
- (формат DOCX для заполнения на компьютере).
- для заполнения от руки.
Нюансы оформления
Начнем с подержанного кузова, который вы решили поставить на свою покалеченную в результате ДТП или той же коррозии машину. Здесь нужно:
- Перекинуть с донора все агрегаты, которые вам необходимы и предусмотрены комплектацией с завода на вашем авто;
- Машину ставите на учет. Делается это так же, как при приобретении авто на вторичном рынке;
- Потребуется поменять СТС, откорректировать данные в паспорте авто;
- Старый кузов сдается в утиль, на металлолом и списывается для снятия с учета.
Если же кузов новый, тогда процедура будет выглядеть несколько иначе.
Важно заметить, что в России разрешается покупать новый кузов только в случае с восстановлением машин отечественного производства. Новые агрегаты от иномарок вы вряд ли где-то купите. Зарубежный производитель может прислать кузов в дилерский центр со всеми номерами, табличками и данными.
Формально отказывать вам в регистрации сотрудники ГИБДД не должны, если вы меняете кузов на иномарке. Но поскольку процедура крайне редкая, некоторые боятся выдавать разрешения и предпочитают отказать клиенту. Это проще, нежели брать ответственность. Столкнувшись с необоснованным отказом, потребуйте от ГИБДД письменно это подтвердить и запишите процесс на видео. После таких действий они обычно соглашаются.
Поскольку кузов новый, родной и оригинальный, предварительно прошедший все процедуры испытания, схема регистрации несколько упрощается. Но она все равно будет дорогой и длительной. Здесь нужно:
- Купить кузов вместе со всеми прилагающимися документами;
- Получить через ГИБДД разрешение на замену. Отказ очень маловероятен, поскольку законных оснований у сотрудников нет;
- Затем вы приезжаете в отделение для осмотра. Тут стоит напомнить о том, какие документы нужно брать с собой. В список входит СТС, заявление на замену (внесение изменений), ПТС и ваш паспорт, как владельца машины;
- Через сертифицированный автосервис, имеющий право проводить такие работы, поставить новый кузов;
- Забрать после установки в автосервисе акт о выполненных работах и остальные прилагающиеся документы;
- Подать заявление через ГИБДД на внесение в регистрационные данные изменений.
Надеюсь, я сумел ответить на интересующие вас вопросы, и полноценно раскрыть тему.
Если же вы не нашли то, что искали, либо я упустил какой-то важный момент, поправьте меня, напишите в комментариях или задайте вопрос.
Думаю, на этом можно заканчивать. Спасибо, что вы с нами! Подписывайтесь и не забывайте рассказывать о нас своим друзьям!
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Подпишитесь на обновления и получайте статьи на почту!
Гарантируем: никакого спама, только новые статьи один раз в неделю!
Замена кузова по закону
Порядок законного оформления замены кузова на машине в 2021 году чётко регламентирован нормативно-правовыми актами. И сразу оговоримся, что дело это непростое. Настолько, что можно поменять формально внутренности на новые, нежели проводить замену номера этого компонента. Но это зависит от того, в каком состоянии вы приобрели «туловище» автомобиля: б/у или меняете на новый, есть ли на него документы и какие конкретно – именно эти факторы влияют на то, можно ли будет оформить замену кузова легально в ГИБДД и разрешена ли будет регистрация этой процедуры. Итак, давайте обо всём по порядку!
Я уже поменял кузов – можно ли оформить в ГИБДД постфактум?
А вот легализовать уже заменённый кузов автомобиля, как мы уже упомянули выше, невозможно. Хотя законных оснований для отказа здесь, казалось бы, и нет, но фактически на осмотре сверяется VIN-номер. Он и нанесён на кузов, и не будет совпадать с документами, а это уже причина для легального отказа.
Кроме того, вами не было получено предварительное разрешение на внесение изменений в конструкцию, а это противоречит пункту 7.18 Основных положений ПДД.
Тем не менее, в редких случаях оформить такую замену возможно, правда, только через суд. Но даже ничтожный шанс на это возможен только при 2 условиях:
- у вас остался старый кузов без признаков уничтожения или изменения VIN-номера,
- есть свидетели, документы на выполненные работы по замене.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Нужно ли менять свидетельство о регистрации при смене адреса регистрации?
- Как купить б/у автомобиль юридически правильно?
- Потерял ПТС на машину — как восстановить?
Замена мотора на контрактный
Смена двигателя в 2021 году на контрактный отличается от обычного случая тем, что устанавливаемый агрегат приобретен за пределами границ России. Отличительной особенностью в 2020 году будет такой момент: при установке на учет контрактного двигателя сотрудник государственной автоинспекции может потребовать от владельца таможенную декларацию на ввоз запчасти.
Все остальные аспекты процедуры аналогичны алгоритмам постановки на учет автомотора, приобретенного на территории России. Если возник случай установки мотора с аналогичными старому характеристиками, нужно будет лишь подать заявление и предоставить обновленное авто на осмотр. В случае установки автозапчасти с другими параметрами придется пройти все инстанции, как при регистрации российского автомотора с иными характеристиками.
Что следует понимать под заменой кузова
Что имеется в виду под заменой кузова?
Замена кузова авто — длительный и дорогостоящий процесс, направленный на замену старой, повреждённой «оболочки» автомобиля на новую. Такая процедура может потребоваться после серьезного ДТП, в ходе которого был причинен серьёзный урон как внешнему виду, так и внутренним механизмам ТС, и будет состоять из следующих этапов:
- Снятие и отключение всех заслонок, труб, соединительных пружин, тросов, шлангов, а также рулевого колеса и коробки переключения передач.
- Откручивание креплений самого кузова.
- Установка в обратном порядке новой детали.
- Проверка надежности соединений и полная диагностика машины.
Будет трудно найти сервисный центр, который возьмётся за подобные работы, ведь для их проведения требуется множество специальных инструментов и техники, а также не каждый автомеханик знает, как заменить кузов на автомобиле.
Важно! Все сведения о ремонте должны быть записаны в техпаспорт автомобиля, что и является основной проблемой для автовладельца: если большинство запчастей может быть заменено без разрешения ГАИ, то смена кузова, который является номерным агрегатом, потребует от вас перерегистрации транспортного средства.
Замена кузова автомобиля по закону
Замена кузова – сложный технически и юридически ремонт автомобиля, который выполняется достаточно редко. Обычно это необходимо при серьезном повреждении кузовной конструкции после ДТП и при сильном его износе после многих лет эксплуатации машины. Обычно на такое решаются автолюбители, которые планируют продать свое авто (и имеют возможность замены кузова), не хотят расставаться с раритетным транспортным средством, либо рассчитывают тюнинговать его.
Однако заменить кузов на машине не так просто. Он относится к категории номерных деталей, а его номер обязательно сверяется в ГИБДД при проведении любых регистрационных действий. При несовпадении номера в ПТС с нумерацией на агрегате, вы получите отказ в перерегистрации, можете попасть под административный штраф и оказаться фигурантом криминального расследования.
Разрешена ли замена?
Итак, кузов автомобиля имеет уникальный идентификатор (VIN): кузовная серия, номер и индивидуальный код детали. Номер ставится на заводе автопроизводителя и обязательно указываются в СТС. ГИБДД вносит VIN в базу данных и вписывает его в ПТС в процессе регистрации машины.
С юридической точки зрения, VIN – есть уникальный идентификатор самого авто, по которому сотрудники идентифицируют:
- само авто и его принадлежность конкретному владельцу (номер на кузове + номер в ПТС);
- гарантированную безопасность авто для дорожного движения в РФ (оригинальный кузов – отсутствие несанкционированных модификаций конструкции);
- чистоту автомобиля (проверка на угон и розыск).
Теперь попробуйте заменить кузов и получите неприятности! Госавтоинспекция не сможет идентифицировать машину и ее владельца, не сможет проверить его историю и уровень безопасности — номера не совпадают. Отказ в регистрации/перерегистрации, возможное административное разбирательство и штрафные санкции — гарантированы.
Существует также Техрегламент безопасности, требующий принимать VIN авто в качестве гарантированного подтверждения безопасности машины для дорожного движения. Автомобили проходят техосмотр, получают такое подтверждение, после чего VIN вписывается в ПТС. То есть, идентификатор кузова – это еще и подтверждение соблюдения требований Техрегламентов.
Исходя из этого, можно сделать вывод: замена кузова запрещена. Однако это не так.
На сегодняшний день существует официальный Приказ МВД №339, согласно которому любой частный автовладелец имеет право такую замену провести. Однако есть жесткие условия:
- VIN автокузова должен быть вписан в ПТС его владельца, и они должны совпадать;
- новый кузов должен иметь все необходимые официальные документы;
- замена кузова не должна вести к конструктивным изменениям;
- автомобиль должен пройти осмотр в ГИБДД, а новый VIN должен быть внесен в базу данных.
Если учесть, что на б/у кузова в России давно никто не оформляет никаких документов, то выбор у вас невелик: установить на машину можно только новый кузов, на который документы обычно есть, и это будет именно замена. Агрегаты же б/у (снятые со старых авто) вам установить не позволят, а если установите самовольно – откажут в перерегистрации нового VIN и оштрафуют.
Однако, в случае с подержанными кузовами закон можно обойти:
- Если серия и номер двух кузовов будут совпадать (литеры + начальная группа цифр), то вы можете оформить замену как капитальный ремонт авто.
- Второй вариант: оформить б/у кузов не как замену, а как покупку целого авто (VIN, по сути, и есть авто), на который переустановлены все узлы и детали с вашей старой машины. Это немного трудоемкая процедура, но зато замена на б/у агрегат будет законной и легальной, а на сам кузов не нужно предоставлять документы.
Это не все тонкости, однако это – главное, что вам обязательно нужно знать о замене автокузова. И если вас не смущают возможные трудности, можете приступать к процедуре.
Пошаговая инструкция по официально замене кузова автомобиля
Процедура замены кузова и переоформления VIN зависит от того, какой агрегат вы устанавливаете на транспортное средство, и как регистрируете внесение изменений в ГИБДД.
Новый кузов
В России вы можете купить новый кузов с документами только для отечественных автомобилей. Для иномарок новые кузова у нас не продаются, но дилерские центры могут запросить у автопроизводителя номерные таблички с требуемыми данными, которые формально принимаются в ГИБДД (однако под каким-то предлогом могут и отказать – требуйте письменного отказа).
Если кузов родной и с документами, то регистрация должна проводиться по упрощенной процедуре – никаких экспертных процедур не требуется. Ваши действия:
- получаете формальное разрешение на замену кузова в ГИБДД (отказать не имеют права);
- предоставляете сотрудникам Госавтоинспекции пакет документов – паспорт гражданина, ПТС, СТС, заявление на имя начальника МРЭО о внесении изменений;
- меняете кузов на сертифицированном СТО (нужна копия сертификата на работы, акт выполненного ремонта);
- подаете заявление в ГИБДД на регистрацию изменений и внесение нового VIN в ПТС.
Процедура обычно не занимает много времени, но потребует немалых финансовых вложений. Обязательны документы на кузов – сертификаты и декларации на кузов от отечественного авто, таможенные декларации на ввоз кузова из-за границы.
Кузов б/у
Тут два варианта:
- Меняете кузов на СТО и оформляете его как капитальный ремонт авто (ГОСТ 18322-78).
- Меняете кузов на СТО и оформляете покупку б/у автомобиля с заменой СТС и внесением изменений в ПТС. Все комплектующие считаются перемонтированными на новое б/у авто с VIN, который нужно перерегистрировать. Старый кузов оформляется на утилизацию (утилизационный сбор) или сдаете в металлолом (требуйте документ). Можно также снять машину со старым VIN с учета как утраченную.
Эти процедуры выглядят проще, но отнимают массу времени и денег. Преимущество: не нужны документы – только свидетельство Госавтоинспекции на легальность кузова от б/у авто.
Оформление легализации нового кузова в ГИБДД
Если вы заменили кузов авто без предварительного согласования с ГИБДД и рассчитываете его «легализовать» — то есть, пройти стандартную процедуру регистрации, то вас ждет разочарование.
Если нет предварительного разрешение на внесение конструктивных изменений в автомобиль, вы не сможете пройти процедуру осмотра транспортного средства (7.18 ПДД). На осмотре сотрудники ГИБДД должны осмотреть машину со старым кузовом и сверить номера на агрегате и в ПТС. Если кузов уже заменен, сверить не получится – номера не будут совпадать. Следовательно, вы получите законный отказ на замену.
Теоретически, вы можете обжаловать отказ в суде. Но только в том случае, если у вас сохранился старый кузов с VIN и свидетели выполнения замены (работники СТО, например).
Почему ГИБДД может отказать?
Согласно Приказу МВД №339, сотрудники Госавтоинспекции на законных основаниях имеют право отказать вам в выдаче предварительного разрешения на замену кузова, если:
- автомобиль с запрошенным VIN находится в розыске, оформлен как утраченный или снят с регистрации в ГИБДД;
- на новый кузов у вас нет никаких документов;
- новый VIN числится за утилизированным авто (уплачен утилизационный сбор);
- вы установили новый кузов на машину без предварительного разрешения ГИБДД;
- новый VIN плохо читается (необходима экспертиза);
- VIN на новом кузове носит следы изменения или подделки.
По всем перечисленным случаям законного отказа вы имеете право потребовать письменное объяснение. Однако, если факты на лицо – оспорить отказ вы, скорее всего, не сможете.
У сотрудников ГИБДД также существуют сомнительные поводы для отказа, которые позволят им не брать на себя лишнюю ответственность. Их следует также знать и помнить, что в ведомственных документах они не упоминается. Обычно автоинспекторы утверждают, что замена кузова автомобиля — это:
- недопустимое по закону действие;
- ремонт, запрещенный Административным регламентом 2013 года;
- нарушение порядка утилизационного сбора (он не нужен для кузовов);
- фактически новое авто или утрата старой машины;
- попытка подделать, изменить, уничтожить оригинальный VIN;
- нарушение правил проверки и идентификации транспортных средств.
Перечисленные причины отказа можно оспорить в судебном порядке. Поэтому по ним обязательно требуйте письменного объяснения от сотрудников ГИБДД.
Экспертное мнение — советы редакции
Кроме уже перечисленных ситуаций разрешенной и запрещенной замены кузова на автомобиле, желательно помнить и еще некоторые нюансы:
- Оформление замены кузова как замены старого авто на новое с новым VIN допустимо только для легковых транспортных средств с нанесенным на сам кузов VIN. Для грузовых авто и рамных внедорожников, в которых замене подлежит только кабина, а не весь кузов, это неприменимо.
- При покупке нового автокузова, обязательно сохраняйте все документы – без них вы не сможете получить предварительное согласие на замену и затем провести перерегистрацию нового VIN в ГИБДД.
- Вариант заказа на заводе нового кузова для авто с таким же VIN, как и на старом агрегате – невозможно и незаконно. Согласно техрегламенту, существование двух кузовных деталей с одним VIN быть не может.
- Для старых японских автомобилей замена кузова вообще исключена – у японцев нет автомобилей с номерными кузовами. Сверить номера невозможно – разрешение на замену вы не получите.
- Установить на своем авто кузов с аварийного авто без документов – также невозможно. Поскольку именно VIN рассматривается как формальное авто, то ставится на учет именно он. Нет документов – нет VIN.
В заключении отметим, что замена кузова – это замена идентификатора (VIN-номера), по которому автомобиль регистрируется в ГИБДД, может быть идентифицирован и получить диагностическую карту после техосмотра (подтверждение безопасности транспортного средства). Поэтому самовольная замена кузова исключена и наказуема.
Однако заменить кузов вам запретить не могут. Согласно Приказу МВД №339, вы можете установить новый агрегат с документами и перерегистрировать новый VIN (вписывается в ПТС). Если хотите установить б/у кузов, придется оформлять его как капитальный ремонт или как покупку нового авто с новым VIN. Обе процедуры – трудоемкие и дорогостоящие.
Автор: Киселев Я.Л.
Порядок замены кузова автомобиля на новый
Сложно представить себе автомобиль без кузова — эта важная деталь не только рисует внешний облик авто, но также является защитой пассажиров и механической «начинки» транспортного средства. К сожалению, такие свойства металла, как подверженность коррозии и относительная мягкость, делают корпус машины уязвимым для воздействия окружающей среды и внешних механических факторов.
Если вы решили произвести замену кузова автомобиля, оформление нужных для данной процедуры документов потребует немало времени и сил, так что стоит заранее запастись терпением.
Что следует понимать под заменой кузова
Замена кузова авто — длительный и дорогостоящий процесс, направленный на замену старой, повреждённой «оболочки» автомобиля на новую. Такая процедура может потребоваться после серьезного ДТП, в ходе которого был причинен серьёзный урон как внешнему виду, так и внутренним механизмам ТС, и будет состоять из следующих этапов:
- Снятие и отключение всех заслонок, труб, соединительных пружин, тросов, шлангов, а также рулевого колеса и коробки переключения передач.
- Откручивание креплений самого кузова.
- Установка в обратном порядке новой детали.
- Проверка надежности соединений и полная диагностика машины.
Будет трудно найти сервисный центр, который возьмётся за подобные работы, ведь для их проведения требуется множество специальных инструментов и техники, а также не каждый автомеханик знает, как заменить кузов на автомобиле.
Важно! Все сведения о ремонте должны быть записаны в техпаспорт автомобиля, что и является основной проблемой для автовладельца: если большинство запчастей может быть заменено без разрешения ГАИ, то смена кузова, который является номерным агрегатом, потребует от вас перерегистрации транспортного средства.
Чем чревата несогласованная замена кузова
На любом кузове присутствует специальная маркировка — так называемый VIN-код, который содержит в себе зашифрованную информацию о серийном номере, комплектации, цвете автомобиля, заводе-сборщике, годе выпуска.
В связи с этим замена корпуса транспортного средства всегда должна согласовываться с сотрудниками ГАИ, иначе водителя ждут серьёзные неприятности: при первом же контроле автовладелец будет заподозрен в использовании чужого автомобиля без разрешения и лишится прав на срок до одного года.
Возможна и уголовная ответственность. По 166 статье УК РФ, человек будет обвинён в неправомерном завладении чужим автотранспортным средством без цели хищения (то есть угона). В таком случае ответственность будет заключаться в штрафе, размер которого может достигать 120 тысяч рублей, принудительных работах или лишении свободы на срок до 5 лет, а автомобиль будет конфискован.
Чтобы избежать подобных последствий, необходимо обратиться к специалистам, которые проведут работы по идентификации VIN-кода, и только после этого обратиться в ГАИ. Учтите, что в случае повреждения данной маркировки любые операции по замене кузова точно не смогут быть согласованы, а значит, будут бессмысленны.
Как подать заявление на замену кузова
Еще несколько лет назад автовладелец мог просто принести в отделение ГАИ заключение экспертизы и чек, свидетельствующие о легальной замене кузова авто, и потребовать внести в техпаспорт транспортного средства необходимые отметки.
В середине октября 2013 года автомобильное законодательство сильно изменилось, и теперь, чтобы официально оформить новый корпус машины, от водителя потребуется собрать большой пакет документов и, скажем сразу, быть готовым подать судебный иск на Инспекцию.
Необходимые документы
Для легального оформления нового кузова потребуется собрать комплект из следующих документов:
- паспорт гражданина РФ;
- заявление о регистрации замены кузова;
- сведения о номерных знаках авто;
- договор, подтверждающий Ваше законное право владеть транспортным средством;
- свидетельство о регистрации автомобиля, его техпаспорт и иная техническая документация;
- свидетельство о действующем VIN-коде кузова автомобиля;
- таможенный сертификат или сертификат соответствия на новую деталь;
- перечень внесённых в конструкцию автомобиля изменений.
Также будет необходимо оплатить пошлину на новый кузов, размер которой рассчитывается в соответствии со стоимостью новой детали. Полис ОСАГО предъявлять при обращении в ГАИ необязательно: сотрудники инспекции проверят его наличие по базе данных самостоятельно.
Последовательность регистрации
После подачи документов Вам остаётся лишь ждать, пока сотрудники ГАИ:
- проверят правильность и подлинность предоставленных бумаг;
- проведут осмотр транспортного средства и зафиксируют все изменения кузова;
- передадут полученные данные в ГИБДД.
Далее автовладелец получит либо разрешение на регистрацию нового кузова, либо отказ. В случае одобрения ремонта останется лишь дождаться загрузки новых технических отметок и документов в электронные базы данных.
Что делать в случае отказа
К сожалению, обычно из ГАИ приходят именно отказы в регистрации нового кузова, официальными причинами которых становятся:
- неполнота предоставленного комплекта бумаг;
- неверность некоторых документов;
- автомобиль находится в базе угнанных.
Помимо приведённых выше причин, отказы могут содержать и более расплывчатые формулировки:
- автомобиль не может быть идентифицирован;
- новый кузов не отвечает требованиям безопасности;
- автовладелец не уплатил утилизационный сбор;
- VIN-код кузова был изменён.
Любое решение ГАИ можно обжаловать в судебном порядке, хотя надеяться на успех, как правило, не приходится: арбитраж почти всегда встаёт на сторону Инспекции.
Учтите, что основанием для начала процесса могут служить только физические доказательства отказа, поэтому вам будет необходимо потребовать от сотрудника инспекции соответствующие бумаги. Очень часто инспекторы ограничиваются лишь устным ответом, который на судебном заседании нельзя предъявить в качестве довода апелляционной жалобы.
В случае, если Вам отказали в обеих инстанциях, останется лишь утилизировать автомобиль: пользование, продажа и дарение ТС будут считаться нарушением закона.
Заключение
Итак, замена кузова — сложный с технической точки зрения процесс, а с точки зрения отечественной юрисдикции — почти невозможный. Новое законодательство позволяет сотрудникам ГАИ своевольно выносить решения по поводу регистрации ремонта, а судебная власть в подобных случаях редко встаёт на сторону автовладельцев.
Конечно, кто-то отчаянный может попытаться дать взятку инспектору, тем самым не только нарушив закон, но и не решив проблему полностью: продать в дальнейшем автомобиль с «серым» кузовом все равно не удастся.
Источник https://evilpapech.ru/uchet/zamena-kuzova-avtomobilya.html
Источник https://www.driver-helper.ru/text/sovetiy/zamena-kuzova-avtomobilya-po-zakonu
Источник https://prava.expert/avtoyurist/voditelyu/poryadok-zameny-kuzova-avtomobilya-na-novyj.html