Автомобильное сцепление — как правильно пользоваться
Как в автомобиле правильно сидеть за рулем и правильно управлять сцеплением
Как правильно пользоваться сцеплением — принцип работы, как выжимать сцепление и отпускать педаль
Как правильно управлять автомобилем и как правильно нажимать на педали управления, учат в автошколах, но бывает такое, что и долгие годы шоферского опыта не приучают бережно относиться к сцеплению в машине – оно просто быстро изнашивается и требует замены (а без сцепления, пока его не заменишь авто не сможет ездить)
Для того чтобы понять, как правильно пользоваться автомобильным сцеплением, нужно хорошо представить схему его работы и предназначение отдельных составляющих, например, нажимного диска, который автомобилисты давно окрестили «корзиной».
Что такое автомобильное сцепление
Конструктивно сцепление (фрикционная муфта) в автомобиле предназначено для соединения и разъединения вала двигателя с автоматической или механической коробкой передач.
Это позволяет трогаться с места без резких рывков и обеспечивает плавное переключение скоростей на ходу, предотвращая перегрузку составляющих трансмиссии из-за изменения числа оборотов коленчатого вала.
Существуют разные конструкции приводов для передачи усилия от педали на нажимные механизмы, такие как механический, гидравлический и электрический.
Где находится сцепление в автомобиле
Назначение сцепления заключается в передаче крутящего момента с коленчатого вала двигателя к коробке передач, то конструктивно оно находится между двумя этими агрегатами.
Конкретное расположение может зависеть от компоновки базовых узлов, переднего или заднего привода трансмиссии, но в любом случае это будет спереди автомобиля под капотом.
Устройство сцепления автомобиля
Являясь соединительным узлом для передачи вращения, конструкция фрикционной муфты в автомобиле не отличается особой сложностью.
Основными составляющими являются: Нажимной диск – имеет выжимные пружины в основании и предназначен для соединения с маховиком. Из-за лепестковой конструкции получил у звание «корзинка» за сходство во внешнем облике. Ведомый диск – имеет муфту, лучевое основание и накладки.
Специальные демпферные пружины способствуют уменьшению тряски при переключении. Выжимной подшипник – находится на первичном валу и приводит в действие вилку привода. Некоторые конструкции могут использовать стопорные пружины для более надежной фиксации.
Педаль сцепления – с помощью нее водитель из кабины управляет рабочим процессом, передавая указание соединить или разъединить ведущий вал двигателя и коробку передач. В автомобилях с автоматической коробкой передач (АКПП) педали нет, работа системы происходит с помощью специального сервопривода.
Современные производители автомобилей, предлагают покупателям разные конструктивные варианты фрикционных муфт. Различия могут касаться: количества дисков – одно- или многодисковые системы; среды работы – сухие или влажные варианты; привода в действие – механические, гидравлические, электрические способы; способа нажатия на прижимной диск – сцепление с центральной диафрагмой или пружинами по кругу.
Для чего необходимо сцепление в автомобиле
Разобраться, как работает устройство сцепления машины, очень просто – пока педаль не нажата, ведущий и ведомый диски соприкасаются, передавая крутящий момент с маховика двигателя на коробку передач, а затем, через карданный вал – на колеса. Нажатие на педаль разъединяет диски, вращение перестает передаваться, и водитель может переключить скорость. Затем нужно медленно опускать нажим, чтобы не сжечь фрикционную муфту при слишком резком контакте дисков, при этом важно, не удерживать педаль в нажатом состоянии слишком долго.
Принцип работы сцепления
На словах это объясняется просто – фрикционная муфта обеспечивает взаимодействие маховика двигателя и коробки передач, обеспечивая их разъединения для переключения скоростей.
Но сколько же времени уходит у начинающих водителей, чтобы на практике освоить, как правильно выжимать педаль, чтобы был плавный и мягкий старт с места без рывков и дерганий.
Не один час пройдет, пока автолюбитель станет ездить хорошо, но не следует забывать, что маневры на дороге могут испортить сцепление вашего автомобиля.
Автомобиль с автоматической коробкой передач
В автоматическом варианте сцепление происходит по «мокрому» типу с помощью трансмиссионного масла, заключенного в гидротрансформатор и двух крыльчаток. Лопасти маховика увлекают за собой поток масла, которое закручивает насосное колесо – вот по такой схеме передается вращение в автоматической коробке передач (АКПП)
У такого автомобиля с автоматикой отсутствует педаль сцепления, поэтому в целом сам процесс вождения будет проще и легче (особенно много поклонников автоматической коробки среди женщин).
Автомобиль с механической коробкой передач
Фото: педаль сцепления — с левой стороны
В автомобиле педаль сцепления расположена в самой левой позиции из трех педалей – педаль в центре — это тормоз, педаль с правой стороны это – газ, левая педаль – это сцепление, — и с её помощью водитель управляет подключением двигателя к коробке передач.
Ручной режим работы требует большего внимания по сравнению с «автоматом», но для многих пользователей это дело привычки и вопрос цены.
Автомобиль с автоматом (АКПП) будет гораздо дороже при покупке и обслуживании, по причине которой, многие водители выбирают автомобили, с ручным управлением где есть педаль сцепления.
Правильное использование педали сцепления
Новичку будет полезно узнать, как правильно пользуются автомобильным сцеплением опытные автомобилисты и как работает сцепление.
Применяя простые рекомендации в повседневных поездках, новичок гораздо быстрее достигнет мастерства, если научится правильно переключать передачи и включать нужную скорость, снижая нагрузку на резину и тормозные диски.
Это касается таких моментов вождения, как кратковременные остановки, например, на светофоре и на поворотах.
Как правильно выжимать сцепление
По сути, правильное использование фрикционной муфты подразумевает четкое выполнение двух взаимосвязанных операций – педаль нужно нажать, а затем отпустить.
Простые советы подскажут вам, как правильно выжимать сцепление:
Педаль нажимается до упора и без задержек. Так как главное – это опыт, лучше не жалеть времени на тренировки, найдя для этого подходящую площадку и взяв в компанию опытного водителя.
В самом начале обучения важное значение имеет обувь – чтобы ощущения были более выраженными, она должна быть на тонкой подошве и без каблуков.
Как правильно отпускать сцепление
Ослабляя нажатие на педаль, водитель начинает соединять маховик двигателя и ведомый диск для передачи вращения на коробку передач.
Делать это надо очень аккуратно и плавно – есть несколько рекомендаций для начинающих автолюбителей, как отпускать сцепление, чтобы езда была максимально комфортной:
Педаль не должна быть выжатой долгое время, педаль необходимо постепенно отпускать без резких бросков, слегка задержавшись, когда она будет вдавлена наполовину.
Движение автомобиля нужно начинать с первой передачи. Трогаться со второй передачи можно только зимой, когда дорога или некоторые участки дороги очень скользкие (если на первой передаче трогаться по скользкому, то колеса будут буксовать, и трудно будет вообще стронутся с места).
Что такое сцепление: из чего состоит, виды и назначение
Сегодня речь пойдет о сцепление в автомобиле. Разберём, из каких частей состоит, какие виды бывают. Я уверен, что многие слышали о «сухом» автомобильном сцеплении и «мокром», эти понятия мы тоже затронем. А начнем с самого простого – что это такое и для чего оно нужно.
Что это такое и зачем нужно в машине
Автомобильное сцепление – это устройство или механизм, который необходим для передачи крутящего момента от коленвала мотора к коробке передач, для разъединения маховика двигателя от КПП.
Оно имеет несколько функций:
- Передача момента от мотора к трансмиссии.
- Прекращение вращения (остановке) валов КПП для безопасного включения передач.
- Для плавного сцепления двигателя и трансмиссии во время начала движения автомобиля.
- Разрыв механической связи маховика мотора и первичного вала коробки передач.
Передача момента от силового агрегата к КПП происходит за счет силы трения. Из устройства сцепления вы узнаете, что у него есть диск, на котором с двух сторон закреплены накладки из фередо. Да-да, именно из того фередо, которое используется в тормозных колодках.
Оно обеспечивает высокий коэффициент трения между маховиком ДВС и диском первичного вала. Только в тормозах это приводит к остановке тормозного диска, а в механизме сцеплении надежную сцепку двигателя и трансмиссии.
Простыми словами – сцепления в машине позволяет легко включить передачу при запущенном моторе, плавно тронуться при начале движения авто, кратковременно разорвать механическую связь между коленвалом двигателя и первичным валом трансмиссии.
Где оно находиться
Сцепления находиться между коленчатым валом и коробкой передач. В механических КПП его можно найти в «колоколе» самой трансмиссии. Оно болтами прикручено к маховику и насаживается на первичный вал коробки.
Поэтому, чтобы добраться до него и оценить его состояние, нужно скидывать коробку. А контролировать состояние диска сцепления, корзины периодически нужно. Особенно если появляются первые признаки неадекватного поведения автомобиля на педаль сцепления или в поведении машины во время езды.
Кроме того, там же находится выжимной подшипник. Который подвержен большой нагрузке. При неправильной эксплуатации механической коробке передач быстро выходит из строя. А чтобы его заменить – нужно скидывать МКПП со всеми вытекающими трудностями.
Но это касается только механики. На вариаторах или автоматических коробках, сцепления находится в самой трансмиссии. Чтобы его заменить, нужно разбирать КПП. А это уже совсем другие затраты на ремонт.
Из каких частей состоит
Механизм сцепления в автомобиле состоит из таких частей:
- Корзина сцепления с нажимным диском.
- Диск сцепления. Это именно тот, на котором закреплено фередо и отвечает за механическое соединение двигателя и коробки.
- Маховика.
- Органы управления.
Корзина – это устройство, которое в себе содержит нажимной диск. Со стороны КПП на нем расположены «лепестки». Они отвечают за нажим выжимного подшипника на корзину. В результате этого нажимной диск отходит от диска сцепления, разрывая связь с мотором.
Диск сцепления – это диск, на обе стороны которого прикреплены накладки из фередо. Крепятся они при помощи заклепок. Если накладки стерлись до заклепок, то диск нужно менять.
Маховик – массивная деталь, крепящаяся болтами к хвостовику коленвалу мотора, а к нему прикручивается корзина. На нём находится несъемный ведущий диск. Если его перегреть, то нужно менять весь маховик. Кроме этого, на внешнем радиусе имеются металлические зубья – они нужны для зацепления бендикса стартера с маховиком.
Внешне маховик выглядит, как большая шестеренка, в центре которого гладкий стальной нажимной диск. Маховики бывают разного типа, но это тема другой статьи.
К органам управления относятся:
- Педаль сцепления.
- Главный и рабочий цилиндр сцепления.
- Выжимной подшипник.
Сейчас мы рассматриваем классическую схему сцепления МКПП. Это поможет понять общие принципы устройства и конструкцию системы.
Педаль – здесь всё понятно. Нажимая на неё, вы даёте импульс выжимному подшипнику надавить на лепестки корзины.
Главный и рабочий цилиндры . В первом поршень, при нажатии на педаль сцепления, сжимая рабочую жидкость в системе. Хочу напомнить, что она представляет собой замкнутый контур. При сжатии в ней создается давление, которое воздействует на поршень рабочего цилиндра. Он выталкивает шток, связанный с рычагом выжимного подшипника.
Выжимной подшипник вилкой прижимается к лепесткам корзины. Надавливая на них, от диска сцепления отходит нажимной диск и связь между силовым агрегатом и КПП разрывается.
Существуют схемы, в которых применяется гидравлический выжимной подшипник. В них исключен рабочий цилиндр, так как давление жидкости напрямую передается подшипнику.
Неисправности сцепления
Быстро пробежимся по основным неисправностями системы, а точенее, по признакам, по которым вы сможете понять, что сцепление начало «барахлить». Рассмотрим основные термины, применяемые, чтобы описать поломки.
Сцепление буксует
Это значит, что диски плотно не прижимаются друг к другу. Из-за этого сила трения между ними не достаточно для передачи полного крутящего момента от двигателя к коробке.
Такая неисправность проявляется так: вы давите на газ, мотор ревёт, а машина не едет. То есть, пытаетесь ускориться, обороты двигателя растут, а скорость не увеличивается.
Эта происходит в большинстве случаев из-за большой выработки на диске сцепления. Те самые накладки фередо стираются до самых заклепок. В этом случае нужно его менять.
Сцепление ведёт
Это значит, что диски полностью не расцепляются между собой. То есть, в первом случае они полностью не сжимались между собой, а в этом случае не отходят друг от друга. Зазора между ними недостаточно для выключения сцепления и происходит частичная передача крутящего момента от мотора к коробке, даже на полностью выжатой педали сцепления.
Проявляется неисправность тем, что тяжело включить передачу при нажатой педали. Особенно это касается первой, второй передачи и задней скорости. Так как диски полностью не расцепились, валы коробки передач продолжают вращаться. Шестерни не могут плавно войти в зацепление, даже не спасают синхронизаторы. Особенно это проявляется при включении задней скорости – слышен хруст в КПП.
Завыл, загудел выжимной подшипник
Он постоянно работает, пока работает мотор. При нажатии на педаль сцепления, он жмёт на корзину. Это может происходить несколько сотен раз за одну поездку. Поэтому, он быстро выходит из строя.
Это проявляется появлением постороннего звука из коробки при нажатии на педаль сцепления. Когда её отпускаете, вой пропадает. Это означает – «хана» выжимному.
Рекомендую прочитать статью: «Как проверить сцепление в машине». В ней узнаете, о двух «дедовских» способах проверки сцепления. Они помогут провести диагностику в любое время и дать точный результат.
Что такое мокрое и сухое сцепление
Оба вида выполняют одну и туже роль, только одно работает на сухую, а второе вращается в масле, то есть, оно мокрое.
Классическое сцепление в автомобиле – это сухой тип. Мокрое используется в современных коробках передач, а точнее в роботизированных КПП DSG. Применение масляной ванны нужно для продления его срока службы, жидкость используется для охлаждения корзины.
В каждом из видов есть свои плюсы и минусы. Но это тема другой статьи. Хотите узнать – напишите мне. Всем удачи на дорогах.
Если есть возможность, сделайте небольшое пожертвование на развитие проекта, даже 50 рублей могут помочь. Спасибо.
Сцепление автомобиля: как оно работает и почему ломается
Сцепление — одна из важнейших частей любого транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания. Оно выполняет одну и ту же задачу — позволяет автомобилю ехать или стоять на месте при работающем моторе
Разбираемся, как работает сцепление, каким бывает и как понять, что оно неисправно.
Что такое сцепление
Сцепление — это механическое устройство, которое передает крутящий момент от двигателя к колесам и отключает ведущий вал от трансмиссии. Это означает, что машина может стоять на месте даже при работающем моторе, а переключение передач и трогание с места происходит плавно.
На «механике» водитель управляет им через нажатие третьей педали (крайне левой). У моделей с АКПП передача крутящего момента реализована иначе и за него отвечает гидротрансформатор.
Сцепление всегда расположено между двигателем и трансмиссией. В классическом варианте, для МКПП, его главные рабочие элементы это:
- Маховик. Тяжелый диск с зубчатым венцом, который жестко зафиксирован на коленчатом валу ДВС. К его обратной стороне крепится корзина сцепления.
- Диск сцепления. Прижимается к маховику и для этого покрыт специальным композитным материалом устойчивым к трению.
- Демпферные пружины. Уравнивают колебания и вибрации от работающего двигателя.
- Диафрагменная пружина. Отвечает за разрыв мощности за счет движения внутренней кромки (лепестков). Работает с выжимным подшипником, которые перемещает вилка.
Для чего нужно сцепление
Работающий двигатель постоянно вращается, а колеса при этом могут не двигаться. Если трансмиссия останется подключенной, а водитель попытается затормозить, то мотор заглохнет. Другие функции сцепления:
- плавный старт и легкое переключение передачи;
- снижение вибрации от работающего ДВС;
- защита трансмиссии от рывков двигателя, инерционных перегрузок и износа.
Конспекты 3 марта Подвеска автомобиля: что нужно знать о разновидностях конструкции
Конспекты 14 февраля Что такое гидрокомпенсаторы и почему они стучат
Как работает сцепление
Большую часть времени сцепление включено, то есть диск прижат к маховику. Поэтапно процесс включения и выключения выглядит так:
- Водитель нажимает педаль сцепления;
- Это усилие через трос или по гидравлической магистрали передается на вилку;
- Выжимной подшипник перемещается и утапливает лепестки диафрагменной пружины;
- Связь «двигатель-трансмиссия» разрывается;
- Водитель выбирает нужную передачу и плавно отпускает педаль, скорость вращения маховика и ведомого диска уравниваются;
- Диск сцепления прижимается к маховику и передача крутящего момента возобновляется.
Виды сцепления
Существует много способов сцепления/расцепления связи ДВС и КПП. Некоторые из систем, например конусные или ленточные, устарели и применяются крайне редко. Другие используются только в гоночных или тяжелых грузовых авто. Самый массовый тип сцепления — дисковое. Оно применяется в автомобилестроении с начала XX века и постоянно дорабатывается инженерами. Сегодня все сцепления делятся на:
- фрикционные, гидравлические или электромагнитные;
- с одним, двумя или несколькими дисками;
- с механическим (тросовый), гидравлическим или электрическим приводом;
- с периферийными пружинами, центральными, центробежное и полуцентробежное;
- с сухим или мокрым трением.
Фрикционное сцепление
Устанавливается на большинство серийных авто. По числу рабочих дисков делится на:
- Однодисковое. Самая распространенная конструкция, установлена на большинстве авто. Простая в ремонте и обслуживании.
- Двухдисковое. Применяются на грузовых или высокопроизводительных автомобилях.
- Многодисковое. Состоит их трех и более дисков. Их ставят на гоночные и спортивные авто, а также на тяжелую строительную технику.
Сухое
В таких системах трение происходит в сухой (воздушной) среде. К таким механизмам, например, относится фрикционное однодисковое сцепление. Как оно работает рассмотрели выше. Плюсы и минусы сухого сцепления:
- Эффективность передачи крутящего момента. Без смазки она намного выше, так как любые потери мощности сведены к минимуму, а диск сцепления и вал ДВС находятся в прямом контакте.
- Простота обслуживания. Однодисковая конструкция и отсутствие смазки делают их более простыми в техническом обслуживании и ремонте.
- Быстрее изнашиваются. Сухое сцепление быстрее изнашивается и чаще требует замены главных рабочих элементов. На срок службы напрямую влияет манера езды. Например, если часто ездить с выжатым сцеплением или пробуксовками, то поломка наступит раньше.
- Дополнительный шум. Трение, создаваемое в сухих сцеплениях, делает их громче, особенно, когда что-то идет не так.
Мокрое
«Мокрое сцепление» погружено в масло. Оно смазывает поверхности вращающихся деталей и охлаждает их. Чаще всего такое сцепление применяются для многодисковых конструкций или на мотоциклах. У них также есть свои плюсы и минусы:
- Срок службы. Смазка предотвращает преждевременный износ движущихся частей. Уменьшенное трение не слишком снижает мощность, но лучше защищает механику трансмиссии от повреждений.
- Высокая производительность. «Мокрые сцепления» лучше справляются с высокими температурами за счет охлаждения всех элементов.
- Сложный ремонт. Конструкция с несколькими дисками непростая, что сказывается на техническом обслуживании.
- Загрязнение масла. Необходимость дополнительного масла означает, что его придется менять, оно может загрязняться или подтекать.
Электромагнитное сцепление
Работает за счет электромагнита и якоря. Первый установлен на нажимном диске, второй — на кожухе сцепления. Когда к электромагниту поступает ток от генератора возникают магнитные колебания, которые притягивает якорь к магниту. Разновидностью электромагнитного сцепления можно считать так называемое «порошковое». В нем для создания прижимной силы используют гранулы ферромагнитного порошка.
Гидравлическое сцепление
В автомобилях с АКПП передача момента осуществляется не за счет трения, а с помощью масляных потоков и давления. Это делает гидротрансформатор. Он состоит из трех лопастных колес, погруженных в рабочую жидкость внутри герметичного кожуха. С коленвалом ДВС соединено насосное колесо, с КПП — турбинное. Между ними, проходя через реактор, рециркулирует жидкость. Так механическая энергия от ДВС переходит в гидравлическую, которая затем передается на планетарный механизм переключения передач.
Неисправности сцепления
Когда сцепление не включается полностью или проскальзывает при большой нагрузке, то, скорее всего, речь идет о естественной выработке деталей. Со временем фрикционные диски изнашиваются и становятся тоньше, а пружины ослабевают. Внезапное начало пробуксовки сцепления также свидетельствует о том, что трущиеся поверхности загрязнены маслом или чем-то еще. В гидроприводах к неисправности может приводить утечка жидкости из магистрали.
Источник https://s-zametki.ru/spravochnoe-byuro/avtomobilnoe-stseplenie-kak-pravilno-polzovatsya
Источник https://avtoyoutube.ru/chto-takoe-sczeplenie-v-avtomobile.php
Источник https://www.autonews.ru/news/62299fff9a79473d464b3dfc