Какие нужны документы на автомобиль, если управляет не собственник?

Содержание

Как ездить на легковом автомобиле с прицепом

Прицеп здорово помогает делать ремонт, что-то строить или переезжать.

Когда я переезжал в другой город, мне потребовалось забрать с собой мебель, бытовую технику и другие крупногабаритные предметы. Можно было заказать небольшой грузовик, но я решил сделать все самостоятельно и перевезти вещи на прицепе. До этого у меня не было опыта вождения с прицепом, а на машине даже не было фаркопа. Я изучил теорию и проехал с прицепом более 3000 км. Оказалось, что все не так просто, как кажется.

Я расскажу, как оборудовать легковой автомобиль фаркопом, какие документы необходимо возить с собой, как правильно распределить груз и какие есть особенности в управлении авто с прицепом. Кроме того, напомню о правилах при перевозке прицепа и штрафах для тех, кто их нарушит.

Я заработала 100 000 рублей на Tinkoff Black

Что такое прицеп и зачем он нужен

Прицеп — транспортное средство без двигателя, на котором можно перевозить грузы. Прицепы популярны у дачников во время сбора урожая, их используют при переезде, строительстве и ремонте. В прицеп можно загрузить габаритные предметы, которые не помещаются в салон и багажник авто, и не переживать, что они повредят пластиковую отделку салона или обивку сидений.

Кроме того, прицепом может быть целый дом на колесах, который можно привезти куда угодно и жить в нем. Еще на прицепах возят квадроциклы и моторные лодки. Это возможность без посторонней помощи и в любое время перевезти почти все, что нужно, на личном легковом автомобиле.

Фаркоп: как подобрать, что к нему докупить и как его установить

Чтобы установить прицеп, нужен фаркоп — специальный крюк, который крепится к раме автомобиля сзади. Официально он называется тягово-сцепным устройством, ТСУ. Фаркоп, в отличие от прицепа, не универсальное устройство: его нужно подбирать под конкретную модель авто.

Фаркоп может быть в штатной комплектации с завода. Если нет, можно купить оригинальный в качестве дополнительного оборудования. На некоторые машины приходится искать неоригинальный фаркоп — перед покупкой убедитесь, что у него есть сертификат соответствия. Иногда при установке неоригинального ТСУ приходится подпиливать бампер.

Удобно, если с фаркопом сразу будет комплект электрики: розетка и проводка. Они нужны, чтобы на прицепе загорались стоп-сигналы и поворотники — это обязательное условие. Но если штатного комплекта нет, то электрическую часть можно докупить отдельно. Она универсальна и не привязана к модели авто или фаркопа. Если у вас дорогая машина, нет смысла переплачивать за комплект, который, по легенде, сделан именно для нее. Посмотрите на оригинал для какой-нибудь распространенной и недорогой в обслуживании модели.

Иногда дополнительно нужен блок согласования — набор реле, без которого бортовая сеть автомобиля с новым фаркопом может работать некорректно. Вот примеры неприятностей:

  • поворотники мигают слишком часто;
  • бортовой компьютер показывает ошибку фаркопа, из-за чего машина отказывается ехать с прицепом;
  • бортовая сеть автомобиля перегружается, периодически перегорает какой-нибудь предохранитель, например тот, что отвечает за стоп-сигналы.

У меня Хендай Крета, и первым делом я пошел на «Драйв-2» искать записи людей, которые уже поставили фаркоп. Так я узнал, что мне не нужен блок согласования, потому что у меня комплектация с обычными галогеновыми фонарями — все и так будет работать корректно. Были бы они светодиодные, пришлось бы покупать. Блок согласования стоит около 2000 Р .

Как поставить фаркоп. В моем случае его достаточно прикрутить соединительными болтами к штатным отверстиям на задних лонжеронах. Бампер не нужно ни снимать, ни подрезать.

Самое сложное — электрика. Чтобы подключить устройство, необходимо снять обшивку багажника и получить доступ к проводке автомобиля. Я в этом совершенно не разбираюсь, поэтому решил довериться специалисту. Он измерил напряжение и подтвердил, что в моем случае блок согласования не нужен.

Я объехал и обзвонил около десяти автосервисов, прежде чем нашел подходящий. В первом сервисе почему-то опровергли информацию из интернета насчет блока согласования: якобы для светодиодных ламп блок согласования не нужен, а для обычных — обязателен. Во втором соглашались на установку, только если фаркоп куплен у них. В третьем сказали, что на моей Крете нужно обязательно подрезать бампер, даже если фаркоп сертифицирован. Еще в одном сервисе ответили, что нужен прицеп и без него ничего не сделать.

Цена на работы варьировалась в диапазоне 4000—8000 Р . Мой фаркоп установили за 1500 Р , а электрическую часть подключили за 2500 Р .

я заплатил за установку фаркопа и подключение его к проводке автомобиля

Важно убедиться, что автосервис сертифицирован на установку фаркопов и может ставить отметку в сервисной книжке. Это позволит избежать проблем с гарантией на автомобиль и с ГИБДД, когда машину придется продавать и ставить на учет на другого человека. Установку фаркопа не нужно регистрировать в ГИБДД, но инспектор может попросить показать сертификат соответствия на неоригинальный фаркоп и отметку в сервисной книжке.

Набор штатной электрики на Хендай Крету к фаркопу с блоком согласования обошелся бы почти в 4000 Р . Источник: market.yandex.ru

Из чего состоит легковой прицеп

Прицеп состоит из рамы, кузова, дышла, сцепного устройства и оси колес с подвеской. Рама — это сваренные между собой лонжероны и перекладины. К ней крепится кузов — каркас из металлических или деревянных бортов. Задний борт, как правило, откидывается для облегчения погрузки и разгрузки. Если каркас закрыт тентом, то прицеп называют крытым. Такой прицеп можно оставлять на улице и не переживать, что его зальет водой.

На передней части прицепа находится дышло — треугольная сварная конструкция, которая крепится к фаркопу. На некоторых моделях прицепов на дышле есть опорное колесо. Оно опускается и поднимается с помощью ручки и облегчает стыковку прицепа с фаркопом. На конце дышла — сцепное устройство. Обычно это «чашка», которую надевают на шар фаркопа и фиксируют рычагом.

Виды прицепов для легковых автомобилей

Бортовые прицепы нужны для перевозки грузов и небольшой техники. У них квадратный или прямоугольный пол с невысокими бортами. Это самый распространенный вариант.

Лодочные прицепы используют для перевозки лодок, катеров, гидроциклов и даже яхт. У них нет бортов, а рама оснащена полозьями или роликами, по которым перемещается плавсредство. Чтобы легче загружать и разгружать лодочный прицеп, используют лебедку.

Также прицепы делят на легкие и тяжелые. Легкими считают прицепы, у которых разрешенная максимальная масса не более 750 килограммов. В нее входит вес самого прицепа — снаряженная масса — и вес груза. Отдельных тормозов у такого прицепа нет: замедляется и останавливается тягач, к которому он прикреплен.

Тяжелые прицепы грузоподъемностью более 750 килограммов обязательно должны оснащаться тормозами. Их устройство основано на инерции: при торможении дышло давит на фаркоп и зажимает тормозные колодки прицепа. У тяжелых прицепов может быть не одна, а две оси.

Лодочные прицепы можно погрузить в воду и с помощью лебедки и роликов затащить плавсредство на раму. Фото: Stas Knop / Shutterstock

Какие документы нужны на фаркоп и легковой прицеп в 2022 году

Паспорт транспортного средства — документ, содержащий сведения о прицепе и его владельце. Из ПТС можно узнать, например, VIN прицепа, разрешенную максимальную массу, год выпуска и цвет. ПТС выдается при покупке нового прицепа, при смене собственника в него вносят изменения.

Свидетельство о регистрации — основной документ на прицеп, который подтверждает его регистрацию в ГИБДД. В нем указаны данные собственника и госномер. Госпошлина за выдачу свидетельства о регистрации — 500 Р , при оформлении через портал госуслуг — 350 Р . Свидетельство о регистрации на прицеп нужно возить с собой, даже если прицеп не принадлежит водителю автомобиля.

Госномер на прицеп выдают вместе со свидетельством о регистрации в ГИБДД. Если прицеп не принадлежит водителю и дорожные камеры зафиксируют нарушение по госномеру прицепа, то штраф придет его собственнику, а не водителю. Госпошлина за выдачу регистрационных знаков — 1500 Р , при оформлении через госуслуги — 1050 Р .

Водительские права для перевозки прицепа. Для прицепов с разрешенной максимальной массой до 750 килограммов не нужны специальные права, подойдет категория B. Если грузоподъемность прицепа больше 750 килограммов — для перевозки нужны права категории BE. Такие прицепы в загруженном состоянии могут превышать массу самого автомобиля: например, прицеп-дача.

Страховка ОСАГО. Отдельный полис страхования для прицепа не нужен. Необходима отметка в действующем, что автомобиль используют с прицепом. Если вы оформили полис до покупки прицепа, нужно сообщить в страховую о внесении изменений в полис, это бесплатно. Если полис электронный, то после внесения изменений на электронную почту пришлют полис с новым номером и отметкой.

Техосмотр. Если прицеп принадлежит физическому лицу и его масса не превышает 3,5 тонны, то проходить техосмотр и получать диагностическую карту не нужно.

Стыковка фаркопа и прицепа

Если прицеп долгое время стоял без дела или были перепады температур, то перед тем как его стыковать, важно проверить давление в шинах. Рекомендованное давление пишут в руководстве по эксплуатации прицепа. Обычно это 2—2,2 атмосферы. Предельное давление указывают непосредственно на шине.

Перед первой стыковкой фаркопа и прицепа шар нужно смазать солидолом, литолом или похожей консистентной смазкой. Чтобы позже шар не пачкал одежду и на смазку не оседала пыль и грязь, его закрывают специальным колпаком.

Для стыковки автомобиля и прицепа нужно подвести чашку сцепного устройства прицепа так, чтобы она располагалась над шаром фаркопа. Если прицеп оборудован опорным колесом, то, вращая ручку, можно опустить чашку на шар и зафиксировать соединение. Отстыковку нужно делать на ровной площадке, чтобы прицеп не продвинулся вперед и не повредил задний бампер автомобиля.

Если каким-то образом чашка соскочит с шара, прицеп удержит страховочная цепь, которая дополнительно крепится к фаркопу. Для этого есть отверстия для болта и гайки, на которые закрепляют цепь. Если ее нет, ехать с прицепом запрещено.

На сцепном устройстве расположена электрическая вилка, которую соединяют с розеткой фаркопа. Благодаря этому сигналы поворотников, стоп-сигналы и габаритные огни автомобиля дублируются на сигнальные фонари прицепа. Без этих дублирующих сигналов ехать с прицепом также запрещено. Со временем электрические контакты окисляются, поэтому нелишним будет проверить, все ли сигналы на прицепе работают.

Сцепное устройство на дышле прицепа: чашка, фиксатор, электрическая вилка и опорное колесо для упрощения стыковки

Особенности эксплуатации прицепа

Распределение нагрузки. Чтобы прицеп был устойчив в поворотах, не прыгал по дороге и не спровоцировал занос, важно его правильно загрузить. Центр тяжести прицепа должен быть над осью колес. Это означает, что нельзя смещать груз в начало или конец прицепа. Его нужно равномерно распределить по всей поверхности, а если груз одиночный — разместить над осью. Оптимальная развесовка груза — 60% для передней части и 40% для задней.

В руководстве по эксплуатации или на информационной табличке прицепа указывают допустимую нагрузку. На шар фаркопа обычно приходится 10% от грузоподъемности прицепа, то есть 30—90 кг. На опорных колесах некоторых прицепов есть весы, но на практике проверять нагрузку приходится самостоятельно. Для этого нужно попытаться поднять руками дышло отцепленного нагруженного прицепа и примерно оценить нагрузку.

Читать статью  Утилизируем автомобиль правильно: пошаговая инструкция

Если взрослый мужчина не в состоянии приподнять дышло — передняя часть прицепа перегружена. В этом случае возрастает нагрузка на шар фаркопа и заднюю ось автомобиля. Перегруженный спереди прицеп будет стремиться приподнимать переднюю ось машины, из-за чего она может потерять сцепление с дорогой в экстренной ситуации.

Если центр тяжести смещен назад, то прицеп приподнимает заднюю часть автомобиля, что может привести к заносу. При этом прицеп раскачивает авто вверх и вниз и даже может сорваться с шара фаркопа.

Управляемость. Автомобиль с прицепом становится менее маневренным. Сложнее всего привыкнуть к тому, как прицеп ведет себя при езде назад. Обычно задняя часть авто при повороте руля вправо едет влево, а с прицепом все наоборот. Крутить руль нужно в ту сторону, куда хотите направить прицеп. Если слишком сильно вывернуть руль и продолжить движение, то прицеп может сложиться и повредить задний бампер.

При обгоне и перестроении автомобилю с прицепом нужно больше места. Об этом нужно всегда помнить, чтобы не «подрезать» другой транспорт. При поворотах с прицепом не стоит срезать углы, а наоборот — брать радиус поворота больше привычного примерно на метр. Прицеп поворачивает по радиусу меньшему, чем проходят колеса автомобиля. Особенно это актуально на АЗС, когда водитель близко подъезжает к колонке.

При разгоне прицеп с высоким тентом или задний борт открытого прицепа создают парусность, поэтому автомобиль медленнее разгоняется. Это важно учесть при обгонах. Загруженный прицеп при торможении по инерции толкает автомобиль вперед, поэтому тормозить приходится интенсивнее и держать дистанцию вдвое больше обычной.

С прицепом не стоит резко разгоняться и тормозить. Движения должны быть максимально плавными — как при буксировке другого автомобиля. При поворотах не нужно тормозить, так как это может сложить прицеп или опрокинуть его. Перед поворотом следует притормозить, а после прохождения середины немного прибавить газа. Если прицеп раскачивает, водитель, скорее всего, захочет притормозить, но делать этого не стоит: все может усугубиться и прицеп сложится. Поэтому нужно ускориться, чтобы выровнять прицеп. Разумеется, если позволяет дорожная ситуация.

Еще с прицепом неудобно парковаться. Обычные парковочные карманы не предназначены для прицепов — нужно искать специальные места для длинномеров или оставлять авто с прицепом на обочине.

Траты. Расход топлива при езде с прицепом зависит от множества факторов: формы прицепа, наличия тента, скорости и направления ветра, манеры езды и местности. Даже габариты тягача имеют значение. Например, если внедорожник будет тащить прицеп, не превышающий его по высоте, то аэродинамическое сопротивление будет меньше.

Расход топлива при езде с прицепом увеличивается от 10 до 50%. Например, если расход по трассе без прицепа 8 литров на 100 километров, то с ним будет 10 литров на 100 километров — на 25% больше.

Если автомобиль с прицепом выше 2 метров проезжает по платным дорогам, то тариф для него увеличивается до второго класса — «среднегабаритный транспорт». Стоимость проезда повышается примерно на 40%.

На АЗС лучше не подъезжать близко к колонке, а после заправки увеличить радиус поворота, чтобы не задеть ничего прицепом

Как управлять автомобилем с прицепом

Скорость автомобиля с прицепом вне населенных пунктов должна быть ниже на 20 км/ч. На автомагистралях максимальная скорость — 90 км/ч, на загородных трассах — 70 км/ч. В населенных пунктах скорость может быть такой же, как без прицепа.

Габаритные огни на прицепе должны гореть в темное время суток, при плохой видимости и в тоннеле. Если прицеп плохо видно на дороге, это может привести к аварии. Штраф за неработающие габаритные огни — 500 Р .

В прицепе запрещено возить людей. Даже если это не обычный прицеп, а прицеп-дача. Пассажиры во время движения должны быть пристегнуты ремнями безопасности. За нарушение этого правила предусмотрен штраф — 1000 Р .

Штрафы за езду с прицепом без документов. Если прицеп не зарегистрирован в ГИБДД и прошло 10 дней с момента его покупки, предусмотрен штраф от 500 до 800 Р . За повторное нарушение штраф увеличивается до 5000 Р либо можно лишиться прав на 1—3 месяца. Если прицеп зарегистрирован, но у водителя не оказалось при себе документов, то он получит предупреждение или штраф 500 Р . Также прицеп могут эвакуировать на штрафстоянку.

Знак «движение с прицепом запрещено». Тех, у кого мало опыта управления машиной с прицепом, смущает знак 3.7 ПДД. На самом деле он относится только к грузовым автомобилям и тракторам — легковой автомобиль с прицепом, проезжающий под этот знак, ничего не нарушает.

Запомнить

  1. Чтобы не пришлось вносить изменения в конструкцию автомобиля, покупайте тягово-сцепное устройство — фаркоп — с сертификатом соответствия и устанавливайте его в сертифицированных центрах.
  2. Для прицепов грузоподъемностью до 750 килограммов достаточно прав категории B.
  3. При загрузке прицепа важно равномерно распределить груз, чтобы центр тяжести приходился на ось.
  4. Перегруженная передняя или задняя часть прицепа повлияет на управляемость и безопасность движения.
  5. Автомобиль с прицепом хуже маневрирует, ему нужно больше места для перестроения, парковки и больший радиус поворотов.
  6. Двигаться на автомобиле с прицепом нужно плавно, избегать резких торможений и поворотов.
  7. Езда с прицепом увеличивает расход топлива, который зависит от множества факторов.
  8. Максимальная разрешенная скорость вне населенных пунктов с прицепом снижается на 20 км/ч.
  9. При перевозке прицепа, кроме документов на автомобиль, с собой обязательно нужно иметь свидетельство о регистрации прицепа. А вот отдельный полис ОСАГО для прицепа не нужен: отметку о его наличии делают в полисе на сам автомобиль.
  10. За неработающие габаритные огни и перевозку людей в прицепе предусмотрены штрафы.

Эдуард Солодин

Загрузка

Я купил прицеп в прошлом году, несколько наблюдений из своего небольшого опыта:
1. ПТС уже выдают электронные, не надо пугаться отсутствия красивого бланка.
2. Интернет говорит, что в ОСАГО физических лиц, управляющих легковым автомобилем, отметка об использовании с прицепом не требуется. Я не юрист, не буду утверждать на 100%, но у меня отметки нет и проблем на дорогах не было.
3. Говорят, что прицепы не угоняют — они дешевые, а ответственность такая же, как за угон авто. Но если что — бывают блокираторы на сцепное устройство (типа SPP ZZ-02), которые не дают и поставить прицеп на шар, и снять с него — то есть, дополнительная страховка в движении.
4. Светодиодные лампы в прицепе снижают нагрузку на генератор автомобиля.
5. Самосвал (когда весь кузов откидывается назад) удобен — можно мотоблоком, например, заехать-выехать своим ходом.
6. Мой прицеп по высоте не превышает автомобиля, парусность и увеличение расхода топлива незаметны. Управляемость не страдает, колеса прицепа идут практически по колее авто. В общем, про прицеп можно вообще забыть. Это про SUV, про легковушки не знаю.
7. 70 по трассе никто не ездит, все идут со скоростью потока. Теоретически камера в спину может выдать штраф по номеру прицепа, практически не сталкивался.

Alexey, я сталкивался со штрафами за скорость с прицепом. Самара.

Константин, охотно верю. Частенько в провинции дерут за то, на что около столиц глаза закрывают. С камеры?

> Сложнее всего привыкнуть к тому, как прицеп ведет себя при езде назад.
> Обычно задняя часть авто при повороте руля вправо едет влево,
> а с прицепом все наоборот.
> Крутить руль нужно в ту сторону, куда хотите направить прицеп.

Это вот вообще что-то странное написано. Или вы при движении назад право и лево местами меняете? :)

При движении назад задняя часть автомобиля поворачивает в ту же сторону, в которую выкручен руль. Так же, как и дышло прицепа относительно его колес. То есть, сам прицеп начнет отклоняться от продольной оси автомобиля в противоположную сторону.

Поэтому поворот при движении назад с прицепом выполняется в два этапа — сначала надо выкрутить руль в сторону, противоположную направлению поворота. Добиться, чтобы авто и прицеп образовали дугу необходимого радиуса. На втором этапе — выкрутить руль в сторону поворота соответственно этой дуге и завершить поворот.

Тсу это компанент автомобиля, а согласно правил, он устанвюавливается согласно инструкции завода изготовителя! И не все инструкции на установку предусматривают установку его в сервисном центре!

Для физических лиц отметка в полисе ОСАГО легкового автомобиля об использовании с прицепом точно нужна?

В каком нормативной акте сказано, что для управления автомобилем с прицепом массой более 750 кг нужно водительское удостоверение с категориями ВЕ, а так же насчёт отметки в полисе ОСАГО?

Роман, Федеральный закон от 07.05.2013 N 92-ФЗ (ред. от 23.05.2015) «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Эдуард, не надо писать статьи и ссылаться неизвестно на что, если вы это не читали или не понимаете, что там написано. ФЗ 92 вносит изменения в ФЗ 196 О безопасности дорожного движения. Если говорить простым языком, то с категорией В можно управлять авто с прицепом массой более 750 кг, если он оборудован тормозами, а максимальная масса сцепки не привышает 3500 кг. А прицепы дачи как раз оборудованы накатным тормозом, за исключением каких нибудь местных поделок. Кодекс об административных правонарушениях сам по себе ничего не запрещает, а устанавливает ответственность за нарушение нормативных актов. Сотрудники ГИБДД при составлении притоколом ссылаются на нарушении пунктов правил дорожного движения, которые утверждены постановлением правительства. Или вы видели по-другому, что бы в протоколе ГИБДД была указана статья какого то закона? Так в ПДД сказано, что водитель обязан иметь и передавать для проверки сотрудникам полиции полис ОСАГО в тех случаях, когда страхование своей гражданской ответственности предусмотрена ФЗ 40 Об ОСАГО. А в законе об ОСАГО ничего не сказано об обязанности физического лица страховать прицеп для легкового автомобиля или в бланке полиса иметь какие то галочки на этот счёт.
Почитайте на досуге, обдумайте и поправьте статейку.

Роман, езда без открытия соответствующей категории приравнивается к отсутствию водительских прав. Штраф за это предусмотрен ст. 12.7 КоАП.

В законе указано: категория «BE» — автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов.

В законе нет исключения для прицепов, оборудованных тормозами. Например, масса автомобиля 1,2 т, а масса прицепа 1,5 т. Общая масса автопоезда не превышает 3,5 т, но прицеп тяжелее. Даже если прицеп оборудован тормозами, подкатегория BE при этом все равно нужна.

Эдуард, а что говорит закон про категорию В?

Ну что я сам отвечу? Хорошо.
Ваша цитата:
В законе нет исключения для прицепов, оборудованных тормозами. Например, масса автомобиля 1,2 т, а масса прицепа 1,5 т. Общая масса автопоезда не превышает 3,5 т, но прицеп тяжелее. Даже если прицеп оборудован тормозами, подкатегория BE при этом все равно нужна.
Этой темой хотел закончить отдельно, когда бы мы выяснили про категории и страховки, но передвину вверх потому как вы, видимо, изучаете тонкости категории В и закон об ОСАГО.
Итак, такого примера в жизни быть не может и вот почему.
Моё описание про прицеп с тормозами и без — это проверка вас на знание вопроса. Вы не в теме(((
Приведу вам более жизненный пример. Едите вы на своей прекрасной Крете с прицепом массой 2000 кг, в кармане корочка с категорией ВЕ, рядом страховочка с отметкой об использовании прицепа. Вдруг тормозит продавец полосатых палочек. Вы ему документы, он посмотрел и не отдаёт, а просит открыть капот, смотрит там что-то и преглашает к себе в автомобиль. Что такое недоумеваете вы. В авто с красно-синими ведерками вы получаете облигацию ГИБДД и законное требование человека в форме отцепить прицеп и продолжить движение без него. А за прицепчиком обещают присмотреть на штраф стоянке, т.к. в этом месте стоянка запрещена, а за 5 минут найти другой тягач вы все равно не успеете. Вы на драйв за советом что и как спасайте братья. Возможно там и поясняет, что выбирать прицеп надо было ориентируясь на характеристика авто или допуск производителя. Где и как их посмотреть?, скажите вы. И что там такого? Ведь у меня права категории ВЕ и полис ОСАГО с отметкой. Так друг дорогой, есть такой документ Одобрение типа транспортного средства, или инструкция на авто (но там читать много и не интересно, сам во всем разберусь или драйв подскажет), или маркировочная табличка под капотом. Так вот в ОТТС обозначено прицепы какой массы можно буксировать в зависимости от наличия и отсутствия на них собственной тормозной системы или буксировка прицепа не допускается.
Так вот, ни один в мире производитель авто не допускает буксировку автомобилем максимальной разрешенной массой 1200 кг прицепа с максимальной разрешенной массой 1400 кг.

Читать статью  Допуск незарегистрированных автомобилей к участию в дорожном движении с 10 декабря 2021 года

Что касается категории В, то она подразумевает автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;
С учётом предыдущего сообщения категория ВЕ на Крете не нужна в принципе.
А я критически отозвался именно о вашей статейке и ваших советах из жизни как вы сделали все правильно, а не об абстрактных примерах не из жизни.
ВЕ больше нужна для тяжёлых внедорожников, пикапов или газелей.
Касаемо ОСАГО посмотрите пункт «л» части 1 статьи 14.
Или попробуйте найти что-то свое

Роман, в этом случае не вижу противоречий. В статье так и написано, что для прицепов массой до 750 кг подходит категория B, выше — нужна подкатегория BE. У меня нет категории BE, потому что в моем случае она мне не нужна

Какие нужны документы на автомобиль, если управляет не собственник?

WhatsApp

Если со списком документов на машину, когда за рулём сидит собственник автомобиля, многим автолюбителям всё предельно понятно, то у других водителей с этим почему-то возникают вопросы. Однако, и в таком случае всё просто, за исключением ряда тонкостей. В данной статье мы рассмотрим полный перечень документов на авто в 2022 году для езды за рулём не хозяином транспортного средства, штрафы за их отсутствие и различные ситуации – когда автомобиль недавно куплен, если речь идёт, не только о легковом, а о грузовом авто, бумаги на прицеп.

Самое главное, что нужно знать!

В контексте того, кто сидит за рулём, с юридической точки зрения есть 3 возможных лица, и их важно различать, чтобы понимать, какие документы в машине должны лежать при остановке инспектором ДПС:

  • водитель – это человек, который управляет автомобилем в данный момент времени, то есть воздействует на рычаги управления, именно у него есть обязанность не только иметь при себе документы на авто, но и передать (именно передать, а не просто показать) для проверки сотруднику ГИБДД,
  • собственник – это лицо, которому принадлежит право собственности на транспортное средство; подтверждающим такое право является договор купли-продажи (а не ПТС, как считают некоторые автолюбители),
  • владелец – не следует путать его с собственником; это человек, которому собственник доверил право владения машиной, причём, такое право может быть передано и устно путём простой передачи ключей и документов на машину. Водитель – не хозяин авто также является его владельцем в данный момент времени.

Теперь давайте рассмотрим, что требуется для владельца и одновременно водителя ТС, не являющегося собственником, когда тот сиди за рулём на дороге.

Какие документы всегда должны быть в машине?

Итак, для не собственника легкового авто, использующегося в данный момент времени для личных нужд, нужен стандартный комплект документов – ровно такой же, как если бы управлял собственник. Все они перечислены в пункте 2.1.1 ПДД.

Водительское удостоверение

Здесь всё просто. Это основной документ, подтверждающий, что вы можете ехать в принципе вне зависимости от того, кому принадлежит управляемое вами транспортное средство. В правах у вас должна быть действующая категория именно на данный автомобиль или мотоцикл.

Свидетельство о регистрации

Это вторая нужная в машине бумага. По практике 2022 года считается, что фактически выдача права доверия собственником владельцу автомобиля производится путём передачи ему основного документа из списка – СТС, розового пластика, подтверждающего регистрационный учёт и содержащего регистрационные данные о машине.

Вот так оно выглядит:

СТС в списке нужных документов на машину

Свидетельство о регистрации (его называют сокращённо также «СТС» или «СоРТС») по состоянию на 2022 год не может быть электронным документом, поэтому его надо возить всегда с собой.

Страховка ОСАГО

Это третий основной документ. Он подтверждает исполненную автовладельцем обязанность по страхованию ответственности в случае виновности в ДТП.

В зависимости от вида полиса, у вас может быть 2 варианта для наличия права управления данным автомобилем:

  • если ОСАГО ограниченный, то вы как водитель и ваше действующее водительское удостоверение должны быть вписаны в полис (в поле №3),
  • если страховка неограниченная, то никто не вписывается в список допущенных водителей, и это значит, что ездить на машине может любое лицо.

Таким образом, когда хозяин автомобиля вам передаёт страховку, вам нужно убедиться, что либо в пункте 3 отмечено галочкой, что полис неограниченный, либо ваши данные вписаны в таблицу ниже галочки об ограниченности ОСАГО. Это помимо того, что нужно ещё, конечно же, посмотреть период действия страховки.

Но данный документ, в отличие от вышеуказанных, может быть электронным. И в этом случае по букве ПДД вы должны передать при остановке ГИБДД либо его распечатанную копию, либо показать на экране смартфона (пункт 2.1.1(1) ПДД). Однако, если у вас не будет ни того, ни другого, то наказания за это нет.

Ограниченное либо неограниченное ОСАГО для езды на автомобиле

Но мы рекомендуем проверить ещё одну важную тонкость – действительность полиса ОСАГО. Это необходимо для уверенности в том, что в случае ДТП за вас заплатит страховая компания, а не вы из собственного кармана. Делается это через официальный сайт РСА – просто выберите серию полиса и введите его номер. В появившейся в результате проверки таблице в колонке статуса должно быть «находится у страхователя». Если же вам выдало, что страховой полис «находится у страховщика» или вовсе не нашло данных по номеру, то это может быть липовая страховка. В этом случае она не действует.

Какие штрафы за отсутствие?

За отсутствие каждого из этих документов предусмотрен штраф. Они небольшие, но, помимо них, может быть применена затратная мера обеспечения.

  • За отсутствие с собой водительских прав предусмотрен штраф 500 рублей. На него распространяется скидка, и можно заплатить 250 рублей в первые 20 дней после вынесения постановления. Камеры автофиксации данное нарушение не фиксируют.
  • Если же у вас вовсе нет права управления, они просрочены либо нет соответствующей категории, то штраф будет уже от 5 до 15 тысяч. Но главное – наказанию будет подвергнут и тот, кто передал вам управление автомобилем (чаще всего собственник) – ему выпишут 30 000 рублей по части 3 статьи 12.7 КоАП РФ.
  • За вождение без СТС штраф небольшой – 500 рублей. Однако, в данном случае предусмотрена эвакуация на штрафстоянку, если документ не успеют привезти раньше приезда эвакуатора.
  • За страховку ОСАГО в 2022 году действуют целых 3 штрафа:
    1. те же 500 рублей, если вы просто забыли дома этот документ,
    2. 800 – если владелец вообще не покупал ОСАГО на данный автомобиль, либо полис просрочился,
    3. 500 рублей, если вы не вписаны в действующую страховку.

Таким образом, если вы забыли дома все эти 3 документа, то суммарный штраф составит 1 500 рублей, при условии, что все эти документы на машину есть, просто вы не взяли их с собой.

Какие документы точно не нужны?

Между тем, у многих автолюбителей есть сомнения относительно тех или иных документов на автомобиль. Давайте рассмотрим, какие из них вам точно не потребуются:

  • ПТС – возить его с собой вообще по закону не нужно ни при каких условиях; но если речь идёт о вновь купленной машине, то могут быть нюансы (об этом ниже),
  • договор купли-продажи – это единственный документ, удостоверяющий право собственности на авто, но ПДД не обязывают вас возить его с собой и предъявлять инспектору ни в каких случаях,
  • справка из автошколы – её также не нужно иметь в машине, и даже если вы потеряли водительское удостоверение, такая справка не спасёт от штрафа.

Нужен ли паспорт?

Достаточно двоякая ситуация возникает с главным документом, удостоверяющим личность гражданина. Дело в том, что, с одной стороны, прямой обязанности носить его с собой у вас нет – нигде в законах 2022 года об этом прямо не прописано.

С другой стороны, если вы что-то нарушили, то административный материал составляется при предъявлении именно удостоверяющего личность документа. А вот водительские права таковым не являются.

Но на практике на сегодняшний именно водительского удостоверения бывает достаточно для инспектора ДПС для вынесения штрафа или иного наказания. Хотя формально для этого требуется паспорт, в его отсутствие закон О полиции обязывает сотрудника доставить вас в отдел до выяснения личности.

Задержание водителя и надо ли возить с собой паспорт?

Нужна ли доверенность?

У многих автолюбителей возникает загвоздка в том, что когда они едут на чужой машине с неограниченной страховкой, по сути они не могут доказать, что этот автомобиль они не угнали. Ведь СТС и полис хозяева нередко оставляют в бардачке!

Отсюда закономерно следует, что должна быть доверенность на право распоряжения транспортным средством. Но такая закономерность не подкреплена законодательно.

Действительно, эта бумага имеет место действовать в законодательстве. Однако, она не обязательна для предъявления инспектору ДПС на дороге, равно как её отсутствие причинит больше проблем.

Есть, конечно, несколько тонкостей с доверенностью:

  • при её наличии среди материалов дела, собственника, доверившего вам автомобиль, могут привлечь за передачу вам управления, когда вы подвергаетесь ответственности по определённым статьям (например, за отсутствие с собой в/у или за опьянение),
  • доверенность бывает не только на управление, но и, к примеру, на право продажи машины или совершение регистрационных действий; и в таких случаях она должна передаваться в письменном виде соответствующим лицам.

В целом же, передавая вам ключи от машины и право владения ей, хозяин по сути выдаёт вам устную доверенность. А вот требовать от вас письменную бумагу сотрудник ГИБДД на дороге не вправе. Он может попросить доказать, что вы не угнали авто, но вы вправе ему отказать.

Если недавно приобрели машину

Как мы выяснили выше, для возможности управления автомобилем требуется СТС и полис ОСАГО в числе обязательных в списке документов.

Здесь возникает резонный вопрос о том, что делать, если вы купили новую машину в автосалоне, и указанных документов у вас нет. Новый закон 2022 года даёт полное право ездить 10 дней без регистрации и страховки. Нет ли здесь противоречия?

На самом деле в данной ситуации действующее законодательство отличается от правоприменительной практики. По закону в таком случае вы обязаны передать для проверки сотруднику ГИБДД только водительские права, устно указав на то, что не прошло 10 дней с покупки авто. А инспектор, из-за неустранимых сомнений в вашей виновности должен пожелать вам доброго пути и отпустить.

На деле же инспекторы нередко пытаются наказать водителя и требуют, помимо прав:

  • договор купли-продажи для подтверждения даты покупки авто,
  • ПТС с соответствующей записью.

Список документов, если недавно купили авто: ДКП и ПТС

Причём, возможны варианты, когда сотрудник просит оба документа, либо когда только любой из них. Как быть, решать вам! С одной стороны, если вы хотите потратить на общение с ДПС как можно меньше времени, возите с собой этот комплект документов. В противном случае возможный штраф легко обжалуется, и уже при подаче жалобы вы просто приложите копию ДКП для подтверждения незаконности наказания.

Если же речь идёт о б/у автомобиле, то свидетельство о регистрации на него уже есть, поэтому обязанность передать его для проверки никуда не девается. А вот ОСАГО у вас всё также есть право оформить в течение 10 дней после даты приобретения машины.

Если авто с прицепом

. То прицеп должен быть отдельно зарегистрирован в ГИБДД и иметь собственное свидетельство о регистрации, которое также всегда нужно возить с собой. Это в самом простом случае.

Если же речь идёт о грузовом транспорте с прицепом, то требуется также отметка в ОСАГО о том, что машина «используется с прицепом». А вот на легковой автомобиль такой пометки не требуется.

Читать статью  Все о ГБО в 2023 году: установка, регистрация, штрафы и другое

Когда и кому нужен путевой лист?

Путевые листы требуются, если выполняются оба следующих условия:

  1. вы осуществляете коммерческую деятельность на транспорте,
  2. в данный момент вы перевозите багаж и/или пассажиров.

Это регулирует ФЗ №259 об Уставе автотранспорта. Его статья 1 предписывает, что закон действует в отношении автомобилей, которые оказывают услуги. А статья 6 обязывает в таких случаях иметь при себе заполненный путевой лист.

Кроме того, для водителя такси обязательно возить лицензию на осуществление этой деятельности.

Какие нужны документы на машину юрлица?

Автомобили, принадлежащие юридически лицам, также должны быть зарегистрированы в ГИБДД и застрахованы. Поэтому в данном случае стандартный набор документов включает в себя водительские права, СТС и полис ОСАГО. Но, помимо них, вам потребуются:

Лишили прав, как ездить — водительские хитрости

Какие нужны документы на автомобиль, если управляет не собственник?

Лишение прав является определенной мерой наказания, применяемой для водителей, нарушающих важные пункты ПДД. Срок лишения может значительно отличаться в зависимости от выявленных нарушений. В этот период времени не допускается управлять автомобилем, так как это может привести к действительно негативным последствиям. Но многие водители все равно задумываются о возможностях использования автомобиля, если их лишили прав. Как ездить законно или незаконно? У многих водителей имеются определенные хитрости, позволяющие им все равно пользоваться машиной по назначению, а при этом они не привлекаются автоинспекторами к ответственности.

Можно ли управлять машиной без прав?

Многие водители задумываются о том, как ездить, если лишили водительских прав. Управление машиной без водительского удостоверения является серьезным правонарушением. Лишение прав назначается исключительно судом, после чего документ изымается у гражданина на установленный период времени.

Права находятся в конкретном подразделении ГИБДД, поэтому управлять машиной не разрешается. Но даже при таких условиях многие водители пользуются определенными хитростями, за счет которых управляют автомобилями без привлечения к ответственности.

база данных гибдд

Законные способы

Если лишили прав, как ездить, не нарушая законодательство? Имеются некоторые законные способы использования автомобиля для передвижения. К таким методам относится:

  • Использование такси. Такой способ является дорогостоящим и редко используемым, но если гражданину требуется срочно доехать до какого-либо места, то вызов такси считается идеальным решением.
  • Оттягивание срока передачи удостоверения. Срок лишения прав начинается с того момента, как удостоверение будет предоставлено работникам конкретного подразделения ГИБДД. Если в течение долгого срока права не передаются на хранение, то они являются действительными, поэтому ими можно пользоваться, но не будет начат срок лишения удостоверения. Но уже буквально через месяц автомобилист может объявляться в розыск.
  • Отправка в командировку. Если машина используется гражданином для работы, то он может через суд доказать, что не может в течение определенного периода времени оставаться без прав. Целесообразно на месте работы взять документ, подтверждающий, что гражданин должен уехать в командировку на своем автомобиле. Если в суде доказать необходимость в документе, то судья может отложить разбирательство на 15 дней. Если вовсе на заседании будет отсутствовать сотрудник ГИБДД, составивший протокол, то такой период может увеличиваться. Но спустя установленный временной промежуток все равно придется отдать права на хранение.

Если знать, как ездить за рулем автомобиля, если лишили прав, то можно законными методами отсрочить момент, когда гражданин лишится своего удостоверения. Но все эти методы являются временными, поэтому большинство автовладельцев пользуются специальными хитростями, позволяющими управлять машиной без удостоверения.

как ездить по чужим правам

Использование автомобиля без прав

Как ездить, будучи лишенным прав? Некоторые автовладельцы не могут отказаться от управления автомобилем, поэтому пользуются машиной даже без наличия водительского удостоверения. В этом случае они просто надеются, что их не остановит автоинспектор. Как ездить, если лишили прав? Чтобы снизить вероятность остановки машины автоинспектором, рекомендуется учитывать определенные правила и особенности. Как не попасться без прав? Учитываются нюансы:

  • Не допускается нарушение скоростного режима.
  • Держаться рекомендуется левого ряда.
  • Не нарушаются в процессе движения какие-либо правила, поэтому учитываются знаки, разметка и другие элементы на дороге.
  • Если без наличия нарушений автоинспектор остановил машину, то первоначально следует поинтересоваться причиной остановки. Так как если она отсутствует, то водитель может отказаться от предоставления документа. Причем нередко такие действия приводят к тому, что инспектор ГИБДД отпускает автовладельца без проверки удостоверения.

Если же автоинспектор настаивает на получении прав, то придется признаться, что они отсутствуют. Это приведет к назначению дополнительного наказания, причем нередко вовсе увеличивается срок лишения.

Получение удостоверения в другом регионе

Если лишили прав, как ездить? Законные методы обычно не дают нужного результата. Поэтому многие автовладельцы принимают решение о том, чтобы получить права в другом регионе, умолчав о том, что они были лишены этого документа. Такая процедура отличается некоторыми сложностями. К особенностям процесса относится:

  • даже если получится обмануть работников ГИБДД, невозможно с помощью новых прав спастись от поисковых систем, так как в базе данных ГИБДД в любом случае имеется информация о том, что конкретный гражданин лишен своего удостоверения;
  • если выявится, что гражданин оформил еще одни права, то это может стать основанием для привлечения его к уголовной ответственности;
  • в другом регионе придется написать заявление на получение удостоверения, где указывается, что права были потеряны или украдены, что является ложной информацией.

Водители, которые прибегают к этому методу, сильно рискуют быть пойманными. Для них наказание значительно ужесточается. Поэтому можно получить права в другом регионе, но пользоваться ими действительно опасно.

как не попасться без прав

Использование чужого документа

Многие автовладельцы задумываются о том, как ездить по чужим правам. Наиболее часто такой способ применяется людьми, у которых есть родные братья или сестры с похожей внешностью. В этом случае можно воспользоваться чужим удостоверением, так как внешность каждого человека может значительно изменяться с течением времени.

В практике встречались ситуации, когда после остановки машины автоинспектором не возникало проблем, так как инспектор ГИБДД не обращал внимания на то, что внешний вид непосредственного водителя немного отличается от фотографии, имеющейся на удостоверении.

Покупка поддельной документации

В Интернете функционирует множество сервисов и компаний, предлагающих возможность получить поддельные документы, к которым относится и водительское удостоверение. Большинство таких сайтов являются мошенническими, поэтому после оплаты граждане не получают каких-либо документов.

Если все же будет найден сервис, действительно предлагающий поддельное удостоверение, то стоимость такого документа будет очень высокой. Дополнительно пользоваться им нецелесообразно, так как автоинспекторы пробивают любые права по базе данных ГИБДД. Поддельное удостоверение отсутствует в этой базе, поэтому в любом случае водитель будет привлечен к ответственности. Ему не только придется столкнуться со штрафом, но и с уголовной ответственностью за использование поддельных документов.

как ездить без прав после лишения хитрости

Как себя вести, чтобы не поймали?

Наиболее часто автовладельцы на свой страх и риск просто предпочитают ездить на машине без наличия водительского удостоверения. Чтобы не попасться, соблюдайте ПДД, пропускайте пешеходов и не ведите себя вызывающе на дороге.

Спокойная и уверенная езда является залогом того, что у автоинспектора просто будет отсутствовать причина для остановки. Если попытается водитель скрыться от ответственности, то это приведет к дополнительным проблемам. Если автоинспектор останавливает машину, то первоначально важно выявить причину остановки, а если она отсутствует, то водитель может не предъявлять права.

Если выявляет инспектор ГИБДД, что гражданин лишен удостоверения, то его машина эвакуируется, так как он не может продолжать движение. Если водитель не будет вести себя вызывающе и нагло, то автоинспектор может согласиться с тем, чтобы подъехал знакомый водителя и продолжил движение на машине.

За какие нарушения водители лишаются прав?

По закону имеется множество нарушений ПДД, которые влекут за собой лишение водительского удостоверения. Наиболее часто такая жесткая мера применяется судом при выявлении следующих ситуаций:

  • езда со скоростью, превышающей на 80 км/ч установленное максимальное значение;
  • управление машиной в состоянии опьянения, которое может быть алкогольным или наркотическим;
  • существенные нарушения ПДД, к которым относится проезд перекрестка на красный свет или выезд на встречку через сплошную линию разметки;
  • установка на автомобиль световых приборов, не отвечающих требованиям ГОСТа;
  • управление машиной с поддельными регистрационными знаками.

При выявлении первичного нарушения может отделаться водитель только крупным штрафом, но если имеется повторное нарушение, то непременно протокол автоинспектором направляется суд. Именно судья принимает решение относительно возможности лишения гражданина его водительского удостоверения.

как ездить за рулем автомобиля если лишили прав

Ответственность за езду без прав

Многие граждане привыкли ежедневно пользоваться автомобилем, поэтому у них возникает вопрос о том, как ездить без прав после лишения. Хитрости водителей позволяют действительно даже без наличия удостоверения пользоваться машиной, хотя это влечет за собой дополнительные неприятности для гражданина.

Если водитель находится в трезвом состоянии, но управляет машиной без удостоверения, то для него назначается одно из следующих наказаний:

  • штраф до 30 тыс. руб.;
  • обязательные работы на срок от 100 до 200 часов;
  • арест на 15 суток.

Не увеличивается при таких условиях срок лишения водительского удостоверения. За счет достаточно крупного штрафа каждый водитель должен осознавать последствия управления машиной без прав.

как ездить будучи лишенным прав

Использование машины в пьяном виде без прав

Если гражданин лишен своего удостоверения, а при этом садится за руль в нетрезвом состоянии, то для него значительно ужесточаются меры наказания. Поэтому выбирается один из следующих вариантов:

  • штраф на сумму до 30 тыс. руб.;
  • арест сроком на 15 суток;
  • увеличение срока лишения прав.

Штраф назначается исключительно при условии, что в отношении конкретного водителя не может применяться административный арест в соответствии с его статусом и положением. Если вовсе гражданин, находящийся в состоянии опьянения, отказывается от прохождения медицинского освидетельствования, то ему придется заплатить дополнительный штраф в размере 30 тыс. руб.

Если ранее он был лишен прав за пьянку, то для него штраф увеличивается, поэтому варьируется от 200 до 300 тыс. руб. Дополнительно назначается лишение свободы на срок до двух лет.

Кому не назначается арест?

Если пьяный водитель лишен ранее прав за пьянку, то к нему применяется наказание, представленное арестом на срок от 10 до 15 суток. Но к некоторым гражданам не разрешается применять такую меру. Они наказываются только крупным штрафом. К таким лицам относятся граждане:

  • беременные женщины;
  • военные;
  • женщины, занимающиеся воспитанием детей до 14 лет;
  • лица, правильно оформившие первую или вторую группу инвалидности;
  • несовершеннолетние, воспользовавшиеся машиной, принадлежащей их родственникам;
  • лица, призванные в армию;
  • сотрудники таможни, правоохранительных органов или государственных учреждений, специализирующихся на обороте наркотиков или психотропных средств.

К вышеуказанным лицам не допускается применение наказания, представленного административным арестом, поэтому они уплачивают штраф за выявленное нарушение.

как ездить если лишили водительских прав

Ответственность за использование поддельных документов

Применение поддельного водительского удостоверения расценивается не только как административное правонарушение, но и как уголовное преступление. Поэтому в качестве наказания выступает штраф в размере 30 тыс. руб., который может заменяться обязательными работами на срок от 100 до 200 часов или арестом на 15 суток.

Уголовная ответственность назначается на основании ст. 327 УК. По этой статье могут применяться следующие виды наказаний:

  • штраф в размере 80 тыс. руб.;
  • штраф в размере заработка гражданина за период в полгода;
  • обязательные работы на срок до 480 часов;
  • исправительные работы на срок до 2 лет;
  • арест на срок до 6 месяцев.

Поэтому использование поддельной документации считается невыгодным и опасным решением гражданина.

Можно ли обжаловать наказание?

Автоинспектор не может лишать прав граждан самостоятельно, поэтому им составляется только протокол, который далее направляется в суд. Именно судья решает, будет ли автовладелец лишен своего водительского удостоверения.

Оспорить такое решение можно при наличии разных нарушений со стороны автоинспектора. Дополнительно обжаловать наказание можно при отсутствии у сотрудника ГИБДД доказательств нарушения со стороны автовладельца.

соблюдайте пдд

Заключение

Если лишили прав, как ездить на машине? Законные способы отсутствуют, если документ был передан в отделение ГИБДД на хранение. Поэтому остаются только незаконные методы, за которые может назначаться дополнительное наказание для гражданина. Поэтому целесообразно изначально не нарушать ПДД в процессе использования машины, чтобы не получить такое наказание, как лишение водительского удостоверения.

Особенно жестким считается наказание, если пользуется гражданин поддельными документами. В этом случае он привлекается не только к административной ответственности, но и к уголовной.

Источник https://journal.tinkoff.ru/guide/pricep/

Источник https://autotonkosti.ru/q/kakie-nuzhny-dokumenty-na-avtomobil-esli-upravlyaet-ne-sobstvennik

Источник https://realconsult.ru/404833a-lishili-prav-kak-ezdit—voditelskie-hitrosti

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: