Какими бывают автомобильные колесные диски, и чем они отличаются
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Наверное каждый водитель втайне мечтает сделать свой автомобиль более комфортным, более управляемым и более безопасным. Есть масса способов сделать это внедрением сложных технических решений в подвеске, но мало кто знает, что обычные колёсные диски способны значительно расширить возможности авто. Существует по крайней мере четыре вида колёсных дисков, каждый из которых обладает своими плюсами и минусами.
1. Штампованные диски
Штампованными дисками обычно комплектуются бюджетные модели автомобилей в минимальных комплектациях. Их производство представляет собой простейший процесс, из-за чего создать полномасштабное массовое производство таких изделий гораздо проще, чем, например, производить кованые или литые диски.
Среди преимуществ можно выделить следующие:
Если говорить о минусах, их не так много. Во-первых, сложно найти штампованный диски с интересным дизайнерским решением – чаще всего они имеют стандартную форму, что может идти вразрез с обликом дорогого автомобиля.
К тому же, несмотря на свою практичность, штампы не отличаются высокой прочностью, из-за чего особо невнимательные водители рискуют регулярно править диски, а через несколько циклов ремонта может потребоваться их полная замена.
Портит общую картину и необходимость время от времени балансировать колёса. Штампованные диски неустойчивы к коррозии, а их тяжёлый вес увеличивает расход топлива, что негативно влияет на управляемость и тормозной путь автомобиля.
2. Литые диски
Литые диски – это показатель хорошего достатка водителя. Многие производители премиальных автомобилей ещё с завода устанавливают именно такие варианты дисков с фирменными логотипами.
Литьё обладает богатым набором преимуществ:
1. В первую очередь следует отметить широчайший выбор размеров, форм и расцветок.
2. Выполненные из алюминиевого сплава, они имеют до 50 процентов меньшего веса, нежели штампованные.
3. У автомобиля на таких дисках немного снижен расход топлива, при этом повышена манёвренность, за счёт чего автомобиль лучше держит дорогу на высокой скорости.
4. Тормозная система автомобиля работает лучше за счёт интенсивного воздушного охлаждения тормозных дисков, что невозможно на штампах.
5. Благодаря отсутствию в своем составе железа они совершенно не подвержены коррозии даже при сильном повреждении внешнего слоя.
6. Несмотря на практически полное отсутствие пластичности литые диски невероятно прочны. Чтобы они лопнули нужно очень сильно постараться.
7. Установив литые диски на свой автомобиль, водитель может снизить нагрузку на ходовую, трансмиссию и двигатель, что позволит им проработать дольше до капитального ремонта.
Но обилие плюсов в одночасье может превратиться в один большой минус – так, лопнувший диск может безвозвратно испортить покрышку, а на высокой скорости даже привести к аварии. Поэтому литые диски требуют к себе пристального внимания со стороны водителя.
Любые трещины и сколы требуют незамедлительной замены детали, и это ещё один большой минус – литые диски совершенно не подлежат никакому ремонту. А если заехать одним колесом в яму поглубже, можно и вовсе остаться без подвески, ведь литьё не имеет абсолютно никакой амортизации.
Ещё среди минусов можно отметить низкую устойчивость к солям, кислотам и щелочам, поэтому их периодически необходимо мыть – гораздо чаще, чем сам автомобиль.
3. Кованые диски
Куда лучше обстоят дела у кованых дисков, которым не страшны практически никакие воздействия окружающей среды. Преимуществ у таких дисков несоразмерно больше, чем недостатков, и вот только некоторые из них:
Так, кованым дискам не требуется балансировка в течение всего срока эксплуатации. Они не подвержены воздействию агрессивных реагентов, отчего срок их службы может быть в десятки раз выше аналогов. Такие диски прочны, чего не скажешь о предыдущих вариантах колёсных дисков, и достигается это закалкой и старением металлических изделий.
Благодаря уменьшению объёма металла за счёт неоднократного сдавливания на профессиональном оборудовании, в кованых дисках получается достичь ещё меньшего веса, нежели у литых или штампованных дисков. Для них характерна ещё большая манёвренность, ещё меньшая нагрузка на ходовую и силовые агрегаты и самый низкий расход топлива по сравнению с аналогами.
Кроме того, за счёт инновационной технологии ковки получается создавать настоящие произведения искусства – настолько красивые диски могут быть только кованными.
Уникальный химический состав кованых изделий с добавлением магния и меди позволяет дискам одновременно сохранять высочайшую прочность и при этом оставаться пластичными. Удивительно, но кованые диски не гнутся, обладая при этом хорошими амортизационными качествами.
Ещё один важный нюанс – потрясающая ремонтопригодность кованых дисков. Их можно восстановить в любом состоянии до заводских параметров.
Пожалуй, самым большим недостатком кованых дисков можно назвать их запредельно высокую стоимость. Цена за комплект может достигать трёхсот тысяч рублей и даже выше, если речь идёт о дисках для гоночных автомобилей.
4. Сборные диски
Интересной разновидностью кованых дисков являются их сборные аналоги. Как правило, они состоят из трёх частей – обода, сердцевины и полочки. Последний элемент может отсутствовать, если водителю не принципиально важно выставлять вылет колеса на несколько сантиметров из колёсной арки.
Кстати, управляемость автомобиля после такой модернизации значительно увеличивается, и это несравненный плюс сборных дисков.
Сборные диски чаще всего применяются для автомобильного тюнинга, когда один и тот же диск в процессе эксплуатации можно разбирать и собирать, как конструктор, подбирая дизайн и расцветку, а также меняя динамические свойства автомобиля.
Хоть сборные диски и являются коваными со всеми вытекающими преимуществами, они по мнению автоэкспертов не практичны и вовсе не соответствуют той ценовой планке, которую диктует рынок. Дело в том, что соединяемые детали в местах сочленения имеют естественный износ, который рано или поздно даст о себе знать.
Вместе с тем, сборные диски намного более ремонтопригодны ввиду взаимозаменяемости разборных деталей, но такой ремонт каждого колеса обойдётся автовладельцу очень недёшево.
Среди явных преимуществ на первом месте стоит бесконечно богатый выбор изделий – такого широкого модельного ряда нет ни у одного другого вида дисков, но и цена за комплект у них так же как и у кованых, измеряется сотнями тысяч рублей.
К другим недостаткам можно отнести очень большой вес изделия. Даже если диск будет изготовлен из титана, болты, соединяющие разборные части, неизбежно увеличат массу диска в разы.
Существенным недостатком является и подбор изделий, когда необходимости заменить один или два сборных диска в случае их поломки. Подобрать именно тот диск, который стоял на вашем автомобиле, практически невозможно. Единственный вариант – изготовление на заказ в единичном экземпляре. Ценник такого изделия по очевидным причинам сразу взлетает в несколько раз.
Виды колесных дисков
Чем привлекателен автомобиль внешне? Ответ очевиден, колёсами. Помимо главной конструкционной функции, диски и шины характеризуют потенциал транспортного средства и вкусовые предпочтения владельца. С первого взгляда можно понять, насколько ухожен автомобиль и для какой эксплуатации он предназначен: шоссе или бездорожье. Возможно подчеркнуть интересный облик ТС, используя различные виды дисков.
Вместе с эффектным внешним видом, обода могут:
- улучшить или ухудшить динамические характеристики машины;
- стать отличным инструментом экономии или наоборот — опустошать кошелёк.
Колесный диск – что это, какую функцию выполняет
Колёсный диск – это обод, являющийся основным элементом конструкции колеса. Функция обода заключается в следующем, он передаёт крутящую передачу от приводного вала на дорожное полотно.
Для обеспечения амортизационных качеств, конструкция диска предусматривает установку пневматической шины. Покрышка фиксируется на ободе в специальных кольцевых выступах, согласно посадочному диаметру. Обод крепится к ступице автомобиля. В качестве крепёжного элемента используются болты или гайки.
Виды дисков по материалу изготовления
Стремительно шагающее технологическое развитие и новые идеи инженеров, расширили рынок колёсных дисков за несколько десятков лет. В данный момент, прилавки автомагазинов имеют в ассортименте следующие виды колёсных дисков: стальные, литые, кованые и сборные для любой техники. Две первые позиции наиболее широко распространены. Третий тип менее популярен из-за повышенной стоимости. Четвёртый – это эксклюзивная модель, имеющая спрос в определённых кругах.
- Стальные (штамповки) – самый бюджетный вариант колёсного диска. Дешевизна обусловлена распространённым материалом изготовления, которым является прокатная углеродистая сталь. К этому стоит добавить простой способ производства – штамп на станке. Из листа металла вырезается сердцевина и обод. После формования, две заготовки соединяются автоматической сваркой. Далее, собранная деталь проходит тест соединения и отправляется на покраску. Основные преимущества стального диска: низкая стоимость и ремонтопригодность. Недостатки: тяжёлый вес и мягкость конструкции.
- Литые диски – производятся путём отливки алюминиевого, магниевого иди титанового сплавов в матрицу. Два последних металла дорогие, поэтому цена на такие колёса высокая. Диски из алюминиевого сплава дешевле, и пользуются популярностью у большинства автовладельцев. Они легче стальных штамповок, но дороже в 2-3 раза. Кроме этого, легкосплавные диски имеют эстетичный внешний вид, представлены широким модельным рядом и различной конфигурации. Основные преимущества: облегчённая масса, стойкость к коррозии, привлекательный внешний вид. Недостатки: высокая стоимость, слабая пластичность и плохая ремонтопригодность. Повреждённый или лопнувший обод не получится выправить самостоятельно. Для этого придётся искать специальную мастерскую, где смогут нагреть и выправить диск. А в случае образования трещины, заварят аргоном повреждённый участок.
- Кованые диски – верхушка колёсных ободов для стоковых автомобилей. Изготовление происходит путём создания сплава из алюминия, титана и магния, а затем штамповкой. Далее, заготовка отправляется на автоматический стол, где робот фрезой вырезает форму и отверстия. Затем, диск проверяется на соответствие всех размеров, заданных программой. Тестируется баланс. Происходит тщательная полируется. Достоинства кованного диска: более лёгкий чем остальные обода. Прочный. Пластичный. Очень привлекательный. Ремонтопригодный. Недостатки: высокая стоимость из-за сложного процесса производства и применения дорого сплава. Узкий ассортимент наличия в продаже, что предполагает приобретение под заказ.
- Сборные диски — эксклюзивный вид автомобильных колёс. Учитывая коренное слово «сборный» можно догадаться, что диск состоит из нескольких частей, точнее из двух или трёх: сердцевина, планка, бочка (иннер). Соединение элементов происходит с помощью высокопрочных болтов. Комбинированные диски очень крепкие. Несмотря на это, они могут повреждаться. В таком случае, можно сменить повреждённую часть на новую. Как правило, конструкция иннера кованая, а сердцевина легкосплавная. Преимущества: прочность, красота, ремонтопригодность. Недостатки – высокая стоимость, дефицит в свободной продаже.
Виды конструкций автомобильных дисков
Конструкция всех колёсных дисков состоит из сердцевины, опирающейся на обод. Между собой, два элемента крепятся сваркой или болтами. Исключение — литые диски. Сердцевина оснащена крепёжными отверстиями для фиксации к колёсной ступице.
Классификация колёс состоит из двух типов: для камерных и бескамерных шин. На колёса для бескамерных шин, допускается монтировать камерные покрышки. Ещё, классификация имеет подвиды:
- по способу крепления к ступице (в основном для грузовых машин и спецтехники)
- по количеству колёс на одну ступицу (одинарные, сдвоенные);
- по конструкции разъёмного обода (1-компонентный, 2-компонентный, 3-компонентный);
- по структуре материала, сплавы из: стали, алюминия, магния, титана;
- по типу вылета: положительный, нулевой, отрицательный.
На большинство внедорожников, таких как: Mitsubishi Рajero, Nissan Navara, Тoyota Land Cruiser – устанавливаются диски с отрицательным вылетом 10 мм. Это повышает устойчивость и управляемость.
Виды по типу транспорта
Перед выбором дисков, обязательно учитывайте эксплуатационные условия и технические характеристики ТС. Таким образом вы узнаете, какие параметры предусмотрел изготовитель машины. Не стоит считать, что привлекательный внешний вид, это основная функция колёс.
Все диски рассчитаны на определённые эксплуатационные условия и для различного транспорта:
- легковой – в этом сегменте представлены колёса для автомобилей всех классов, от А до J. Также сюда входят микроавтобусы. Для этой группы машин производители выпускают стальные, легкосплавные, кованые и комбинированные диски;
- грузовой – для этого класса техники, в основном, выпускаются стандартные стальные неразборные диски, для бескамерных шин. Ещё производят разборные диски, с посадочным диаметром 20 -24, для камерных шин. Основной потребитель — старая российская и китайская техника. Есть алюминиевые и кованые диски, только в РФ они не пользуются спросом.
В Европе, алюминиевые обода пользуются спросом у водителей автопоездов, так как идёт борьба за каждый дополнительный килограмм перевозимого груза.
- спецтехника — в этом сегменте широкий выбор дисков, от мини-погрузчика до карьерного самосвала. Обода различных диаметров. Есть многосоставные из 3-5 частей (карьерные самосвалы). Основной материал для изготовления – сталь.
Выбирая облегчённые колёса для легковушки, можно повысить динамику машины и снизить расход топлива. А, устанавливая тяжёлые стальные штамповки, характеристики будут противоположными. Обязательно изучите основные параметры, такие как: ширина, посадочный диаметр и количество отверстий для болтов. Дело в том, что одинаковые по размеру диски, могут иметь 4, 5 или 6 отверстий для крепления.
Перед покупкой колёсных дисков, стоит учитывать характер эксплуатации. Например, необходимо взять во внимание качество дорог и климатические условия региона. В северных областях страны, автовладельцы эксплуатируют зимой штамповки, а летом – литьё. Так удаётся продлить срок службы легкосплавных дисков. Своевременных уход: мытьё от соли и грязи, удаление ржавчины и покраска — существенно продлят ресурс и привлекательность ваших колёс.
Виды и параметры колесных дисков
Колесный диск является одним из составляющих элементов колеса автомобиля. Он служит основой для крепления шины, а также для передачи на нее крутящего момента от приводных валов. В зависимости от технологии и применяемого материала различают несколько видов дисков колес, каждый из которых имеет как преимущества, так и недостатки. А параметры колесных дисков, такие как: их диаметр, ширина и прочие показатели определяют выбор в пользу того или иного варианта.
Назначение и конструкция колесных дисков
Колесные диски помимо того, что улучшают внешний вид колеса, также являются необходимым элементом для движения автомобиля по дороге. Непосредственно на них одевается сама шина. А диск с надетой на него шиной представляет собой автомобильное колесо, закрепленное на ступице.
Шина на диске фиксируется за счет кольцевого выступа. Борт шины располагается на полке, отличающейся тремя размерностями: стандартной, плоской и расширенной. Посадка шины, как правило, происходит на внешнюю полку. Полка плавно переходит в борт, имеющий различную форму профиля.
Главным назначением диска колес является обеспечение правильной посадки шины и ее эффективной работы во время движения. Именно поэтому основными требованиями, предъявляемыми к диску, являются прочность и жесткость. Также диск должен иметь относительно небольшую массу и геометрические параметры, заданные производителем. Это связано с тем, что колеса, как неподрессоренная масса, оказывают влияние на динамику движения автомобиля и на его управляемость.
Виды колесных дисков
В зависимости от материала изготовления и технологии производства существует следующая классификация колесных дисков:
- штампованные;
- литые;
- кованые;
- составные.
Штампованные или стальные диски
Считаются самыми простыми и доступными. Конструктивно они представляют собой сваренные друг с другом стальные штампованные детали.
Плюсы этого типа:
- Приемлемая цена.
- Относительно высокая прочность.
- Возможность восстановления даже в случае сильного удара.
К минусам можно отнести:
- Непритязательный дизайн.
- Большая масса.
- Невысокая стойкость к коррозии.
Литые диски
Литые диски (иногда их еще называют легкосплавными) изготавливаются из алюминиевых или магниевых сплавов. Эти диски обладают высокой прочностью и хорошей балансировкой. Кроме того, они отличаются красивым внешним видом. Если в стальном диске сам диск соединен с ободом сваркой, то легкосплавный диск – это единое изделие.
К общим преимуществам легкосплавных дисков относятся:
- Высокая точность изготовления.
- Различные варианты дизайна дисков.
- Легкость.
- Хорошо отводят тепло от тормозных механизмов.
Среди недостатков литого диска можно отметить его относительную хрупкость. Такой диск имеет зернистую внутреннюю структуру металла, которая плохо сопротивляется ударам. В процессе движения по неровностям накапливаются микротрещины, в результате которых диск рано или поздно может расколоться. Как вариант – увеличение толщины стенок, что приведет к увеличению веса. Также его дорого и трудно восстанавливать.
Кроме того, этот тип диска нуждается в защите поверхности. В противном случае литье потеряет свой товарный вид.
Кованые диски
Дальнейшее совершенствование литых дисков привело к появлению кованых дисков или “ковки”. Производится этот тип штамповкой алюминиевых сплавов с добавлением магния и титана и последующей механической обработкой. Это обеспечивает волокнистую структуру диска, состоящую из нескольких слоев. В результате изделие отличается высокой прочностью, низкой массой и устойчивостью к ударным нагрузкам.
Главный минус “ковки” – высокая цена.
Комбинированные или составные диски
Этот тип дисков сочетает в себе прочность “ковки” и дизайн “литья”. В основе изделия литая конструкция с коваными ободьями, прикрученными болтами. Высокая стоимость дисков перекрывает множество их достоинств.
Параметры колесных дисков
Колесные диски характеризуются следующими параметрами:
- шириной обода (расстоянием между полками);
- диаметром дисков;
- вылетом диска;
- количеством отверстий для крепления и диаметром их расположения;
- диаметром центрального отверстия диска.
Ширина обода
Ширина обода должна быть на 25-30% меньше ширины профиля шины. Эксплуатация слишком широких (равно как и слишком узких) дисков нежелательна. За счет нарушения проектного профиля шины ухудшаются ездовые характеристики автомобиля.
Допустимое отклонение от нормы в расстоянии между полками составляет 0,5-1,0 дюйм для дисков диаметром до 14 дюймов и 1-1,5 дюйма – для дисков диаметром более 15 дюймов.
Диаметр диска
Монтажный диаметр диска или размер посадочного обода колесного диска под шину измеряется по уровню полок. Существует размерный ряд дисков диаметром от 10 до 22 дюймов. Наибольшее распространение получили средние его показатели: от 13 до 16 дюймов.
Вылет диска
Вылет диска или его выступ представляет собой расстояние от вертикальной оси симметрии диска до привалочной плоскости контакта со ступицей колеса.
Вылет диска может быть нулевым и положительным, когда ступица диска выступает наружу относительно оси симметрии диска. В случае, при котором ступица утоплена относительно середины диска, вылет будет отрицательным.
Величина вылета выражается в миллиметрах и обозначается как ET. При положительном вылете максимальное значение ET составляет 30 мм. В случае с отрицательным вылетом критическая величина ET составит также 30 мм, но с отрицательным знаком.
Данный показатель должен соответствовать указаниям производителя автомобиля. В противном случае управляемость автомобиля может измениться в худшую сторону, а также может снизиться ресурс элементов подвески и трансмиссии (приводных валов, ступицы и т.д.). Это происходит, поскольку изменение вылета влечет за собой изменение плеча действия сил и моментов, приложенных к колесу во время движения. Также в зависимости от вылета может изменяться плечо обкатки, что негативно сказывается при торможении.
Диаметр расположения отверстий для крепления и их количество
Этот показатель имеет обозначение PCD. Первая цифра в показателе указывает на диаметр расположения отверстий, а вторая – на их количество.
Стандартными значениями диаметра считаются от 98 до 140 мм, а количество отверстий колеблется в пределах от 4 до 6.
Очень трудно на глаз определить соответствие размера диска и ступицы. А установка диска неверного диаметра может привести к перекосу колеса, что приведет к его «биению».
Диаметр центрального отверстия диска
Диаметр центрального или посадочного отверстия диска колеблется от 50 до 70 мм. Точность подбора диска в соответствии со ступицей является очень важной. Но это относится к штатным колесам автомобиля. Производители запчастей часто изготавливают отверстие чуть большего диаметра, а в комплекте с диском предлагают набор переходных колец. В этом случае колеса будут центрироваться по PCD.
Расшифровка маркировки дисков
Маркировка дисков характеризует его размерность. Наносится она, как правило, на внутреннюю часть ступицы литого диска. Представим обозначение каждого из показателей следующим примером: 5.0×16″ 4×113 ET28 d58.4, где
- 5,0 – ширина диска в дюймах;
- 16″ – диаметр диска в дюймах;
- 4×113 – количество отверстий крепления и их диаметр;
- ET28 – вылет диска;
- d58.4 – диаметр центрального отверстия.
Заключение
При выборе колесных дисков необходимо учитывать как их технические характеристики (такие, как: диаметр, ширина диска и прочие показатели), так и качество и происхождение самих дисков. В остальном покупка зависит от предпочтений автолюбителя и его готовности, приобретая диски, расстаться с той или иной суммой.
Источник https://novate.ru/blogs/250522/63084/
Источник https://tires1.ru/vidy-kolesnyh-diskov/
Источник https://techautoport.ru/hodovaya-chast/kolesnye-diski-i-shiny/kolesnye-diski.html