Как определить стук клапанов?

Как определить стук клапанов?

Как вы все прекрасно знаете работать постоянно, ничего не может. Как бы печально это не звучало, но наступит такой момент, когда вам надо будет отвести автотранспорт на СТО, чтобы провести диагностику всевозможных неисправностей. Бывают очень сложные поломки, и отремонтировать своими руками не получится. Но и возникают такие, что вы самостоятельно сможете устранить их в своем гараже. Например, стук клапанов, это серединка. Иногда вы можете исправить проблему собственноручно, а иногда не справится без помощи специалиста.

Как определить стук клапанов?

Как же все-таки определить стучат ли клапаны?

Автомобилистам новичкам, поначалу будет очень тяжело понять, по какой причине происходит возникновение шума. Сторонние звуки образуются в таких случаях, если поломался:

Клапана воспроизводят очень четкий уловимый звук, как бы постукивающий металлический возле газораспределительного механизма (ГРМ). Одной из особенностей является постоянство стука, как при слабой мощности, так и на высоких оборотах. Конечно, водителю без навыков определить полагаясь лишь на слух поломку клапанов в действительности не реально. Вы можете самостоятельно проделать диагностику:

1. Вам необходимо открыть капот, потом отверстие с заглушкой для заливания масла. Оставьте свой транспорт заведенным, и внимательно послушайте. Если вам покажется, что шум увеличивается, то это все-таки неисправен клапан.

2. Можно также установить стетоскоп, рядом с той деталью, которую вы считаете неисправной. Прибегнув к такому способу, вы сможете определить источник стороннего шума.

Как определить стук клапанов?

Какова причина постукивания клапана

Современные автотранспортные средства оснащены распределительным валом. Он располагается сверху. К функционированию клапана приводит стержень, иначе называется «Толкатель». Издает постукивающий звук клапан по некоторым причинам. Давайте рассмотрим поочередно каждую:

1. Практически всем автомобилистам известно, что между стержнем и клапаном находится некое расстояние, которое рассчитано производителями автотранспорта. Если же происходит уменьшение или увеличение пространства, возникает громкий звук с постукиванием металлическим.

2. При постоянном использовании некачественного масла, происходит детонация мотора.

3. Если вовремя поездки на высоких оборотах или в момент разгона наблюдается стук, это может означать нехватку давления масла для повышения мощности двигателя.

4. Не верно установлен либо растянут ремень газораспределительного механизма.

5. Не маловажной причиной является изношенность. Каждая деталь спустя некоторое время нуждается в замене.

Как определить стук клапанов?

На остывшем моторе стучат клапана

Проводя диагностику, обратите пристальное внимание на температуру мотора. Некоторые факторы могут присутствовать независимо оттого, какие стучат клапана: на горячем или же холодном двигателе.

Возникшие звуки на холодном двигателе, проявляются по следующим причинам:

1. Изношенность двигателя.

2. Сужение клапанов. При достаточно высоком уровне температуры все металлы имеют возможность расширяться. При минимальном все по-другому, они уменьшаются. Поэтому дистанция от клапана до толкателя уменьшилась, а после того, как подогрелся двигатель, достигла первоначального состояния.

Из этого следует, что интервал от клапана до толкателя не подходит соответствующей норме, а при высоком уровне температуры мотора это может остаться не выявленным.

Как определить стук клапанов?

На горячем моторе стучат клапана

По каким причинам, в данном случае, создается шум:

1. В бочке недостаточное количество масла.

2. Издавать звук способен гидравлический компенсатор.

3. Загрязненный масляный фильтр.

4. Если плохо закручен болт распределительного вала к постели.

Как определить стук клапанов?

Какие действия необходимо предпринимать в момент стука клапанов

Чтобы разобраться с этой проблемой есть один не сложный способ, вам необходимо своего любимого железного коня отвести в ближайшее СТО, дабы специалист исправил появившуюся проблему. Бывают такие периоды, когда нет финансовой возможности сделать это, или просто захотелось самостоятельно отремонтировать автомобиль, поднабравшись при этом навыков. Если посмотреть, то такой случай с клапанами некоторым покажется незаурядной головоломкой в плане ремонта. Что весьма ошибочное мнение. Ведь сделав одно неверное движение звук лишь увеличится. Исключительно по этой причине, водителю без навыков не стоит пробовать, это делать. Если вы надумали приступить к ремонту, непременно ознакомьтесь с инструкцией по ремонту вашего автотранспорта.

Как определить стук клапанов?

Далее описан распространённая инструкция.

· Для попадания к клапану, нужно сперва извлечь заглушку «Головки Цилиндрического Блока». В обязательном порядке слейте масло;

· Затем вам необходимо повернуть распределительный вал, дабы с выступом установки совпала отметка на шкиве;

· Дистанцию от клапана до стержня можно определить, ощупывая самостоятельно;

· Шайбой регулировки можно откорректировать зазор;

· От особенностей конфигурации автотранспорта зависит сколько раз, будут производиться действия с шайбой;

· После того, как соедините обратно все детали, проверьте опять, присутствует ли звук после проделанного;

Если происходит повторение проблемы отвезите автомобиль на СТО, по той причине, что вы не сможете устранить иные неполадки, несвязанные с пространством. Очень даже может быть, что не правильной была регулировка.

Читать статью  Притирка клапанов: как правильно выполнить?

Почему стучат клапана на холодном и горячем моторе

Металл расширяется после нагрева. Таковы законы физики. Поэтому зазор между деталями газораспределительного механизма (ГРМ) постоянно меняется в зависимости от температуры. Если расстояние становится слишком большим, стучат клапана. Мы описываем этот звук, как высокочастотное цоканье. Аналогичный шум может появиться при неисправности гидрокомпенсаторов. Устройства предназначены для автоматической компенсации теплового зазора и работают по гидравлическому принципу. Расскажем о том, как провести диагностику и отрегулировать зазоры.

Устройство клапанного механизма

Клапана стучат из-за нарушения теплового зазора

Элементы клапанного механизма

Основной деталью механизма можно назвать распределительный вал. На нем есть несколько кулачков, изготовленных в виде безударных профилей. Они нажимают на промежуточное звено (коромысло), которое передает усилие на сами клапана. Порой роль «передатчиков» играют толкатели, рокеры. Конструкция зависит от расположения клапанов:

На старых моделях двигателей за настройку зазоров отвечает регулировочный винт. В современных моторах коэффициент температурного расширения приводит в норму гидрокомпенсатор. Распределительный вал расположен в головке блока цилиндров (ГБЦ). Его вращает коленвал через цепную или ременную передачу. Направляющие втулки (1) предназначены для обеспечения точного движения клапана, а пружины (5) помогают вернуться в исходное положение. Обычно на верхнюю часть стержня надеты маслосъемные колпачки. Они не дают смазке попасть в камеру сгорания.

Причины появления посторонних шумов

Как работают клапана

Принцип работы клапанов

В силовых агрегатах, выпущенных в начале двухтысячных годов, клапана могут стучать уже после 10–15 тысяч км пробега. Судя по нашему опыту, за это время регулировка зазора сбивается и надо выполнять ее повторно. Точный срок, когда пора браться за ключ и готовить набор щупов, указан в технической документации автомобиля. За первые пять лет после выхода с конвейера, в движке вряд ли возникнет серьезная неисправность.

Межсервисный интервал постоянно сокращается по мере эксплуатации машины. Ведь в результате трения стачиваются втулки, толкатели, коромысла и стержни клапанов, а также кулачки распредвала. Износ рабочих поверхностей вызывает увеличение зазоров. В этом случае одной регулировки хватает только на 5–6 тысяч километров. Со временем ситуация усугубляется до такой степени, что прокрутка регулировочного винта становится бесполезным занятием.

Гидрокомпенсаторы увеличивают ресурс клапанного механизма за счет плавной «подстройки» под температурный режим. Но и гидрики со временем приходят в негодность. Плунжеры перестают выдвигаться на нужное расстояние, ломаются обратные клапаны. В результате давление внутри корпуса падает, деталь перестает решать свою задачу. Появляется стук. Можно попробовать сделать ремонт или промыть гидравлический компенсатор. Скорее всего понадобится полная замена.

На холодном двигателе

Механизм ГРМ

Принцип работы механизма ГРМ

Чем ниже температура силового агрегата, тем больше зазоры между элементами клапанного механизма. Поэтому стук «на холодную» можно назвать вариантом нормы. Если после запуска мотора в районе головки блоков слышно цоканье, значит детали прогреваются. После того как температура достигнет 65 °C, шумы прекратятся сами собой. Этого не случилось? Скорее всего, в системе ГРМ есть неисправность. Как вариант — износ толкателей. Так происходит из‐за недостаточного давления масла. Фрикционные поверхности истираются без смазки.

Мы считаем, что все неполадки, которые не связаны со сбитой регулировкой, нужно решать в автосервисе. Разобрать клапанный механизм можно самостоятельно, особенно если есть опыт. Но результат ремонта не всегда оправдывает ожидания. Судя по нашему опыту, стук остается даже после замены втулок, толкателей и клапанов. Виной тому запчасти, качество которых не соответствует оригинальному. Да и регулировка — тонкая и кропотливая работа.

На горячем двигателе

Клапана стучат из-за неисправности гидрокомпенсатора

Принцип работы гидрокомпенсатора

Если обратиться к теории, нагрев металла должен компенсировать тепловые зазоры. Стук продолжается? Первым делом следует обратить внимание на систему смазки. Когда в ней падает давление, большая сила трения провоцирует появление металлического скрежета. На большой частоте он воспринимается на слух как цоканье. Типичный признак, говорящий о неисправности — включение красной или желтой пиктограммы в виде масленки на панели приборов. Советуем заменить фильтр и масло, осмотреть гидрокомпенсаторы.

Проблема не ушла? Следует проверить работоспособность масляного насоса. Стук клапанов «на горячую» порой сигнализирует о низком уровне масла. Это легко проверить с помощью штатного щупа. Полоска должна находиться не ниже отметки min. Шум на холостых оборотах появляется из‐за поломки гидрокомпенсаторов. Порой причиной становится появление детонации в движке: горючая смесь воспламеняется неравномерно. Если неприятный звук проявляется при разгоне, дело в износе деталей клапанного механизма.

Диагностика

Стетоскоп для диагностики стука клапанов

Устройство стетоскопа

Первым делом советуем определить локацию. Действительно ли дело в клапанах, или стуки слышны со стороны блока цилиндров? Порой очень похожее цоканье издают топливные форсунки на инжекторном двигателе. Для диагностики понадобится технический стетоскоп. Прибор можно приобрести в крупном автомагазине или заказать в интернете. Стетоскоп состоит из пары дужек с ушными оливами на концах. За передачу шума отвечает звуковод — полая трубка. К клапанной крышке нужно приложить головку прибора, прислушаться и запомнить цокот. Потом следует проверить блок цилиндров. Если щелчки доносятся оттуда, дело в износе вкладышей или подшипников коленвала. Возможно, слышен стук поршня.

Как стучат клапана: видео

Проще диагностировать шум на примере. Автор ролика специально разбирает силовой агрегат и нарушает регулировку клапанов: увеличивает зазор выше нормативных показателей. После сборки мотора слышно едва различимое цоканье:

Читать статью  Принцип работы и основные неисправности обратного клапана

Экспериментатор не останавливается на достигнутом результате. Он продолжает увеличивать зазоры. Со временем шум усиливается, особенно на высоких оборотах. Если с вашим мотором происходит то же самое, что на видео, значит, нарушена регулировка. Это самый благоприятный вариант. При износе деталей клапанного механизма стук будет не менее интенсивным. Только решить проблему с помощью регулировочного винта не получится. Придется менять запчасти самостоятельно или ехать в автосервис.

Выставление теплового зазора

Щупы для установки тепловых зазоров клапанов

Набор щупов

После проведения диагностики оказалось, что клапана стучат из‐за нарушения регулировки? Маленькие зазоры наносят вред силовому агрегату, как и большие. Для работы понадобится стандартный набор металлических щупов. На рисунке показан инструмент с шагом от 0,03 до 1 мм. Нужно узнать нормативные показатели для вашего двигателя. Для этого достаточно заглянуть в техническую документацию.

Пример. Нормативные показатели для 8‐клапанного движка Renault Logan с объемом 1,4 литра и маркировкой K7J равны: 0,1–0,15 мм для впускных клапанов и 0,25–0,3 для выпускных.

Все манипуляции лучше проводить на двигателе, остывшем до 20 °C. Первым делом следует открутить клапанную крышку и снять ее с посадочного места, не повредив прокладку. Дальнейшие действия советуем выполнять по шагам:

  1. Прокрутить коленвал и максимально освободить коромысло или толкатель от нажима со стороны кулачка.
  2. Просунуть щуп в пространство теплового зазора. Движется легко? Зазор большой. Не пролезает? Значит, расстояние слишком маленькое.
  3. Открутить контргайку регулировочного винта, закручивать винт до тех пор, пока щуп не начнет скользить в тепловом зазоре с небольшим усилием.

Останется повторить процедуру для каждого клапана, зажать контргайки, поставить клапанную крышку на место и проверить работу силового агрегата. Интенсивный стук должен прекратиться после прогрева двигателя до 65 °C. Если этого не произошло, значит, где‐то есть неисправность.

Выводы

Последствия эксплуатации автомобиля со стучащими клапанами зависят от причины появления посторонних шумов. Но даже при нарушении регулировки увеличится расход топлива и масла, снизится мощность силового агрегата. При более серьезных поломках нарушится работа фаз газораспределения. Зачем рисковать?

Приведем простой пример. Допустим, тепловой зазор меньше необходимого. Пережатый клапан не будет полностью закрываться. В результате поршень рано или поздно начнет ударяться о тарелку. Клапан погнется, мотор выйдет из строя. Придется проводить дефектовку и делать дорогостоящий ремонт.

Что делать в этой ситуации? Если услышали стук клапанов, советуем как можно быстрее посетить автосервис. Опытные мотористы выполнят диагностику неисправности, отрегулируют тепловые зазоры с максимальной точностью. Силовой агрегат будет работать как часы.

Стук клапанов

Стук клапанов говорит о недопустимом зазоре между кулачком распределительного вала и толкателем/рокером. Давайте рассмотрим, в каких случаях посторонний звук можно убрать регулировкой клапанов, а в каких случаях не обойтись без замены распредвала, гидрокомпенсаторов. Также поговорим о рассинхронизации фаз ГРМ, при которой возможен стук тарелок клапанов о поршни.

Принцип работы клапанного механизма

устройство клапанного механизма

Толкатель в конструкции клапанного механизма передает движение от распределительного вала к клапанам. Кулачок распредвала имеет безударный профиль, благодаря чему нажим на толкатель происходит плавно. Чем меньше зазор между толкателем и кулачком, тем тише работа клапанного механизма.

Поскольку все детали двигателя обладают коэффициентом температурного расширения, зазор между кулачком и толкателем в процессе прогрева двигателя будет уменьшаться.

Существуют несколько путей регулировки теплового зазора:

  1. Установка регулировочных шайб. Между толкателем и кулачком устанавливают подложку, толщина которой подбирается в зависимости от величины зазора. Регулировочная шайба представляет собой диск из высокопрочной стали.
  2. Установка индивидуальных толкателей для каждого из клапанов. Толщина стенки зависит от величины зазора, который необходимо компенсировать.
  3. Применение устройства для автоматической регулировки тепловых зазоров клапанов. Через специальные каналы в ГБЦ к гидрокомпенсатору подается моторное масло. Под давлением масла толкатель приподнимается в направлении кулачка распределительного вала, благодаря чему всегда обеспечивается оптимальный зазор между кулачком и толкателем.

Причина постороннего звука

принцип работы клапанов

Причины стука клапанов:

  • неправильная регулировка зазоров клапанов. Некоторые конструкции газораспределительного механизма предполагают регулировочные болты, при помощи которых можно выставить необходимый зазор между рокером и распредвалом. По мере износа деталей клапанного механизма эти зазоры изменяются. В сервисной документации по ремонту и обслуживанию автомобиля производитель регламентирует периодичность плановой регулировки клапанов;
  • износ кулачка распределительного вала, рабочей зоны рокера, шарнира регулировочного болта и зоны посадки шарнира в рокере. При совокупности этих неисправностей правильно отрегулировать клапаны сложно. Неравномерность износа шарнира, выработка на рабочей зоне кулачка и рокера ведут к изменениям в геометрии работы всего механизма. В таком случае для правильной работы двигателя предписанный регламент по регулировке приходится сокращать;
  • неисправность гидрокомпенсатора. Если по какой-либо из причин плунжер гидрокомпенсатора не выдвигается на необходимую величину, зазор между кулачком и толкателем будет слишком большим. Стучат гидрокомпенсаторы чаще всего в первые несколько секунд/минут после запуска, после чего посторонний звук исчезает.

Последствия

Если на авто застучали клапаны, на все детали механизма оказывается повышенная ударная нагрузка. В таком режиме работы кулачки распределительного вала и толкатель/коромысло быстрее изнашиваются.

В случае предельной выработки на кулачке качественно исправить образующуюся «ступень» не получится, распределительный вал придется заменить. Также под замену пойдут сточенные шарниры и рокера с расклепанными посадочными местами под шарниры.

В случае неправильной регулировки теплового зазора некоторые из клапанов могут оказаться зажатыми. Из-за недостаточного теплового зазора клапан дольше остается открытым, вследствие чего на тарелку клапана и седло оказывается большее термическое воздействие. Также при недостаточном зазоре существует риск срыва масляной пленки с рабочей поверхности рокера, из-за чего на нем появляются задиры.

Наиболее опасна ситуация с зажатыми выпускными клапанами, которые при работе двигателя нагреваются намного сильнее впускных клапанов. Длительный перегрев в таком случае приводит к прогару клапана. В дефектном цилиндре снижается компрессия, двигатель работает с перебоями, ECU регистрирует пропуски воспламенения.

Особую опасность зажатые выпускные клапаны представляют на автомобилях с газобаллонным оборудованием. Фаза горения пропана длиннее периода горения бензина, что повышает термическую нагрузку на выпускные клапаны и увеличивает риск их прогара. Поэтому не рекомендуем затягивать с проверкой зазоров, если на вашем авто застучал клапанный механизм

Как определить стук клапанов?

клапана автомобиля

Для определения стука клапанов вам потребуется технический фонендоскоп. Вы сможете максимально точно локализировать источник звука, отличив стук в двигателе со стороны цепного привода ГРМ от стрекота гидрокомпенсаторов, который будет доноситься из-под клапанной крышки.

Читать статью  Электромагнитный Клапан ГБО

В некоторых случаях источник постороннего звука можно определить по косвенным признакам неисправности тех или иных компонентов. Так стук клапанов на холодном двигателе чаще всего говорит о слишком большом тепловом зазоре, который по мере прогрева двигателя уменьшается.

Неправильную работу гидрокомпенсаторов также можно определить на слух и по косвенным признакам:

  • характерный стрекот появляется в первые секунды или минуты после запуска;
  • клапана стучат на горячую. По мере прогрева двигателя вязкость масла уменьшается. Если из-за критичного износа зазоры в плунжерной паре увеличиваются, напор масла и давление на плунжер уменьшаются. Как следствие, гидрокомпенсатор не обеспечивает компенсацию теплового зазора.

Посторонние шумы в случае проблем с клапанным механизмом чаще всего хорошо слышны на холостом ходу и небольших оборотах. Если вы услышали, что на авто стучат клапаны при разгоне, скорее всего, вы путаете этот посторонний звук с симптомами детонационного сгорания или стука поршневых пальцев.

Как правильно выставить тепловой зазор?

механик выставляет тепловой зазор клапанов

На автомобилях с регулировочными болтами применяется две основные методики регулировки клапанов:

  • настройка при помощи мерного щупа. Щуп имеет фиксированную толщину, которая соответствует необходимому зазору в клапанном механизме при фиксированной температуре деталей двигателя. Если говорить о двигателе ВАЗ классической модели, то в сети вы можете найти несколько типов рекомендаций на счет того, с каким усилием щуп должен вставляться и выниматься из-под рокера. В той или иной степени каждый из методов проверки не обладает достаточной точностью и не гарантирует правильность регулировки. Многие упускают из вида тот факт, что предписанные заводом 0,15 мм выставляются, когда детали клапанного механизма прогреты до 20ºС. С ростом или снижением температуры выставляемый зазор должен подгоняться под табличные значения, указанные в руководстве по ремонту и эксплуатации авто. Ширина используемого для замера щупа должна быть не меньше рабочей зоны рокера в месте контакта с кулачком распределительного вала;
  • настройка при помощи часового индикатора. В специальный набор для регулировки входит часовой индикатор и штатив, который позволяет закрепить индикатор соосно с регулировочным болтом. Если следовать инструкции завода-изготовителя, то с помощью такого набора вы сможете подогнать величину зазора под табличные значения с минимальной погрешностью.

Для контроля температуры деталей клапанного механизма отлично подойдет пирометр.

На автомобилях с регулировочными стаканчиками проблема стучащих клапанов решается путем замены неподходящих толкателей. Зазоры в клапанном механизме проверяются при помощи набора мерных щупов. По результатам замеров вы увидите, где нужно установить более толстые, а где более тонкие стаканчики.

На многие авто иностранного производства бывает сложно найти толкатели подходящей толщины. Иногда в таком случае автовладельцы прибегают к покупке и последующей подгонки до нужных размеров стаканчиков от двигателей отечественного производства.

Видео: Так стучат клапана ВАЗ

Почему стучат клапана о поршни?

Стук клапанов о поршни и соответствующий шум при работе мотора появляются вследствие рассинхронизации фаз ГРМ. Если при поднятии поршня к ВМТ клапаны остаются открытыми, поршень бьет по тарелке клапана. Последствия работы двигателя с подобной неисправностью зачастую видны через свечное отверстие даже без эндоскопа. Тарелки клапанов оставляют на поршнях характерные отметки. Нередко при этом ножка клапана деформируется.

Причина такой неисправности в неправильной установке фаз ГРМ либо в перескоке цепи/ремня ГРМ. Эксплуатировать автомобиль с подобной неисправностью категорически запрещено.

5 минут и салон авто как новый.
Посмотрите фото до и после

Ремонт стекла авто своими руками.
Спасает от трещин и сколов.

видеорегистратор + зеркало заднего вида + камера заднего вида
+ датчик движения + технология Dual cam + G-Sensor.

12в1 — видеорегистратор, GPS-навигатор,
камера, интернет, радар, FM, G-sensor.

Салон будет как новый!
Легко чистятся, не трутся, не рвутся.

Источник https://bilety-pdd.com/blog/remont-avtomobilej/pochemu-stuchat-klapana/

Источник https://ddcar.ru/blog/diagnostika/pochemu-stuchat-klapana-na-holodnom-i-goryachem-motore

Источник https://topmekhanik.ru/stuk-klapanov/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: