Как правильно прогревать вариатор зимой — советы бывалого
Зная, как прогревать вариатор зимой, удастся снизить нагрузки на коробку передач и тем самым продлить ее ресурс. Нагрев рекомендуется проводить сначала на стоянке, а потом в движении. Ошибки приводят к увеличению зазоров, повреждению резинок и иным неисправностям КПП.
Автовладельцы должны знать особенности нагрева коробки передач для ее защиты и увеличения срока службы.
Нужно ли прогревать вариатор в мороз и для чего
Конструктивно вариатор состоит из десятков пластиковых, резиновых и металлических деталей. Зимой при снижении температуры ниже 0 градусов Цельсия они «дубеют» и хуже справляются с задачей.
Если не прогреть АКПП машины перед поездкой и дать большую нагрузку, возможно повреждение внутренних элементов, нарушение зазоров металлических деталей и прочие неисправности. Во избежание проблем необходим правильный прогрев коробки передач зимой.
Устройство вариатора Устройство вариатора Nissan Juke
Что происходит с вариатором при минусовой температуре
Зимой при снижении температуры ниже «нуля» в вариаторе происходят следующие процессы:
- Увеличение вязкости. На морозе смазка густеет, возрастает нагрузка на привод. Как результат, повышается давление, с которым не справляется даже редукционный клапан. Повреждаются уплотнители из резины и клапаны гидравлического блока. Параллельно ухудшается циркуляция смазывающей жидкости, которая не справляется с задачами.
- Уменьшение крутящего момента. Из-за густоты масла снижается момент, передаваемый от КПП к двигателю. Ухудшаются динамические характеристики, падает скорость, увеличивается «прожорливость» авто. Из-за неспособности передать крутящий момент, появляется проскальзывание и, как результат, задиры на ремне/конусах.
- Затвердевание резиновых элементов. Зимой при снижении температуры детали из резины на автомобиле, в том числе в вариаторе, «дубеют» и теряют свои свойства. Они не обеспечивают требуемой герметичности. При большом «минусе» высок риск выдавливания сальников.
- Сжатие металла. Под действием низких температур металлические элементы сужаются, а это ведет к увеличению зазоров между шестернями и подшипниками. Из-за этого появляются удары при их соприкосновении, что в условиях дефицита масла ведет к преждевременному износу.
Указанные последствия проявляются тем сильнее, чем ниже температура на улице зимой:
-10 °С — резкое повышение вязкости, снижение крутящего момента, повышение нагрузки на насос и гидравлический блок;
-20 °С — ухудшение эластичности элементов из резины/полимеров, отклонение зазоров от заводских параметров, риск появления задиров и иных проблем;
Нужно ли прогревать вариатор летом
При температуре выше 0°С прогревать вариатор Ниссан Кашкай, Мицубиси Аутлендер, Nissan Juke 1g и других автомобилей с такой коробкой не нужно. Для продления срока службы достаточно плавно начинать движение без резкого набора скорости/пробуксовки в течение 5-10 минут поездки. В этот время желательно не превышать обороты более 2000.
Если вы впервые стали владельцем авто с вариатором, не знаете особенностей ухода, нюансов прогрева зимой, разобраться в ситуации и справиться с любой проблемой помогут в «Центре по ремонту вариаторов №1». Получить дополнительную бесплатную консультацию можно по телефонам: Москва – 8 (495) 161-49-01, Санкт-Петербург — 8 (812) 223-49-01. Принимаем звонки из всех регионов страны.
Как правильно прогревать вариатор в холода
Есть два способа, как прогревать вариатор зимой, — перед поездкой или уже в движении. Первый вариант более предпочтительный. Он позволяет подготовить КПП к поездке даже при низкой температуре.
Второй применяется, когда у водителя нет времени на простой, но нужно сохранить вариатор рабочим на продолжительный срок.
Предлагаем вам к просмотру короткий видео-ролик на лайфхак по прогреву вариатора.
В движении
Наиболее быстрый путь, как прогреть машину с вариатором зимой, — сделать это в движении. Алгоритм действий:
- Заведите двигатель.
- Начните движение.
- Первое время двигайтесь без резкого набора скорости/торможений.
- Проезжайте 10-15 км в щадящем режиме, после чего переходите к обычному варианту эксплуатации.
Такой способ позволяет прогреть вариатор в ускоренном режиме и подготовить его к эксплуатации в условиях повышенных нагрузок.
Прогрев на стоянке
Перед началом движения необходимо потратить 5-15 минут на прогрев вариаторной АКПП. Суть проста:
- Садитесь в машину и заводите мотор.
- Сидите и ждете нагрева.
- Начинаете движение после достижения оптимальной температуры.
Этот метод используется всеми автовладельцами, у которых имеется охранная система с автозапуском.
Приведем таблицу, сколько нужно прогревать вариатор зимой при разных температурах.
Температура зимой, °С | Сколько прогревать на стоянке, мин | Сколько прогревать на ходу, мин |
От 0 до +10 | Не обязательно | 5, щадящая езда |
-5 | 5 | 5-10, спокойное движение |
-10 | 5-10 | 5-10 |
-20 | 10-15 | 15-20 |
-30 | 20-30 | 20-30, повышенная осторожность |
-40 | Поездки на авто с вариатором при -30-40 градусах Цельсия без предварительного подогревали или хранения в гараже не рекомендуются. |
Рекомендуемый прогрев вариатора
Лучший способ подготовить вариаторную КПП к поездке зимой — совместить нагрев на стоянке и в движении. Оптимальный алгоритм действий имеет следующий вид:
- Запустите мотор и дайте ему поработать на «холостых» с учетом рекомендуемого времени (указано в таблице).
- Установите режим коробки в D или R (для Рено, Ниссан) при включенном ручном тормозе.
- При достижении температуры +20 градусов Цельсия или прохождения требуемого времени можно ехать. Двигайтесь плавно без резких рывков, динамических «всплесков» и торможений. Следите, чтобы частота оборотов двигателя не превышала отметки 2000. На снежной дороге включите позицию L на вариаторе (если такой режим предусмотрен).
- Проезжайте 10-15 км в щадящем режиме.
При проживании в регионах, где температура часто опускается ниже -10-20 градусов Цельсия, рекомендуется использовать утеплитель для мотора в виде завеса или одеяла.
Прогрев вариатора
Связаться со специалистами из «Центра по ремонту вариаторов №1» и получить бесплатную консультацию можно по телефонам: Москва – 8 (495) 161-49-01, Санкт-Петербург — 8 (812) 223-49-01. Принимаем звонки из всех регионов страны. Профессионалы не только проведут диагностику и все необходимые работы, но и расскажут о правилах обслуживания вариатора на авто любых моделей, особенностях прогрева зимой и прочее.
Неправильный прогрев вариатора зимой
При эксплуатации автовладельцы часто допускают ошибки при нагреве, которые негативно влияют на состояние КПП и снижают ее ресурс. К распространенным стоит отнести:
Как прогревать вариатор
В холодное время года в прогревании нуждаются не только ДВС и АКПП, но и бесступенчатая трансмиссия. Без прогрева коробки, вариатор может выйти из строя раньше срока. Из-за низких температур снижается эластичность ремня и уплотнителей, а вязкость масла растет, что приводит к повышенной нагрузке на привод насоса и росту давления, из-за которого могут быть повреждены уплотнительные элементы и клапаны гидроблока.
В результате ухудшения рабочих свойств смазки также растет крутящий момент, а на поверхности конусных шкивов и ремня из-за проскальзывания появляются задиры. Чтобы предотвратить преждевременный износ и дорогостоящий ремонт коробки, нужно знать, как прогревать машину с вариатором. Об этом подробно расскажет наша статья.
Нужно ли прогревать вариатор и для чего?
Сам узел трансмиссии во время стоянки почти не вырабатывает тепло, поэтому прогрев вариатора в мороз происходит в основном через теплообменник от ДВС. При этом, вследствие переохлаждения внутри агрегата возникают негативные явления:
При холодной рабочей жидкости сильно изнашиваются торцевые поверхности ремня или цепи вариатора, что значительно снижает его ресурс.
- растет вязкость трансмиссионного масла, из-за чего ухудшается его циркуляция, снижаются смазывающие свойства;
- подвергается перегрузкам масляный насос, гидроблок, сальники и другие уплотнители из-за большой густоты масла;
- снижается эластичность резиновых и полимерных деталей, таких как ремень, уплотнительные кольца, сальники и т. п.;
- растут зазоры в сопряжениях подвижных элементов, таких как подшипники, шестерни, из-за чего возрастают ударные нагрузки, что особо нежелательно при недостатке смазки (см. выше);
- увеличивается толщина масляного клина, из-за чего ремень или цепь проскальзывает по конусным шкивам, порождая задиры;
- снижается максимальный крутящий момент, который способна передавать трансмиссия, из-за чего динамика и скорость авто падают, а расход топлива – растет.
Прогревать вариатор зимой и летом нужно в первую очередь для того, чтобы рабочая жидкость достигла необходимой вязкости. Об особенностях процессов, происходящих в вариаторной трансмиссии при различных температурах, подробно рассказано ниже.
Что происходит с вариатором на морозе
Рабочая температура вариатора находится в диапазоне +50…+100 °C (точные значения нормы зависят от конкретной модели). Если не выполнить прогрев вариатора перед поездкой, это негативно отразится на его работе и приведет к повышенной нагрузке на узлы бесступенчатой коробки.
Что происходит с вариатором авто при низких температурах, рассмотрено в таблице.
Температура, °C | Что происходит с вариатором |
---|---|
-10 | Вязкость масла увеличивается на порядок относительно нормальных величин. Передаваемый крутящий момент снижается, увеличивается нагрузка на маслонасос и гидроблок. Риск проскальзывания цепи/ремня остается даже при небольших нагрузках. |
-20 | Масло очень вязкое (на два и более порядка выше нормы), эластичность резиновых и полимерных элементов гораздо ниже нормы, а зазоры в парах трения – выходят за пределы заводских допусков. Нормальное функционирование агрегата без прогрева невозможно. Если резко нагрузить его – проскальзывание, задиры, протечки и другие неисправности почти гарантированы. |
-30 | При температурах -30°C и ниже даже прогрев не способен в полной мере избавить от негативных явлений, поскольку выход трансмиссии на нормальный температурный режим становится затруднителен. Не рекомендуется эксплуатация автомобиля с CVT без острой на то необходимости. |
Чтобы предотвратить преждевременный износ трансмиссии и ее выход из строя, необходимо обеспечить ей плавный выход на нормальный температурный режим. Как в мороз прогревать вариатор и сколько займет этот процесс – зависит от погодных условий: чем ниже температура окружающей среды – тем более щадящей должна быть процедура и тем больше времени она потребует.
Сколько прогревать вариатор
Сколько времени займет оптимальный прогрев вариатора – зависит от конструктивных особенностей и внешних условий. Лучше всего ориентироваться на показания температуры CVT. Начинать движение можно, когда этот параметр достигнет примерно +30 °C.
Если бортовой компьютер не умеет выводить температуру масла вариатора на приборную панель, можно использовать диагностический адаптер ELM327 и диагностическое ПО для него, вроде Torque или OpenDiag. Параметр температуры CVT в таком случае контролируется через смартфон, магнитолу, планшет или другой гаджет на Android.
Сколько нужно прогревать вариатор: видео
При отсутствии возможности программного контроля, косвенно определить, сколько прогревать вариатор зимой, можно по температуре окружающей среды. Чем холоднее на улице – тем больше требуется времени. Примерные временные ориентиры указаны в размещенной ниже таблице.
Наиболее щадящий режим прогрева вариатора – сочетание начального прогрева на стоянке с последующим плавным разогревом в движении. Поэтому значения, указанные в 3 и 4 столбцах таблицы, не являются взаимозаменяемыми альтернативами (или/или), а дополняют друг друга. То есть желательно выполнить оба условия!
Сколько нужно прогревать вариатор: зависимость времени от температуры
Сколько времени прогревать вариатор – зависит также от модели автомобиля и его трансмиссии. На авто с теплонагруженными моторами (бензиновые атмосферные большого объема) происходит это быстрее, чем на тихоходных и «холодных» (объемистые дизели и турбомоторы).
Как правильно прогревать вариатор зимой
Температура вариатора в диагностической программе для Андроид CVTz50
Прогревать вариатор можно на стоянке и в движении. При температуре от 0 до +10 °C греть его на стоянке не обязательно, но желательно. Правильный прогрев вариатора в морозы включает обе эти стадии.
Ведь если греть только на парковке, то процесс будет долгим, а при движении условия работы CVT будут неоптимальными, что ускорит износ.
Инструкция как правильно прогревать вариатор зимой:
- Запустить двигатель и дать ему поработать на ХХ. Ориентируйтесь на временные интервалы, указанные в таблице выше, или показатели температуры CVT – минимальный порог около +20 °C.
- На автомобиле с CVT, подключенной через гидротрансформатор (Renault, Nissan) переключить селектор КПП в режим D или R, при включенном стояночном тормозе (ручнике), и проводить прогрев в таком режиме. На авто, где момент на КПП передается через фрикционный механизм (автоматическое сцепление), эта манипуляция может быть бессмысленной.
- Когда температура масла в вариаторе достигнет значения +20 °C или пройдет примерное время прогрева, указанное в таблице, можно начинать движение. Трогаться следует плавно, не допуская пробуксовок, срывов, раскрутки мотора более 2 тыс. об/мин. Если стоянка и дорога заснежены, а селектор имеет положение L (пониженный режим) – лучше включить его, чтобы момент дозировался плавнее и колеса не срывались в пробуксовку. Стартовать нужно плавно, не допуская резких нажатий на педаль.
- После начала движения нужно проехать первые 10-15 км в щадящем режиме, исключая раскрутку ДВС более 2000 об/мин, резкие ускорения и замедления, пробуксовки. Если температура воздуха составляет ниже -25 °C, то эти предосторожности следует соблюдать на протяжении всей поездки, поскольку вариатор может вообще не выйти на оптимальный режим.
Как правильно и сколько по времени прогревать вариатор в положении P (паркинг): видео
Ускоренный прогрев вариатора с включением селектора в положение D (драйв): видео
В холодных климатических зонах, где морозы ниже -10-15 °C являются обычной зимней температурой, можно дополнительно утеплить моторный отсек. Для этого используются специальные огнестойкие одеяла, завесы радиаторной решетки и другие подобные приспособления. Чтобы ускорить прогрев именно вариатора, можно утеплить его масляный радиатор. А вот корпус КПП укутывать в изолирующие материалы не стоит.
При утеплении масляного радиатора КПП нужно следить за ее температурами. Важно удерживать их рабочем диапазоне, не допуская перегрева, и вовремя снять утеплитель при потеплении.
Менять на зиму масло вариатора для его лучшего прогрева (если не подошел регламентированный срок замены) не рекомендуется, особенно если речь идет о его замене на менее вязкое. Во-первых, ресурс трансмиссии сохраняется только при использовании жидкостей, регламентированных допусками производителя. Неподходящим маслом можно вывести агрегат из строя. Во-вторых, квалифицированная замена трансмиссионной жидкости на новую выполняется с полным удалением остатков старой. Если смешать два сорта масла – возможно ухудшение свойств смазывающей жидкости и сокращение ресурса КПП.
Как не нужно прогревать вариатор
Нельзя прогревать вариатор, ориентируясь на рекомендации для классической гидротрансформаторной АКПП. Несмотря на то, что общий принцип работы трансмиссии, а особенно при наличии гидроблока, схож, некоторые советы могут оказаться бесполезными и даже вредными.
Что будет, если не прогреть вариатор: видео
К основным противопоказаниям для бесступенчатой трансмиссии относятся:
- резкие старты с места;
- раскрутка мотора более чем до 3000 об/мин;
- движение на непрогретой трансмиссии в гору;
- резкие торможения двигателем;
- динамичные обгоны и перестроения;
- преодоление сильно заснеженных и обледенелых участков.
Отдельно стоит рассмотреть некоторые распространенные мифы, касающиеся бесступенчатых трансмиссий:
- Миф 1: вариатор прогревается на ходу, поэтому движение можно начинать сразу. Если подать нагрузку на трансмиссию, когда ее масло еще не достигло рабочей температуры, то нагрузка на узел увеличится, а риск пробуксовки существенно повышается, что чревато задирами и поломками. Начинать движение сразу после запуска ДВС можно лишь при температурах выше 0 °C.
- Миф 2: вариатор нужно прогревать во всех положениях селектора АКПП, как классический «автомат». Переключение селектора, равно как и прогрев в режиме D или R, имеет смысл только для CVT с гидротрансформатором. На моделях CVT с фрикционным подключением (через сцепление) прогрев таким образом не ускорить.
- Миф 3: в холодную погоду прогреть вариатор полностью невозможно. Несмотря на медленный рост температуры, прогреть вариатор реально даже в мороз. Разве что при температурах ниже -10 °C вряд ли удастся достичь рабочих значений температуры только за счет прогрева на ХХ. Прогреть вариатор почти нереально, только если мороз на улице – ниже -30–40 °C.
- Миф 4: вариатор можно не греть, если установлен предпусковой подогреватель двигателя. Предпусковой подогреватель двигателя избавляет от необходимости прогревать вариатор на стоянке, если морозы не опускаются ниже -10–15 °C. В таком случае можно сразу трогаться, соблюдая изложенные выше меры предосторожности. В сильные морозы отказываться от прогрева CVT не стоит даже с подогревателем двигателя.
- Миф 5: на зимний период можно заменить масло в вариаторе, после чего его можно не прогревать. Замена трансмиссионной жидкости возможна только в рамках допусков, предусмотренных производителем. Например, для холодных климатических условий приемлема смена Toyota CVT Fluid TC на CVT Fluid FE, но даже при использовании оптимизированной для холодной погоды смазки прогрев вариатора необходим.
Щадящая эксплуатация вариатора является залогом его длительной работы. Расчетный срок службы такой трансмиссии составляет 150–200 тыс. км, которых вполне реально добиться, если не перегружать ее и следить за состоянием. При неосторожном обращении и игнорировании рекомендаций, изложенных выше, CVT может не проработать и 100 тыс. км, выйдя из строя гораздо раньше.
Часто задаваемые вопросы
Как прогревать вариатор летом?
При положительных температурах специфический прогрев вариатора не требуется. Достаточно плавно тронуться, избегая резких ускорений и пробуксовок, и первые 5–10 минут езды не нагружать трансмиссию. Оптимальные обороты мотора, при этом, составляют около 2000 об/мин.
Как долго надо прогревать вариатор?
Сколько нужно прогревать вариатор – зависит от температуры окружающей среды. Рекомендуется для начала дать ему поработать на ХХ от 5 (околонулевая температура) до 20–30 (морозы ниже -20 °C) минут, а затем – провести столько же времени в движении, не нагружая мотор и трансмиссию.
Как ездить на вариаторе зимой?
В зимний период вариатор рекомендуется беречь от перепадов нагрузок, таких как резкие ускорения и замедления. Преодолевать скользкие и заснеженные участки лучше медленно, в режиме L, не допуская резкого выжима педали газа, чтобы исключить пробуксовки. В морозы порядка -30–40 °C и ниже желательно вообще отказаться от эксплуатации машины, если она стоит на улице или в неотапливаемом гараже.
Что происходит с вариатором на морозе?
При отрицательных температурах вязкость масла в вариаторе существенно растет. Из-за этого ухудшается его циркуляция, повышается нагрузка на систему смазки, растет риск проскальзывания ремня или цепи и возникновения задиров. Также снижается эластичность ремня и сальниковых уплотнений.
Как прогреть вариатор зимой перед поездкой и сколько времени
Все виды автоматических трансмиссий требуют более деликатного обращения при эксплуатации, чем простая механика. Но особенно к этому чувствителен вариатор, где используется скользящий по конусным шкивам металлический наборной ремень.
Свойства масла тут играют наиважнейшую роль. Но они сильно зависят от температуры, становясь оптимально приемлемыми только в довольно узком диапазоне температур.
Опасен как перегрев, так и чрезмерное охлаждение, чего зимой избежать сложно. Остаётся лишь внимательно относиться к предварительному прогреву.
Как ведет себя вариатор на морозе
Масло в вариаторе выполняет несколько важных функций:
- создание управляющего давления для работы конусов и прочих механизмов с гидравликой;
- обеспечение строго определённых коэффициентов трения в ответственных парах, если смазка теоретически будет идеальной, сила трения обнулится, и автомобиль даже с места не сможет тронуться;
- образование масляной плёнки для предотвращения износа деталей;
- передача тепла от нагруженных элементов в окружающее пространство;
- защита от коррозии и прочие многочисленные задачи.
Изменение температуры повлияет на выполнение каждой из этих ролей. Сложность химического состава продукта такова, что он уже и маслом не именуется, это специальная вариаторная жидкость типа CVT. В предельных условиях она перестаёт нормально работать.
При высоких температурах для приведения ситуации в норму используются масляные радиаторы и теплообменники, а при низких – предварительный прогрев.
Можно не сомневаться, что исправный вариатор позволит движение, даже если его не греть, но ничего хорошего в этом нет. Он быстро придёт в состояние не совсем исправного, после чего начнёт вести себя в разной степени неадекватно, а затем и окончательно разрушится.
Все поломки обусловлены долгой эксплуатацией, нарушениями её правил, как правило, в результате спешки. Как на дороге, так и при подготовке к поездке.
По отношению к режиму прогрева можно выделить несколько пунктов насилия над маслом и механизмами зимой:
- сложности с регулировкой давления, вязкость масла растёт, особенно если его давно не меняли, и оно утеряло качество, не справляется даже специально на то предназначенный клапан;
- сила трения между ремнём и коническими шкивами медленно возрастает, под нагрузкой происходит проскальзывание и усиленный износ;
- все детали из резины и пластика твердеют, теряют прочность и сопротивляемость к перепадам масляного давления.
Очевидно, что такую работу холодного вариатора нельзя считать нормой в плане сбережения его ресурса. Ремонт обходится очень дорого, желательно максимально оттянуть его сроки.
Сколько надо времени для нормальной работы CVT
Длительность прогрева зависит от температуры воздуха и режима работы. Можно примерно разграничить ситуации:
- до нуля градусов и даже чуть ниже специальных мер не требуется, масло и механизмы своим качеством обеспечат нормальную работу, разве что не стоит сразу развивать предельные нагрузки после старта;
- от -5 до -15 градусов требуется предварительный прогрев около 10 минут, то есть параллельно с двигателем;
- ниже -15 многое зависит от режима прогрева, особенностей конкретного автомобиля и наличия свободного времени, иногда гораздо дешевле отказаться от поездки.
Даже после предварительного прогрева нельзя считать работу коробки полностью нормальной. Нагружать её надо постепенно, в режим она войдёт даже позже, чем двигатель.
Методика прогрева вариатора зимой
Различаются две стадии повышения температуры – на месте и на ходу. Греть до рабочей температуры без движения бесполезно и вредно как двигатель, так и трансмиссию.
Нагревать жидкость, а значит и все механизмы, на месте есть смысл до температуры примерно 10 градусов. То есть чуть выше, чем тот порог, за которым можно вообще сразу начинать движение.
На парковке
Вариатор прогреется и без проведения каких-либо манипуляций с его органами управления. Но это займёт примерно вдвое больше времени.
Поэтому есть смысл через минуту после пуска двигателя включить на несколько секунд задний ход, разумеется, удерживая машину тормозом, а затем перевести селектор в положение «D».
Далее всё зависит от конструкции конкретной трансмиссии. Большинство позволяет, удерживая тормоз, продолжать работу мотора на холостых в режиме Drive. До 10 минут и более, в зависимости от холодов.
Работает гидротрансформатор, интенсивно перемешивая и прогревая масло. Но если он отсутствует, то лучше поберечь коробку и греть её в парковочном положении селектора. Чуть дольше, но безопаснее.
В движении
Когда температура масла стала с небольшим запасом положительной, можно начинать движение. Прогрев сразу ускорится, что позволит не терять время и не загрязнять атмосферу ненужной работой на холостых оборотах.
Вариатору это никак не повредит, если не злоупотреблять нагрузками, скоростью и резкими разгонами. Двигатель и трансмиссия одновременно войдут в оптимальный тепловой режим. Хватит десятка километров.
Чего не стоит делать при прогреве CVT
Про резкие старты, разгоны, высокие скорости и полный дроссель уже было сказано. Но можно добавить, что не стоит циклически повторять перевод селектора в разные положения, это не имеет смысла, а только нагружает механотроник и гидравлику.
Важно именно зимой использовать свежую жидкость в коробке. Если срок её работы близок к предельному, а это для заботливого хозяина примерно 30 тысяч километров пробега, то масло в вариаторе обязательно надо заменить в ожидании холодов.
Не надо раскручивать двигатель до высоких оборотов, даже если коробка позволит это сделать. Это и с точки зрения дорожной ситуации добавляет безопасности.
Если выезд с парковки сопряжён с буксованием или пробиванием сугробов, лучше подождать до гарантированного прогрева. То есть примерно вдвое от рекомендованного.
Крутые подъёмы непрогретому вариатору категорически противопоказаны. Как и длительные спуски, где есть риск перегрева рабочих тормозов.
Если же температура ниже -25-30 градусов, то машину с вариатором лучше вообще не эксплуатировать. Вред ей будет нанесён даже при самом правильном прогреве. Или потребуется тёплое место для хранения автомобиля.
Источник https://variator.expert/ustrojstvo/kak-progrevat-variator-zimoj
Источник https://etlib.ru/blog/1394-kak-progrevat-variator
Источник https://autovogdenie.ru/kak-progret-variator-zimoj.html