С сердцем от КамАЗа: как Урал-4320 получил дизельный мотор и стал основным армейским тяжёлым грузовиком

Содержание

С сердцем от КамАЗа: как Урал-4320 получил дизельный мотор и стал основным армейским тяжёлым грузовиком

Во времена дизелизации Уральскому автозаводу удалось удержаться на уровне наиболее известных изготовителей военных грузовиков и приступить к серийному выпуску следующего мощного, совершенного и экономичного армейского автомобиля «Урал-4320» (6х6), который в 1970-е годы считался «важнейшей вехой развития автомобильной промышленности СССР». В этой публикации мы будем рассматривать только ранние модификации модели до 1993 года, когда «просто» 4320 стал 4320-10.

Новый пятитонный дизельный «Урал-4320» был прямым наследником выпускавшегося одновременно с ним бензинового грузовика «Урал-375Д». От него были унаследованы основные параметры, схожая внешность и общая конструкция шасси, на котором смонтировали сложный и тяжелый дизель Камского автозавода. Однако в Советской армии и в вооруженных силах союзных стран успех «Уралу-4320» был обеспечен.

Прототип дизельного армейского грузовика «Урал-4320» образца 1973 года (архив УралАЗ)

Урал-4320 (1972/1977-1993 гг.)

В начале 70-х было построено несколько опытных образцов военных грузовиков и седельных тягачей с ярославским дизельным двигателем ЯМЗ-740 – прототипом будущего силового агрегата КамАЗ.

На зимних испытаниях предсерийный вариант «Урал-4320». 1975 год (архив УралАЗ)

В феврале 1975-го автомобили успешно завершили государственные испытания, и вскоре доработанные войсковые образцы с продольными скамьями в кузове были приняты на вооружение Советской армии. Серийный выпуск многоцелевого грузовика «Урал-4320» начался в декабре 1977 года и продолжался до 1986-го.

Доработанный военный грузовик «Урал-4320» с цельнометаллическим кузовом. 1977 год (архив 21 НИИЦ)

Главными отличительными признаками новых «Уралов» были решётка радиатора с угловатыми вертикальными прорезями, дизельный двигатель КамАЗ-740 V8 мощностью 210 л.с., кабина с тремя регулировками сиденья водителя и девятитонная лебёдка.

Выпускавшийся с 1986 года второй вариант 4320-01 внешне отличался приподнятой на 12 сантиметров бортовой платформой с ровным полом без колёсных ниш.

Обновленный вариант «Урал-4320-01», приспособленный для перевозки в кузове личного состава. 1986 год (архив УралАЗ)

Параллельно с двумя базовыми версиями выпускались семитонные шасси 43203 двойного назначения для установки фургонов и военного оборудования без механического привода рабочих органов и седельные тягачи 44202, работавшие в составе 23-тонных автопоездов.

Начавшиеся в конце 70-х боевые действия в Афганистане и последовавшие за ними локальные военные конфликты привели к необходимости внедрения противопульной защиты для военнослужащих и узлов серийных автомобилей «Урал», состоявшей из навесных броневых листов толщиной до пяти миллиметров и бронестёкол. В 80-90-е годы к этой работе подключились и другие предприятия.

Грузовик «Урал-4320» с локальной бронезащитой конструкции 21 НИИИ на демонстрации 1992 года (архив 21 НИИЦ)

Автомобиль «Урал-4320-10» с комплектом защиты завода «Муромтепловоз» и 12,7-мм пулеметом. 1993 год

Весной 1993-го пожар уничтожил моторное отделение Камского автозавода, что привело к прекращению поставок двигателей КамАЗ. Замена им нашлась на Ярославском моторном заводе, выпускавшим 180-сильные дизели. Их стали монтировать на грузовиках 4320-10, которые уже выходят за рамки нашей статьи.

Военное оборудование на «Урале-4320»

К моменту развала СССР на основе семейства 4320 удалось собрать обширное число надстроек и систем вооружения, но их основную долю составляли модернизированные машины, изначально созданные для «Урала-375», или просто переставленные на новые дизельные шасси.

Типовые кузова-фургоны

При переходе на шасси 43203 гамму обитаемых кузовов составляли бескаркасные фургоны К-4320, каркасно-металлические КМ-4320 и их производные. От прежних конструкций они отличались алюминиевой или металлической обшивкой, фильтровентиляционной установкой, возможностью перевозки грузов на крыше, количеством и расположением окон, дверей и люков.

Автомобиль-шасси «Урал-43203» с мастерской радиотехнического ремонта МРТО в кузове КМ-4320

При экспорте «Уралов-4320» в Народную армию ГДР предприятия группы LAK монтировали на них собственные съёмные фургоны для размещения тяжелого ремонтного оборудования и автономных дизельных электростанций.

«Уралы-43203» с кузовами LAK-IIC (ГДР) с ремонтно-механическим оснащением (слева) и LAK-III с электростанцией

Радиотехнические средства связи, управления и разведки​

В типовых кузовах на шасси «Урал-43203» с автономным питанием базировалось обширное семейство новых и переставленных с «Уралов-375А» всевозможных радиотехнических и радиолокационных систем разных классов и назначения, средств управления, разведки и командно-штабных машин.

Антенная машина радиолокационной станции П-18 «Терек», переставленная с «Урала-375А» на шасси «Урал-4320»

Наряду с модернизированными станциями тропосферной связи в двух аппаратных на машинах 43203 с кузовами КМ-4320 была создана 40-канальная авиатранспортабельная система Р-441У с антеннами диаметром 1,8 метра, служившая для ретрансляции телефонной, телеграфной и фототелеграфной связи со спутников, находившихся на разных орбитах.

Приёмо-передающая аппаратная спутниковой связи Р-441У «Ливень-У» в двух автофургонах и одном прицепе

К другим достижениям в радиотехнической области на автомобильных шасси относили станцию радиопомех Р-325У, автоматизированную аппаратную Р-330У для подавления связи, модернизированную установку 1Л22-1 для опознавания летательных аппаратов и машину 1В153 автоматизированного управления артиллерийским огнем.

Комплексная аппаратная Р-330У подавления ультракоротковолновой связи в тропическом исполнении с прицепом-электростанцией

С 1990 года на двух автомобилях 43203 с кузовами КМ-4320 размещалось радиолокационное и пеленгационное оснащение метеорологического комплекса РПМК-1 «Улыбка» для получения сведений о состоянии атмосферы с целью обеспечения запусков ракет, полётов авиации, работы артиллерии и расчёта зон поражения.

Метеорологический комплекс РПМК-1 «Улыбка» на двух машинах 43203 с радиолокационным оборудованием. 1990 год

Седельные тягачи 44202 двойного назначения работали в составе секретных автопоездов с глухими одноосными полуприцепами (кабинами) ОдАЗ-828 с радиоприёмными узлами связи Р-361М, полевыми пунктами управления Р-362М и системами жизнеобеспечения, а также защитой от радиоактивных, отравляющих и бактериологических средств.

Многоцелевой тягач «Урал-44202» с радиоузлом связи Р-361М в безоконном полуприцепе ОдАЗ-828

Автомобили топливной службы

С переходом на «дизель» практически все виды машин топливной службы переняли новый имидж с индексом 4320. Одним из них был топливомаслозаправщик АТМЗ-5-4320 с возросшей до пяти тысяч литров ёмкостью алюминиевой топливной цистерны, сокращением масляной части на 100 литров и двумя независимыми насосными магистралями.

Модернизированный штатный топливомаслозаправщик АТМЗ-5-4320 на базе «Урал-4320». 1979 год

К новинкам относилась перекачивающая станция горючего ПСГ-240 для групповой заправки техники, оборудованная цельнометаллическим кузовом с боковыми дверями, задним блоком управления, основным и вспомогательным насосами, фильтрами, набором рукавов и пеналами для их хранения.

Многоцелевая войсковая топливная перекачивающая установка ПСГ-240. 1982 год

Машины аэродромных служб и химической защиты​

В область электростартерных агрегатов вошёл модернизированный вариант АПА-5Д для одиночного или группового запуска авиационных двигателей с двумя генераторами переменного и постоянного тока мощностью 40 и 52 кВт, а также поворотными решётчатыми стрелами. Вариант АПА-5ДМ отличался 60-киловаттным генератором.

Аэродромный агрегат электростартерного запуска АПА-5Д с откидными консолями для прокладки кабеля

Модернизированный вариант АПА-5ДМ с усиленным генератором для крупных военных аэродромов

Наиболее мощная стартерная машина АПА-100 размещалась в цельнометаллическом кузове с откидными крышками отсеков, где устанавливали вспомогательный дизель для привода блока генераторов с выходной мощностью 100 кВт.

Тяжёлый многоцелевой пусковой агрегат АПА-100 с максимальной мощностью электрогенератора

Модернизированная тепловая машина ТМС-65М могла на стоянке и в движении производить химическую обработку местности и техники горячей выхлопной смесью от турбореактивного двигателя, а также производить постановку маскирующих аэрозольных завес.

Обновлённая тепловая установка ТМС-65М с турбореактивным рабочим агрегатом на шасси «Урал-4320»

Эвакуационная и инженерная автотехника​

С появлением «Урала-4320» номерные военные предприятия приступили к мелкосерийному производству новых для Советской армии колёсных эвакуационных транспортёров-тягачей и машин техпомощи.

Авторемонтный завод № 57 наладил выпуск эвакуатора ТК-5ВМ, переименованного в КЭТ-Л – колёсный эвакуационный тягач лёгкий. В его оснащение входила семитонная лебёдка, гидравлический кран и заднее подъёмное устройство для транспортировки поврежденной автотехники в полупогруженном положении.

Мелкосерийный эвакуационный тягач КЭТ-Л с задним подъёмным устройством. 1985 год (архив 21 НИИЦ)

За ним появился бортовой колёсный транспортер КТ-Л. Помимо лебёдки на нём смонтировали бампер для расчистки проходов при буксировке военных машин на жёсткой сцепке или в полупогруженном состоянии. На его основе завод № 38 построил вариант КТ-ЛМ с навесным бронированием из стальных листов толщиной семь миллиметров.

Бортовой колёсный транспортер КТ-ЛМ с навесным бронированием конструкции 21 НИИИ. 1988 год (фото автора)

В середине 80-х были собраны опытные образцы грузовиков технической помощи серии МТП с четырёхтонным гидрокраном и лебёдкой для эвакуации по шоссе поврежденных транспортных средств, заправки их топливом, маслами и специальными жидкостями.

Серийная машина техпомощи МТП-А2.1 с гидроманипулятором для эвакуации автотехники (фото автора)

В это же время на шасси 4320, 43202 и усиленном многоцелевом варианте 5557 было создано семейство войсковых и инженерных гидрокранов грузоподъемностью от 6,3 до 15 тонн с телескопическими стрелами длиной до 14 метров и высотой подъёма грузов 26 метров.

Модернизированный телескопический 6,3-тонный войсковой автокран КС-2573 на шасси «Урал-5557» (фото автора)

К инженерной автотехнике относились мобильные осветительные агрегаты 15Т460 с автономной электростанцией и шестью выносными прожекторами, а также машины 15Т261 для освещения рабочих мест под открытым небом и в помещениях со взрывоопасной средой.

Передвижной агрегат 15Т460 для освещения крупных воинских помещений и монтажных площадок

Боевые и транспортно-заряжающие машины​

В конце 70-х небольшая военно-ремонтная база из Ржева получила важное задание переставлять ракетные пусковые установки БМ-21 «Град» с грузовиков «Урал-375Д» на новые дизельные «Уралы-4320». Оно свелось к перестановке глушителя из-под радиатора в правую часть шасси под ящик с принадлежностями.

Известная система залпового огня БМ-21 «Град», переставленная на грузовик «Урал-4320» (фото А. Гуляева)

Испытав обновлённые «Грады» в локальных конфликтах в жарких странах, на направляющих с реактивными снарядами стали устанавливать теплозащитные экраны, предохранявшие их от перегрева на солнце.

Боевая 40-зарядная установка БМ-21 «Град» на военном параде вооруженных сил Афганистана

Запуск реактивной ракеты калибра 122,4 мм с пусковой установки на дизельном шасси 4320

В годы разоружения Советских вооруженных сил наиболее удачным развитием машин «Град» считалась береговая система залпового огня БМ-21ПД «Дамба» для охраны морских границ и уничтожения надводных и подводных целей противника. В ней применялись снаряды массой 75 килограммов с дальностью поражения до пяти километров и на глубине 200 метров.

Мощная установка «Дамба» для защиты побережья и военно-морских баз от действий пловцов-диверсантов

На шасси «Урал-4320» базировалось немало доработанных грузовиков с прицепами, специальных транспортных, перегрузочных и транспортно-заряжающих машин (ТЗМ), входивших в состав различных комплексов для обслуживания многочисленных ракетных систем, о которых практически ничего не было известно.

ТЗМ 9Т232М на «Урале-4320» при заряжании опытной 50-ствольной системы залпового огня «Прима». 1988 год

Машина 9Т244 с гидрокраном для перегрузки на пусковую установку ракетных модулей комплекса «Тор». 1986 год

На заглавной фотографии – эффектный транспортёр-работяга КТ-ЛМ на грузовике «Урал-4320» с навесным бронированием, созданный военными инженерами завода № 38 из подмосковных Бронниц.

Урал-4320 – долгожитель из Миасса

Двигатели Урал-4320 сегодня это современные рядные дизельные 6-цилиндровые моторы ЯМЗ-53602, −53622, −53642, мощность которых 312, 240 и 285 л.с. соответственно. Наиболее часто встречается Урал-4320 с двигателем ЯМЗ-236, который имеет конфигурацию V6. На модели Урал-43203 был дизельный мотор ЯМЗ-236М2 на 180 л.с. без турбины, а в Урал-43206 стоит турбированный ЯМЗ-236НЕ2, мощностью 230 лошадиных сил. Более современные модели оснащались ЯМЗ-6565 и 7601.

Наименование Характеристика
(бывший завод ЯМЗ)
Тип мотора Дизель
Конфигурация 6-цилиндровый рядник
Количество цилиндров 6
Количество клапанов 24
Объем 6,7 литра (6650 см. куб)
Мощность От 176,5 до 312 л.с.
Диаметр поршня 105 мм
Охлаждение Жидкостное
Эконормы Евро-4, Евро-5
Ресурс, км 800 тыс. — 1,2 млн.
Порядок работы цилиндров 1-5-3-6-2-4

Как видно, новый двигатель ЯМЗ 536 получил улучшенный образ и новые характеристики. Снижение объема двигателя повлекло за собой понижение мощности, но этот фактор особо не чувствуется. Также, что весьма приятно для автолюбителей, значительно снизился расход горючего.

Новый современный 6-ти цилиндровый рядный двигатель начали выпускать в Ярославле в 2012 году и ставят его вместо ЯМЗ-656. Это совместная разработка Автодизеля и австрийской компании AVL List. Данный двигатель использует чугунный блок цилиндров с мокрыми гильзами из чугуна и с масляными форсунками. В блоке стоит коленчатый вал из стали с ходом поршня 128 мм (коренные шейки — 88 мм, шатунные шейки — 76 мм), стальные шатуны и поршни диаметром 105 мм. Это обеспечивает рабочий объем 6.65 литров.

Наименование Характеристика
Тип Дизель, турбированный дизель
Объем 11 литров (11 150 см куб)
Конфигурация, параметр V-образная
Количество цилиндров 6
Количество клапанов 12
Эконорма от Евро-0 до Евро-4
Диаметр цилиндра 130 мм
Степень сжатия 17,5
Охлаждение Жидкостное
Клапанный механизм OHV
Материал исполнения блока и головки Чугун
Ресурс 800 000 — 1 000 000 км пробега
Топливо Дизельное топливо
Порядок работы цилиндров 1-4-2-5-3-6
Применяемость МАЗ, КРАЗ, УРАЛ, танки серии Т, тракторы К, автобусы ЛАЗ, вездеход ЧЕТРА и другое

Известнейший 6-ти цилиндровый двигатель из Ярославля был разработан на базе популярного 8-ми цилиндрового ЯМЗ-238 и заменил устаревший ЯАЗ-204. Блок цилиндров отлит из чугуна с мокрыми чугунными гильзами (выступ гильзы над плоскостью блока 0.1 мм), имеет V-образную конфигурацию с углом развала 90°. Он такой же, как у ЯМЗ-238, но не имеет 2-х цилиндров. Внутри блока стоит коленвал на 4-х опорах, ход поршня 140 мм, диаметр шеек 110 мм, шатунные шейки 88 мм, а длина шатунов 265 мм. Диаметр поршней 130 мм, а их высота 100 мм.

Читать статью  Автоподборщики составили черный список моторов, которые нельзя покупать

Сверху блока установлено две 6-клапанные ГБЦ из чугуна. Размер впускных клапанов 61 мм, выпускных клапанов 48 мм, а толщина стержня — 12 мм. Они идентичны головкам от ЯМЗ-238, но адаптированы под 6-ти цилиндровый блок.

Это нижневальный мотор, соответственно, распредвал стоит в блоке цилиндров. Его характеристики аналогичны 8-ми цилиндровому мотору: фаза 246/266, подъем 13.5 мм.

Наименование Характеристика
Тип Дизель, турбированный дизель
Объем 11 литров (11 150 см куб)
Конфигурация, параметр V-образная
Количество цилиндров 6
Количество клапанов 12
Эконорма от Евро-0 до Евро-4
Диаметр цилиндра 130 мм
Степень сжатия 16,5
Охлаждение Жидкостное
Клапанный механизм OHV
Материал исполнения блока и головки Чугун
Ресурс 800 000 — 1 000 000 км пробега
Топливо Дизельное топливо
Порядок работы цилиндров 1-4-2-5-3-6

Описание конструкции

Основой вездехода является рама, составленная из двух лонжеронов, отштампованных из стали, поперечин и переднего буфера. Лонжероны имеют переменное сечение по длине, обеспечивающее равномерную прочность и жесткость конструкции.

Соединение элементов рамы выполнено при помощи заклепок. Последняя поперечина оснащена буксировочным прибором. На раме установлен топливный бак. Заправочный объем его составляет 300 л.

Передний мост установлен на продольных рессорах, дополненных гидравлическими амортизаторами. На полуосях и раме установлены резиновые ограничители хода подвески. Передний конец рессоры установлен на кронштейне через палец, задний конец – подвижно установлен в проушине.

Один из листов имеет ограничительный изгиб, предотвращающий выпадение рессоры из кронштейна. Задняя подвеска балансирная, рессора свободно ходит в проушинах, установленных на мостах.

Двигатели

На вездеходах Урал-4320 использовалось несколько типов дизельных двигателей. Тип двигателя отражается в индексе модификации, добавляемом к модели. «Чистый» вариант 4320 оснащен атмосферным дизельным двигателем типа КамАЗ-740.

Мотор имеет V-образную схему расположения восьми цилиндров и развивает мощность 210 л.с.

Версия Урал-4320-31 отличается применением 8-цилиндрового силового агрегата ЯМЗ-238М2. Мотор построен по V-образной схеме, развивает мощность 240 л.с. и соответствует нормативам Евро-0. Аналогичный дизель установлен на модификациях 4320-30. Технические характеристики Урал-4320-31 не отличаются от базового варианта.

Грузовик Урал 4320

Модификация Урал-4320-10 оснащается 180-сильным дизельным мотором ЯМЗ-236М2. Шестицилиндровый двигатель имеет V-образную компоновку, атмосферную систему питания воздухом. Первые выпуски машин с мотором ЯМЗ-236 имели моторный отсек как у вездеходов с двигателем КамАз-740. С середины 2000-х годов стал использоваться удлиненный отсек, ставший стандартным для всех вариантов вездеходов Урал-4320.

Версии 4320-41 и 4320-40 получили аналогичный по конструкции дизель, но оснащенный турбокомпрессором и промежуточным охладителем сжатого воздуха. За счет турбины мощность выросла до 230 л.с. Еще одним отличием является соответствие нормам выхлопа Евро-2 (против Евро-0 у атмосферного мотора). Расход топлива на Урал-4320 с турбодизельными силовыми установками несколько ниже.

Трансмиссия

Вездеходы с дизелем КамАЗ оснащались 5-скоростной коробкой ЯМЗ-141 и двухдисковой муфтой сцепления сухого типа. Машина Урал-43206 укомплектована 5-ступенчатой коробкой передач типа ЯМЗ-236У. Приводы сцепления на всех вариантах коробки передач оснащены усилителем пневматического типа.

В дополнение к основным коробкам передач на всех вездеходах Урал-4320 применяется двухскоростная раздаточная коробка.

Крутящий момент от коробки передается на редуктор при помощи короткого карданного вала. В состав коробки входит межосевой дифференциал, оснащенный механизмом блокировки. Дифференциал имеет несимметричную схему распределения момента.

Урал 4320 Пожарный

Управление коробкой и раздаточным редуктором механическое, осуществляется с места водителя при помощи рычагов и системы тяг. На раздаточном редукторе устанавливается коробка отбора мощности, применяемая для привода лебедки самовытаскивания, установленной под грузовой платформой в задней части вездехода. Привод лебедки выполняется тремя карданными валами.

Мосты оснащены унифицированной главной парой, с двойным преобразованием крутящего момента. Первая ступень редуктора состоит из конических шестерен со спиральной формой зуба. Вторая ступень включает в себя две цилиндрические прямозубые шестерни. Вездеходы Ураз-4320 могут комплектоваться редукторами с передаточным числом 6,7…8,9 (всего четыре варианта передаточных чисел).

За главной парой установлен дифференциал конического типа, управляющий вращением полуосей.

Мосты имеют проходную схему, средний мост используется для привода редуктора заднего моста. Полуоси переднего моста оснащаются поворотными кулаками, оснащенными шарнирами равных угловых скоростей.

Рулевое управление и электросистема

Рулевое управление автомобиля Урал-4320 оснащено гидравлическим усилителем, действующим в две стороны. Рулевая колонка связана с редуктором при помощи карданного вала. Колонка не регулируется. На вездеходах Урал-4320 используется электрическая система с рабочим напряжением 24В. Отрицательные выводы подключены к кузову автомобиля.

Тормозная система

Тормоза имеют комбинированный гидропневматический привод. Гидравлика имеет две раздельные ветви. Первая управляет тормозами переднего и среднего моста, вторая – выполняет торможение колес заднего моста. На задней поперечине рамы установлен кран для подключения пневматических тормозов прицепа.

Урал 4320-10

Стояночный тормоз автомобиля Урал-4320 установлен на выходном валу раздаточного редуктора. Тормоз подключен к тормозному крану прицепа механической тягой. Для улучшения тормозных характеристик установлен моторный компрессионный тормоз, отключающий подачу топлива к форсункам.

Тормозные механизмы барабанного типа, оснащены системой автоматического регулирования зазора между накладками и поверхностью трения барабана. Механизмы расположены непосредственно у колес вездехода.

Кузов и другое оборудование

Вездеход Урал-4320 оборудован полностью металлической кабиной, оснащенной распашными дверями. В кабине установлено регулируемое сидение водителя и жестко закрепленное двухместное сидение для пассажиров.

Салон оснащен системой вентиляции и подогрева воздуха.

Сзади кабины установлена металлическая грузовая платформа, укомплектованная съемным тентом. Для установки тента применены дуги, которые устанавливаются в направляющие пазы на боковых бортах. Платформа оснащена двумя откидными скамейками вдоль бортов и дополнительной съемной скамьей, устанавливаемой по центру.

Урал 4320 рама

Скамьи рассчитаны на размещение 27 человек. Платформа грузовика Урал-4320 имеет грузоподъемность 5000 кг при эксплуатации вездехода по дорогам с любым покрытием. Габаритные размеры платформы не изменились по сравнению с Урал-375Д.

Легендарный мотоцикл Урал в 2021 году: двигатель, коробка передач, комплектации и цены

Производитель мотоциклов под брендом «Урал» хорошо известен не только отечественным любителям мотоциклетной техники, но и далеко за пределами России.

Сегодня основным рынком сбыта двухколесной техники Ural является Европа, США и Канада. По подсчетам всего лишь 3% выпускаемых в год мотоциклов этой марки остаются в России или в странах бывшего СНГ, остальные отправляются к зарубежным покупателям. Причин на это есть несколько: высокая стоимость и, как многим кажется, морально устаревший дизайн и конструкция. Стоимость нового мотоцикла в 750-800 тысяч рублей оправдана широким использованием производителем импортных комплектующих и небольшим количеством выпускаемых экземпляров техники, что отрицательно сказывается на себестоимости продукции Ирбитского мотоциклетного завода. В этой статье расскажем, какие двигатели и коробки передач ставят на мотоциклы фирмы Ural.

История [ править | править код ]

Производство грузовиков и шасси линейки «Урал-4320» было начато 17 ноября 1977 [1] и фактически данная серия производится по настоящее время, хотя и в существенно модернизированном виде.

Основное отличие Урал-4320 от линейки карбюраторного Урал-375Д — экономичный и тяговитый дизельный двигатель. На 1986 год выпущено более миллиона грузовиков. Изначально Урал-4320 оснащался дизельным двигателем КамАЗ-740, но в результате пожара на заводе двигателей КамАЗ 14 апреля 1993 года, поставки данного двигателя сторонним производителям прекратились, и на Урал-4320 (а также всех последующих моделях и модификациях грузовиков Урал) стали устанавливаться двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 Ярославского моторного завода. Из-за образовавшегося дефицита дизельных двигателей некоторая часть Урал-4320 выпуска 1993—1994 гг. была вынужденно оснащена карбюраторным двигателем ЗИЛ-375, то есть фактически было продлено производство модели Урал-375Д, но с оперением моторного отсека типа 4320. Первоначально модификации с двигателем ЯМЗ-238 отличались внешне более длинным моторным отсеком, а машины с двигателем ЯМЗ-236 сохранили такой же моторный отсек, как у машин с двигателем КАМАЗ-740 (отличие — у машин с ЯМЗ-236 воздушный фильтр на правом крыле из-за иной, более плотной компоновки моторного отсека). С середины 2000-х все машины независимо от модели двигателя выпускаются с удлинённым моторным отсеком.

Двигатель

Мотоциклы от ИМЗ позиционируют себя, как современная мотоциклетная техника с русским (мужским) характером.

Их оснащают мощным 2-цилиндровым четырехтактным оппозитным OHV двигателем на 42 лошадиные силы. Рабочий объем мотора составляет 745 куб. см3. В процессе развития техники и совершенствования технологии производства двигатель Урала не раз модернизировался. Последние серьезные изменения произошли совсем недавно. Во-первых, «Урал» объявили о сокращении модельного ряда. Теперь ретромодель М70 не доступна к приобретению. Для покупки остаются доступными две модели – Урал Ст и Урал Gear Up с приводом на колесо коляски.

Именно эти два мотоцикла получат модернизированный и улучшенный 0.75-литровый двигатель.

Головки цилиндров были полностью переработаны с целью повышения эффективности системы охлаждения. Производитель поставил новые патрубки впуска и выпуска, новые клапанные крышки. Поршневая группа стала еще легче: облегченные поршни из сплава алюминия и кремнезема окончательно сменили кованые изделия. Дополнительную устойчивость и надежность поршням придала анодированная верхняя часть. Переработали систему впрыска топлива. В бензобаке теперь стоит модернизированный топливный насос, поставили современный ДПДЗ вместе с датчиком ХХ, что поспособствовало улучшению работы двигателя.

История модели и назначение

Производство моделей линейки Урал 4320 началось в ноябре 1977 года. Выпуск серии в заметно модернизированном виде продолжается в настоящее время. Предшественником автомобиля был Урал 375Д, дебютировавший в далеком 1961 году. С данной моделью Урал 4320 унифицировали по множеству элементов. Изначально машина комплектовалась бензиновым агрегатом с высоким расходом топлива (порядка 40-48 л на 100 км), что считалось ее главным недостатком. Дизельные версии грузовика (с мотором КамАЗ) появились только в 1978 году. Причем их количество в первые годы выпуска было ограничено. Однако постепенно завод перешел на массовую установку Камских дизелей на Урал 4320. Именно это и стало главным отличием первого поколения модели от Урал 375Д.

Основу конструкции Урал 4320 составляла несущая рама, обеспечивающая высокую прочность. Односкатные шины, полный привод и короткие свесы обеспечили хорошую проходимость автомобиля.

Урал 4320

В 1986 году грузовик обновили. При этом внешность модели сохранилась практически в неизменном виде. Существенных преобразований не претерпела и моторная гамма. Основным агрегатом остался двигатель КамАЗ-740. Его использовали до 1993 года. Однако после пожара на заводе-изготовителе поставки силовой установки прекратились. Вместо него Урал 4320 стали оснащать двигателями Ярославского моторного завода (ЯМЗ-238 и ЯМЗ-236). Изначально модификации с ЯМЗ-238 выделялись длинным отсеком для мотора, версии с ЯМЗ-236 сохранили прежние формы. Однако с середины 2000-х все вариации Урал 4320 получили удлиненный моторный отсек.

В середине 1990-х грузовик пережил рестайлинг. Автомобиль стали комплектовать широким бампером с фарами, на крыльях в прежнем месте крепления фар установили пластиковые заглушки. Для нужд Минобороны по-прежнему выпускались машины с узким бампером. В 1996 году началось производство облегченной версии Урал 43206 с двумя осями.

Следующее обновление произошло в 2009 году. Автомобиль заметно преобразился, получив модернизированную кабину со стеклопластиковым оперением спереди. Формы Урал 4320 стали более обтекаемыми. Классическая радиаторная решетка с вертикальными линиями на некоторых версиях сменилась решеткой с горизонтальными линиями. На некоторые модификации стали устанавливать кабину бескапотного типа Iveco «P» от СП «УралАЗ-ИВЕКО». Ее отличало оригинальное скругленное интегральное капотное оперение. Прежние агрегаты были заменены на современные дизели ЯМЗ-536 и ЯМЗ-6565, соответствующие стандарту «Евро-4».

В 2014 году серию Урал 4320 преобразовали в серию Урал-М с сохранением большинства характеристик. Осенью 2015 года произошла очередная модернизация. Ее итогом стало появление серии Урал Next, отличавшейся современной кабиной типа «ГАЗель Некст» с новым пластиковым оперением отсека двигателя и усовершенствованными узлами.

Скоростные показатели

Максимальная скорость Ural Gear Up 2021 2WD составляет 110 км/ч, расход топлива держится на уровне 7.5 литров на 100 километров пробега в смешанном цикле.

Урал Сити 2021 по динамическим характеристикам не уступает: максимальная скорость также составляет 110 км/ч, расход топлива на уровне 7 литров на каждую «сотню» пройденных километров. Комфорт езды на высокой скорости обеспечивает рычажная подвеска переднего колеса с двумя пружинно-гидравлическими амортизаторами и рычажная подвеска заднего колеса маятникового типа с двумя пружинно-гидравлическими амортизаторами. Обе регулируемые по нагрузке.

Лучшие модели ‒ их особенности и технические характеристики

Урал СТ

Урал СиТи (СТ) – современная модель, однако такая же практичная, как и любой классический мотоцикл с коляской, который можно использовать ежедневно. Лучше всего подходит для людей, которые впервые сталкиваются с подобной техникой и только обучаются водить мотоцикл с коляской. Быстрое преодоление поворотов и упрощенное управление байком было достигнуто благодаря облегченному весу, низкому расположению коляски и уменьшенному дорожному просвету из-за 18-дюймовых колес.

Урал cT

Двигатель на всех современных моделях остался четырехкратным с объемом 749 куб. см. Среди отличий можно отметить:

  • 4 клапана;
  • система питания – электронный впрыск топлива EFI;
  • мощность – 41 л. с., что на 1 единицу превышает остальные модели на сегодняшний день;
  • крутящий момент – 57 нм при 4 300 об./мин.

Трансмиссия:

  • сцепление – сухое двухдисковое;
  • коробка передач – механическая с реверсом;
  • количество передач – 4;
  • привод – кардан.

Ходовая часть:

  • рама – стальная трубчатая;
  • передняя подвеска – рычажная, с двумя пружинно-гидравлическими амортизаторами, возможна регулировка предварительной нагрузки пружины;
  • задняя подвеска – маятник с двумя амортизаторами Sachs, 5-ступенчатая регулировка предварительной нагрузки пружины (коляска – моноамортизатор с 5-ступенчатой регулировкой предварительной нагрузки пружины);
  • передние тормоза – один плавающий диск с 4-поршневым суппортом Brembo;
  • диаметр диска ‒ 295 мм;
  • задние тормоза: для собственно заднего колеса – один плавающий диск диаметром 256 мм с 2-поршневым суппортом Brembo, для колеса коляски – один плавающий диск диаметром 245 мм с 2-поршневым суппортом Brembo;
  • диаметр спицованных дисков – 18 дюймов;
  • шины – 4 x 18;
  • максимальная скорость – 113 км/ч.;
  • расход топлива – 7,6 л/100 км.

Габариты:

  • длина – 2 327 мм;
  • ширина – 1 615 мм;
  • высота – 1 367 мм;
  • высота по седлу – 787;
  • дорожный просвет – 165 мм;
  • сухая масса – 318 кг.

Урал Tourist

Надежная и проверенная временем модель Турист сочетает в себе все лучшие качества своих предшественников. Кроме отечественных деталей, в ее основу положено множество импортных комплектующих таких , «DENSO», «Sachs», что дает байку отличные эксплуатационные качества.

Урал Tourist

Был впервые в серии оснащен рычажной передней вилкой.

Двигатель:

  • цилиндры – два, расположены оппозитно;
  • клапанов нет;
  • система питания – два карбюратора Keihin L 22 AA, 32 мм (осталась неизменной для всех последующих моделей мотоциклов Урал);
  • мощность – 40 л. с.;
  • крутящий момент – 52 нм при 4 600 об./мин.;
  • система зажигания – электронная CDI;
  • система пуска – электрическая и кик-стартер.
Читать статью  Обкатка новой машины: миф или необходимость?

Трансмиссия:

  • сцепление – двухдисковое с задней передачей;
  • коробка передач – механическая, всего передач 4;
  • привод – кардан.

Ходовая часть:

  • передняя и задняя подвеска – гидравлические амортизаторы Sachs;
  • передние тормоза – один диск с плавающим суппортом Brembo;
  • задние тормоза – барабанные;
  • диаметр дисков – 19 дюймов;
  • колеса – спицованные, крашенные;
  • максимальная скорость – 95 км/ч.;
  • расход топлива – 8 л/100 км.

Габариты:

  • длина – 2 580 мм;
  • ширина – 1 700 мм;
  • высота – 1 100 мм;
  • высота по седлу – 785 мм;
  • дорожный просвет – 150 мм;
  • сухая масса – 335 кг;
  • объем топливного бака – 19 л.

Урал Patrol

Модель Патруль можно смело называть универсалом, на котором можно с легкостью преодолевать расстояния как по шоссе, так и по бездорожью вне зависимости от сезона. Основой для него стал Урал Турист.

Эффективная полноприводная система – главная особенность данной модели. Всего одно движение – и вы активировали дополнительный привод коляски мотоцикла. К отличительным чертам мотоцикла относиться и его повышенная проходимость.

Урал Patrol

По техническим характеристикам, кроме выделенных выше особенностей, полностью повторяет Урал Турист.

Урал Gear-Up

Еще один мотоцикл, произведенный на основе Туриста. Представляет собой военизированную модель современного дорожного мотоцикла. Отличительные особенности Gear-Up:

  • измененная раскраска, выполненная в стиле military style;
  • увеличенный вес, большая максимальная нагрузка, достигающая 612 кг;
  • полный привод, позволяющий при необходимости включать и отключать привод коляски мотоцикла с помощью специального рычага.

Урал Gear-Up

Технические характеристики модели Gear Up, не учитывая полного привода и увеличенного веса, соответствуют Туристу, который стал для нее прототипом.

Урал Retro

Модель Ретро стилизована под мотоциклы прошлых лет, особенно нравиться любителям старины. Особое внимание уделяют стилизованной ручке переключения передач на бензобаке.

Двигатель:

  • четырехтактный;
  • объем – 749 куб. см;
  • цилиндры – два, расположены оппозитно;
  • клапанов нет;
  • система питания – 2 карбюратора Keihin L 22 AA, 32 мм;
  • мощность – 40 л. с.;
  • крутящий момент – 52 нм при 4 600 об./мин.;
  • система зажигания – электронная CDI;
  • система запуска – электрическая и кик-стартер.

Трансмиссия:

  • сцепление – двухдисковое с задней передачей;
  • коробка передач – механическая, всего передач – 4;
  • привод – кардан.

Ходовая часть:

  • передняя подвеска – телескопическая вилка Marzhocchi;
  • задняя подвеска – гидравлические амортизаторы Sachs;
  • передние тормоза – один диск с четырехпоршневым суппортом Brembo;
  • задние тормоза – барабанные;
  • максимальная скорость – 105 км/ч.;
  • расход топлива – 8 л/100 км.

Габариты:

  • длина – 2 224 мм;
  • ширина – 1 630 мм;
  • высота – 1 020 мм;
  • высота по седлу – 750 мм;
  • дорожный просвет – 125 мм;
  • сухая масса – 325 кг;
  • объем топливного бака – 22 л.

Урал Retro

Урал Wolf

Волк выполнен в стиле американского чоппера, а в его разработке принимали участие члены байкерского клуба «Ночные волки». Отличается модель от других мотоциклов Урал:

  • Удлиненной базой.
  • Великолепной динамикой разгона.
  • Высокой максимальной скоростью – до 150 км/ч.
  • Современным видом, обеспечивающим хороший спрос.

Двигатель:

  • четырехтактный с объемом 749 куб. см;
  • цилиндры – 2, расположены оппозитно;
  • количество клапанов – 4;
  • система питания – два карбюратора Keihin L 22 AA, 32 мм;
  • мощность – 40 л. с.;
  • крутящий момент – 52 нм при 4 000 об./мин.;
  • система зажигания – электронная CDI;
  • система запуска – электрическая и кик-стартер.

Трансмиссия:

  • сцепление – двухдисковое с задней передачей;
  • коробка передач – механическая, всего передач 4;
  • привод – кардан.

Ходовая часть:

  • рама стальная;
  • передняя подвеска – телескопическая вилка;
  • задняя подвеска – маятник с двумя гидравлическими амортизаторами, регулируемая;
  • передние и задние тормоза – один диск;
  • максимальная скорость – 150 км/ч.;
  • расход топлива – 6,5 л/100 км.

Габариты:

  • длина – 2 530 мм;
  • ширина – 850 мм;
  • высота – 1 300 мм;
  • высота по седлу – 650 мм;
  • дорожный просвет – 115 мм;
  • сухая масса – 249 кг;
  • полная масса – 430 кг;
  • объем топливного бака – 19 л.

Урал Wolf

Урал Соло

Соло – одиночный дорожный байк, созданный на основе ИМЗ-8.103-10. В отличие от большинства рассматриваемых в статье моделей, рассчитан мотоцикл на езду по шоссе. Соло выделяется запоминающимся внешним видом – стилизован он под технику середины XX века. Сложно оставить без внимания бензобак и дуги безопасности, которые не оставят равнодушными любителей подобных байков и езды в целом.

Двигатель:

  • четырехтактный с объемом 745 куб. см;
  • цилиндры – два, расположены оппозитно, общее количество – 2;
  • количество клапанов – 4;
  • система питания – два карбюратора Keihin L 22 AA, 32 мм;
  • мощность – 40 л. с.;
  • крутящий момент – 38 нм при 4 500 об./мин.;
  • система зажигания – электронная CDI;
  • система пуска – электрическая и кик-стартер.

Трансмиссия:

  • сцепление – двухдисковое;
  • коробка передач – механическая, количество передач ‒ 4;
  • привод – кардан.

Ходовая часть:

  • передняя подвеска – телескопическая вилка Marzhocchi;
  • задняя подвеска – гидравлические амортизаторы Sachs;
  • передние тормоза – один диск с четырехпоршневым суппортом Brembo;
  • задние тормоза – один диск с суппортом Brembo;
  • диаметр дисков – 18 дюймов;
  • максимальная скорость – 150 км/ч.;
  • расход топлива – 5 л/100 км.

Габариты:

  • длина – 2 159 мм;
  • ширина – 780 мм;
  • высота – 1 079 мм;
  • высота по седлу – 770 мм;
  • дорожный просвет – 125 мм;
  • сухая масса – 200 кг;
  • объем топливного бака – 19 л.

Урал Соло

Урал Sportsman

Спортсмен – спортивный вариант полноприводного байка, ориентированный на более молодую целевую аудиторию. Данная модель оборудована отключаемым приводом колеса на боковой коляске, дугой безопасности, большим багажником сзади и ветровым стеклом, защищающим от ветра и встречных брызг.

Двигатель:

  • четырехтактный, объем – 749 куб. см;
  • цилиндры – два, расположение ‒ оппозитное;
  • клапанов нет;
  • система питания – два карбюратора Keihin L 22 AA, 32 мм;
  • мощность – 40 л. с.;
  • крутящий момент – 52 нм при 4 000 об./мин.

Трансмиссия:

  • сцепление – двухдисковое с задней передачей;
  • коробка передач – механическая, количество передач – 4;
  • привод – кардан, привод на коляску.

Ходовая часть:

  • передняя и задняя подвеска – гидравлические амортизаторы, регулируемая в 5 положениях;
  • передние тормоза – один диск с плавающим суппортом Brembo;
  • задние тормоза – барабанные;
  • диаметр дисков – 19 дюймов;
  • максимальная скорость – 100 км/ч.;
  • расход топлива – 7,5 л/100 км.

Габариты:

  • длина – 2 580 мм;
  • ширина – 1 700 мм;
  • высота – 1 100 мм;
  • высота по седлу – 790 мм;
  • сухая масса – 350 кг;
  • полная масса – 610 кг;
  • объем топливного бака – 19 л.

Урал Sportsman

Урал Ranger

Урал в 2015 году представил новую разработку – Ural Ranger, в которой прекрасно сочетаются скремблер и коляска. Характерными чертами новой модели стали:

  • Великолепный дизайн – покрашенный в серо-желтые цвета, сделанный в современном стиле мотоцикл явно выделяется среди других байков компании.
  • Внедорожные покрышки Heidenau K37.
  • Светодиодные противотуманки.
  • Высокая выхлопная система 2 в 2.
  • Мощные бампера.
  • Руль с поперечной трубой, на которую можно установить крепление смартфона, навигатора или камеры.

Урал Ranger

На данный момент Рейнджер есть только в странах Европы. О его судьбе на просторах стран СНГ неизвестно.

В остальном по техническим характеристикам, включая габариты, данная модель соответствует Уралу Sportsman.

Коробка передач

За долгую историю существования мотоцикла его коробка передач претерпела несколько серьезных изменений и обзавелась задней передачей.

Комплектуют «Урал» двухвальной 4-ступенчатой коробкой переключения передач с шестернями постоянного зацепления. Идея использования вторичного вала КПП стала причиной повышения производительности трансмиссии и уменьшения габаритных размеров агрегата, что весьма актуально для двухколесной техники. Одно из достоинств коробки передач на российском мотоцикле заключается в высокой ремонтопригодности. Картер агрегата выполнен из алюминиевого сплава, на последних модификациях он получил заднюю крышку, что еще больше упрощает процесс сборки и разборки КПП.

В целом агрегат считается довольно надежным и ресурсным.

В процессе эксплуатации мотоцикла важно проверять уровень масла и осматривать трансмиссию на наличие течей. Потеря смазочного материала обычно приводит к серьезным преждевременным поломкам. Масло в КПП следует менять спустя каждые 4000 километров пробега. При необходимости меняют еще прокладки и сальники. В редких случаях требуется регулировка механизма ножного переключения. Обычно потребность в такой работе возникает после переборки КПП, ослаблении контргаек. Долговечность трансмиссии определяется и качеством обслуживания, и правильностью эксплуатации мотоцикла.

Модификации [ править | править код ]

  • Урал-4320-****-**
    — шасси со стандартной («классической») металлической кабиной, грузоподъёмностью около 7-9 т;
  • Урал-4320-19**-**
    — длиннобазное шасси, грузоподъёмностью около 12 т;
  • Урал-43203-****-**
    — шасси с усиленной передней подвеской;
  • Урал-43204-****-**
    — шасси трубоплетевозного тягача, увеличенная грузоподъёмность;
  • Урал-44202-****-**
    — седельный тягач для эксплуатации с полуприцепом по всем видам дорог;
  • Урал-5557/55571-****-**
    — шасси для монтажа технологического оборудования и специальных установок массой

12—14 т с низкопрофильными широкими шинами с регулируемой подкачкой колес, что существенно повышает проходимость автомобиля;

    Урал-43206-****-**
    — шасси с колёсной формулой 4 × 4;

Варианты кабины и оперения:

Все версии могут так же оснащаться бескапотными кабинами IVECO.

Бронированные армейские модификации [ править | править код ]

Урал-4320-09-31 [ править | править код ]

Бронированный автомобиль на базе Урал-4320-31 с кабиной, формованной из цельного бронированного листа, с бронированными стеклами, амбразурами для ведения огня, мощными сейфовыми дверями, оборудованными замками с внутренней блокировкой.

Пол кабины, задняя стенка и крыша тоже выполнены из бронелиста, в крыше — бронированный люк, который можно использовать как пулемётное гнездо. Кабина стала двухместной, с раздельными сиденьями. На освободившемся месте установлено спецоборудование: приборы ночного видения, радиационной и химической разведки, армейская радиостанция и т. п. Кроме обычной «печки», на крыше монтируется фильтро-вентиляционная установка (ФВУ).

На автомобиле установлены стальная «маска» на радиаторе; боковины и капот изготовлены из бронелиста. Бронированы также ящик с аккумулятором и топливный бак. В кузове под тентом может быть установлен бронированный модуль на 15—20 бойцов. Внутри только деревянные лавки.

Урал-Э4320Д-31 (Урал-4320-0010-31) [ править | править код ]

Бронированный автомобиль многоцелевого назначения, унифицированного семейства «Мотовоз-1» с бронированным функциональным модулем, установленным на платформе автомобиля, предназначенный для перевозки различных грузов, личного состава и буксирования прицепных систем по всем видам дорог и местности. Разработан на базе автомобиля Урал-4320-31 типа 6 × 6. Бронеавтомобиль обладает повышенной защищённостью от огня стрелкового оружия и противоминной стойкостью. Впервые был представлен на выставке Russian Expo Arms-2009

в Нижнем Тагиле. 10 июня 2011 года на показе военной техники на полигоне НИИИЦ АТ 3 ЦНИИ МО РФ в Бронницах автомобиль был представлен как Урал-4320-0010-31.

Casspir Mk6 [ править | править код ]

Бронированная машина MPVI

(англ. Mine Protected Vehicle for India ), изготовляемая на созданном Mahindra & Mahindra и BAE Systems совместном предприятии
Defence Land Systems India (DLSI)
на принадлежащем
Mahindra & Mahindra
заводе в Притхла близ Фаридабада (штат Харьяна). Заказ данных шести машин правительством Джаркханда был обусловлен необходимостью борьбы с действующими в штате повстанческими группами промаоистской ориентации.

Машина выполнена в виде конструкции, базирующейся на цельносварном V-образном корпусе и основе шасси грузовиков семейства «Урал-4320». Предлагаются модификации с колёсными формулами 4 × 4 и 6 × 6, оснащённые дизельным двигателем с турбонаддувом ЯМЗ-236НЕ2 (максимальная мощность 230 л. с. / 169 кВт) и механической коробкой передач ЯМЗ-236У. Данное решение выбрано с целью удешевления машины, стоимость которой заявляется от 350 тыс. долл. Согласно заявлению директора по развитию бизнеса BAE Systems Land Systems South Africa

Йохана Йоосте, «использование элементов „Урала“ позволило сократить стоимость на треть».

В варианте с формулой 6 × 6 машина имеет длину 7,59 м, ширину 2,67 м, клиренс 380 мм, боевую массу 14,32 т. Бронеавтомобиль вмещает до 18 человек личного состава, размещаемых в индивидуальных подвесных противоударных креслах и может быть выполнен в виде бронетранспортёра, многоцелевой или командной машины. Заявляется, что на испытаниях машина выдерживала без ущерба для личного состава подрыв двадцатиоднокилограммого заряда под колесом (достоверность подтверждалась выложенным в интернете видео соответствующих испытаний [2] ) и четырнадцатикилограммовым зарядом под корпусом машины. Возможна навеска дополнительной баллистической защиты [3] .

Урал-4320ВВ [ править | править код ]

  • Медиафайлы на Викискладе

Комплектации и цены

Сегодня Ирбитский мотоциклетный завод предлагает приобрести одну из двух доступных моделей – Ural Gear Up 2021 и Ural Сити 2020.

Ценник на первый мотоцикл начинается с отметки 879 тысяч рублей. За вторую двухколесную технику придется отдать как минимум 798 тысяч рублей.

В базовую комплектацию Ural Gear Up 2021 2WD входит следующее техническое оснащение:

  • светодиодные противотуманные фары коляски;
  • крышка для коляски;
  • багажник;
  • универсальное запасное колесо (подходит для всех 3 положений).

Базовая комплектация Ural Сити 2021 намного проще: входит только дополнительное стекло для коляски, чехол. При этом положена гарантия на технику сроком до 12 месяцев. За дополнительную плату мотоцикл раскрасят в цвет хаки. На выбор покупателя три стиля: «Камуфляж пустыня», «Камуфляж лес», «Лесной туман». Дисковыми тормозами оснащены все колеса. По традиции правой рукой приводится передняя 4-поршневая скоба Brembo, а ногой одновременно поршневый плавающий суппорт Hayes Brakes на заднем колесе. Из недостатков – нет ABS, хотя, возможно, это всего лишь вопрос времени.

Цена нового и б/у Урал 4320

Урал 4320 выпускался в многообразных модификациях. Большинство автомобилей отправлялось в вооруженные силы. Однако некоторые версии эксплуатировались в промышленности, сельском и лесном хозяйстве.

Производство Урал 4320 продолжается. В настоящее время стоимость базовой версии с новой кабиной оператора и 230-сильным мотором начинается от 1,8 миллиона рублей. Версия с удлиненным шасси и большей грузоподъемностью обойдется дороже – от 2 миллионов рублей. За специализированные функции и надстройки придется заплатить дополнительно. Так, лебедка обойдется в 15000-20000 рублей. Модификация с КМУ будет стоить порядка 3,7 миллиона рублей, автоцистерна – около 3 миллионов рублей.

Подержанных Урал 4320 на российском рынке опять же довольно много. Здесь ценники сильно различаются. Объясняется это тем, что среди предложений встречаются весьма старые модели в плачевном состоянии. Версии 1990-1993 года предлагаются за 350000-60000 рублей, 2004-2005 года – за 0,9-1,2 миллиона рублей.

Урал 4320

Урал 4320 –грузовой автомобиль двойного назначения. Его производство выполняется на Уральском автозаводе, находящемся в Миассе. Основное применение Урал 4320 нашел в вооруженных силах страны, но нередко использовался и в других сферах.

Производство автомобиля продолжается и в настоящее время. Последнее поколение комплектуется дизельными агрегатами ЯМЗ различной мощности, отвечающими экологическому классу «Евро-4».

В сравнении с аналогичными моделями Урал 4320 выделяется рядом преимуществ. Благодаря колесной формуле 6 на 6 машина имеет повышенную проходимость. Полноприводный автомобиль легко преодолевает большие ямы, подъемы с уклоном до 58 градусов, заболоченные области и канавы. В период снежных заносов и весенней распутицы он оказывается незаменимым. За счет этого Урал 4320 остается востребованным и сегодня.

Читать статью  Как быстро охладить двигатель машины

Урал-4320: технические характеристики

Урал-4320 Технические характеристики

2005 год. Катастрофическое, небывалое по своим масштабам наводнение в южных штатах США. В частности – в городе Новом Орлеане. Спасательная операция на затопленных улицах самого крупного мегаполиса штата Луизиана проводится на грузовиках «Урал-4320» мексиканской армии. Автомобили из Миасса прошли по всем сложным хитросплетениям узких, охваченных наводнением улиц негритянских кварталов – там, где американские военные грузовики оказались бессильны. И это только один из многих эпизодов боевой работы «Урал-4320», в которых эти мощные машины наглядно показали свои возможности. Подробный обзор данной модели – в этой публикации.

«Урал-4320» – трёхосный полноприводной(формула 6х6) грузовой автомобиль повышенной проходимости Уральского автомобильного завода (город Миасс Челябинской области). В модельном ряде предприятия он в далёком 1977-м пришёл на смену грузовику «Урал-375».

По ряду элементов конструкции автомобиль «Урал-4320» унифицирован с предыдущей моделью –«Урал-375». Однако имеет более современную конструкцию, которая обеспечиваетрасширенные возможности и лучшие эксплуатационно-технические характеристики, чем у «Урал-375». 4320-й был основной моделью Уральского автозавода вплоть до осени 2015-го года (до его официальной замены на «Урал Некст».

Урал-4320 Технические характеристики-01

Мексиканская «Марина-Армада» в период спасательной операции в Луизиане после урагана «Катрина» в 2005 году.

Но производство его для экспортных нужд всё ещё продолжается. Так как «Урал-4320» по-прежнему востребован, в качестве военного автомобиля, во многих странах Азии, Африки и Латинской Америки. Там он и по сей день продолжает вызывать своей харизмой подлинное уважение и настоящий восторг. И цена довольно доступная!

История семейства «Урал-4320»

Грузовик «Урал-375» не зря получил ироничное прозвище «Обжора». 50-70 литров высокооктанового бензина на 100 км пути – это очень много для массовой автомашины. Даже дешёвого и «казённого» бензина. Даже для многофункционального армейского автомобиля-«вездехода». Поэтому о замене на «Уралах» бензинового карбюраторного двигателя на более практичный– дизельный в Советском Союзе задумались ещё на рубеже 60-70х годов.

Однако от чёткого намерения до его конкретного воплощения в жизнь был пройден немалый путь: серийное производство семейства «Урал-4320» стартовало только в ноябре 1977 года. По решению Министерства автомобильной промышленности, разрабатывать и внедрять новый дизельный двигатель собственными силами миасского предприятия было признано нецелесообразными. Поэтому ремоторизацией «Уралов»: подбором подходящего двигателя и коробки передач, взаимной подгонкой силового агрегата и машины, – инженеры Уральского автозавода занимались вместе со специалистами флагмана советского моторостроения – Ярославского моторного завода.

История семейства «Урал-4320»

«Урал-4320» «в своей стихии».

В течение 1970-1975 годов была проведена большая работа по испытанию новых образцов двигателей и КПП на опытных партиях грузовиков «Урал-375». Опытные партии прототипов, построенные в вариантах бортовых грузовиков и седельных тягачей, прошли многоэтапные испытания в 1973-1976 годах, и с февраля 1977 года начался этап подготовки конструкторской документации для серийного производства. Первые серийные автомобили с новым производственным индексом «Урал-4320» сошли с конвейера Уральского автозавода в ноябре 1977 года.

Но это ещё не было полной заменой «Урала-375»: «Обжора» ещё долгие годы продолжал выпускаться предприятием, параллельно с новой моделью. «Урал-4320» пробовали оснащать разными дизелями: для восьмицилиндрового «ЯМЗ-238» был даже предусмотрен более удлинённый моторный отсек, чем для шестицилиндрового «ЯМЗ-236», и для «КамАЗ-740». При этом машины с «ЯМЗ-236» можно было отличить от машин с «КамАЗ»овским двигателем по воздушному фильтру на правом крыле (из-за иной, более плотной компоновки моторного отсека). Начиная с 2000-го года, все «Уралы-4320» стали выпускаться с удлинённым моторным отсеком, вне зависимости от марки двигателя, который там установлен.

История семейства «Урал-4320»

«Урал-4320» в Анголе (Юго-Западная Африка).

Регулярные заказы от Министерства обороны, постоянные поставки машин предприятиям нефтегазовой отрасли, хороший экспортный потенциал автомобиля способствовали тому, что уже менее чем через 10 лет после старта серийного производства – в 1986 году – количество выпущенных «Уралы-4320» перевалило за миллион единиц. К 4320-му семейству принадлежит также и облегчённый двуосный грузовик «Урал-43206», производство которого освоили в Миассе с 1996 года.

Осенью 2015 года на смену «Уралу-4320» пришёл в модельном ряде завода «Урал Некст» – его модернизированная версия, с оригинальным пластиковым оперением моторного отсека, с новым поколением современных кабин типа «ГАЗельНекст», и целым рядом усовершенствованных узлов и агрегатов. Ныне все гражданские версии «Урал-4320» для внутреннего гражданского рынка и частично для поставок силовым ведомствам заменены автомобилями семейства «Урал Некст».Но серия «Урал-М» (он же «Урал-4320») сохраняется специально для поставок на экспорт.

Предназначение «Урал-4320»

Непосредственное предназначение «Урал-4320» – это перевозка грузов, людей, буксировка прицепов и различной техники на всех типах дорог и на бездорожье (по пересечённой местности). Колёсная формула 6Х6, мощные дизельные двигатели и солидный дорожный просвет придают этому автомобилю значительный внедорожный потенциал. «Урал-4320» с лёгкостью преодолевает заболоченные места,1,6-метровые броды, 2-метровые канавы и рвы, въезжает на подъём в 60%.

Шасси «Урал-4320» использовалось в качестве базы для создания не только бортовых и тентованных автомобилей стандартной или удлинённой компоновки. Но и: для вахтовых автобусов (22- или 30-местных), седельных тягачей и трубовозов, автоцистерн и топливозаправщиков, установок и спецоборудования для нефте- и газодобычи, дорожной и коммунальной техники, пожарной охраны и, конечно, для нужд вооружённых сил.

Без лесовозов на базе «Урал-4320» невозможно представить вырубку и заготовку леса во многих регионах нашей страны. Вместе с гидравлическими манипуляторами лесовозы УРАЛ позволяют погружать и разгружать лес, и прочий сортимент, без привлечения специальной техники. Технические возможности грузовиков«Урал-4320» позволяют их интенсивную эксплуатацию в диапазоне температур от -50°С до +50°С, в противоположных друг другу климатических условиях – от районов Крайнего Севера до песчаных южных пустынь.

Предназначение «Урал-4320»

Нещадно эксплуатируемый лесовоз «Урал-4320», год выпуска – 2007-й.

Технические возможности «Урал-4320» планировались с учётом армейской службы данного грузовика повышенной проходимости: огромный запас прочности, высокая ремонтопригодность, простота конструкции и готовность к эксплуатации в тяжёлых условиях.

Технические характеристики в цифрах

Технические характеристики в цифрах

  • Габаритные размеры шасси «Урал-4320»: Длина – 7,588 м;Ширина – 2,5 м, Высота– 2,785 м, База – 3,525+(1,4) м. Выпускаются также модификации с укороченной длиной – 7,388 м; и удлинённые – 7,921 м. и 9,545 м.
  • Масса в снаряжённом состоянии – от 8 до 8,7 тонн; масса перевозимого груза – 7, 10, 12 тонн, в зависимости от модификации.
  • Распределение нагрузки снаряжённого автомобиля: на переднюю ось – 4,550 тонны, на заднюю тележку– 3,500 тонны.
  • Распределение нагрузки автомобиля полной массы: на переднюю ось – 4,635 тонны, задняя ось – 10,570 тонн.
  • Внутренние размеры стандартного кузова – 5685х2330х1000 мм.
  • Радиус поворота – по внешнему колесу 10,8 м, габаритный 11,4 м.
  • Дорожный просвет – 400 мм.
  • Ширина колеи – 2 м (передней и задней – одинаковая).
  • Ёмкость топливного бака – 200 литров, с возможностью установки дополнительного на 60 литров.

Технические характеристики в цифрах-01

Двигатели «Урал-4320»

  • «ЯМЗ-236НЕ2» –дизельный, четырехтактный, шестицилиндровый, с непосредственным впрыском топлива , V-образный. Рабочий объём – 11,15 литров. Номинальная мощность при 2100 оборотах в минуту – 169 кВт (230 лошадиных сил). Максимальный крутящий момент при 1100-1300 оборотах в минуту – 882 Н.м (90 кгс/м).

Двигатели «Урал-4320»

«Урал-4320» с двигателем «ЯМЗ-236» можно отличить по воздушному фильтру.

  • «КамАЗ-740» – V-образный 8-ми цилиндровый дизель рабочим объёмом 10,86 литров. Мощность – 210 лошадиных сил. Максимальный крутящий момент – 68 кгс/м. Номинальная частота вращения коленчатого вала – 2600 оборотов в минуту.
  • «ЯМЗ-238» – 14,86-литровый V-образный 8-ми цилиндровый дизельный мотор мощностью в 176 кВт (240 лошадиных сил). Максимальный крутящий момент: 883 Н·м (90 кгс·м).

Трансмиссия «Урал-4320»

На автомобилях «Урал-4320» использовалось сцепление модели«КамАЗ-14», двухдисковое, с механическим приводом выключения и пневматическим усилителем. Или сцепление «ЯМЗ-182» – фрикционное, сухое, однодисковое, диафрагменное, с диафрагменной пружиной вытяжного типа.

Коробка передач — модели«КамАЗ-141»: 5-ступенчатая, с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах. Передаточные числа: I-5,62; II-2,89, III-1,64, IV-1,00; V-0,724; ЗХ-5,30. Количество передач (с раздаточной коробкой): вперёд — 10, назад — 2. Отбор мощности от коробки передач — до 26 кВт (35 л.с.). Либо схожая по техническим параметрам коробка передач марки «ЯМЗ-236У» – механическая, трёхходовая, пятиступенчатая, также с синхронизаторами на 2, 3, 4, 5 передачах.

Трансмиссия «Урал-4320»

Раздаточная коробка — 2-ступенчатая, с цилиндрическим блокируемым межосевым дифференциалом планетарного типа, распределяющим крутящий момент между постоянно включенным передним мостом и мостами тележки в отношении 1:2. Передаточные числа: высшая передача — 1,3; низшая — 2,15. Управление раздаточной коробкой осуществляется двумя рычагами. Отбор мощности от раздаточной коробки — до 40 процентов мощности двигателя.

Карданная передача – четыре карданных вала. Главная передача ведущих мостов — двойная, пара конических шестерён со спиральным зубом и пара цилиндрических косозубых шестерён; передаточное число (общее) — 7,32. Ведущие мосты – проходного типа, с верхним расположением ведущей шестерни главной передачи. Передний ведущий мост — с шарнирами равных угловых скоростей дискового типа (Тракта).

Рулевое и тормозное управление

Рулевой механизм — двухзаходный червяк и боковой зубчатый сектор, с встроенным гидравлическим распределителем разнесённого гидроусилителя. Передаточное число — 21,5, давление масла в гидроусилителе – 65-90 кгс/см. кв.

В рабочей тормозной системе используются тормоза с механизмами барабанной конструкции (диаметром 420 мм, шириной накладок 120 мм). Рабочая система двухконтурная, с пневмогидравлическим приводом, раздельная (по пневматической и гидравлической частям) на передний мост и тележку, с двумя пневматическими усилителями.

Стояночный тормоз – также барабанного типа, установленный на выходном валу раздаточной коробки, с механическимприводом. Запасной тормоз – один из контуров рабочей тормозной системы. Вспомогательный тормоз – моторный замедлитель, привод –пневматический. Привод тормозов прицепа – комбинированный (двух- и однопроводный).

Ходовая часть и подвеска «Урал-4320». Колёса и шины

Рама «Урал-4320» — клёпаная, состоящая из двух штампованных лонжеронов, соединённых между собой поперечинами (классическая «лесенка»). Передняя подвеска – на двух полу-эллиптических рессорах с задними скользящими концами, с амортизаторами. Задняя подвеска – балансирная, также на двух полу-эллиптических рессорах, с шестью реактивными штангами, концы рессор – скользящие.

Ходовая часть и подвеска «Урал-4320». Колёса и шины

Колёса дисковые, с ободом «254Г-508» или «330-533», в зависимости от модификации. Крепление колеса осуществляется на десяти шпильках. Шины пневматические, камерные — 1200х500х508 «14,00-20(370-508)», модели«ОИ-25», с регулируемым давлением в пределах 0,5-3,5 кгс/см2, в зависимости от дорожных условий.На«Уралах-43202-01» — 1100×400х533, модели«О-47А», широкопрофильные.

Электрооборудование

Система электрооборудования в «Урал-4320»–однопроводная, с номинальным напряжением 24Вольт. Аккумуляторных батарей «6СТ-190ТР»- 2 штуки, с ёмкостью по 190 Ампер/часов в каждой. Генератор переменного тока«Г-288Е»имеет мощность в 1000 Вт и работает совместно с бесконтактным регулятором напряжения «1112.3702». Стартер «CT-142-ЛС» – электромагнитного включения, с максимальной мощностью в 8,2 кВт.

Кабины «Урал-4320»

Грузовики «Урал-4320»оснащались металлической двух-дверной кабиной, рассчитанной на водителя и двух пассажиров. Классическая, традиционная кабина «Уралов» выпускается на протяжении вот уже пятидесяти лет, и, конечно, показатели комфорта в ней бесконечно далеки от современных. Хотя: водительское сиденье имеет регулировку, присутствуют системы вентиляции и отопления, есть гидроусилитель руля, есть возможность комплектации кабины спальным местом. При желании на «Урал-4320» можно устанавливать кондиционер, независимый отопитель и предпусковой подогреватель «Вебасто».

Кабины «Урал-4320»

Для создания более комфортных условий перемещения и лучшей безопасности с весны 2009 года были предприняты удачные опыты по оснащению вновь разработанных «Уралов» кабинами нового образца. Это изготовленная по лицензии компании «Ивеко» безкапотная кабина со стеклопластиковым оперением. В ней –три отдельных анатомических кресла с подголовниками, подлокотниками, ремнями безопасности.

Кабины «Урал-4320»-01

Во внутренней отделке и облицовке – современные материалы, обеспечивающие хорошую шумо- и теплоизоляцию, рулевое колесо с нижним расположением спиц (не перекрывающее приборов). Все органы управления скомпонованы в непосредственной близости от водителя, привод стояночного тормоза и управления раздаткой–пневматический (что позволило убрать рычаги из салона). Новая кабина обеспечивает комфортные условия труда для водителя. Но харизматичность внешнего облика у автомобиля, конечно, отнимает напрочь.

Обзор серийных модификаций «Урал-4320»

В рамках семейства «Урал-4320», на конвейере Миасского завода изготавливались следующие модификации автомобиля:

  • Грузовик бортовой и тентованный «Урал-43202-0351-31» общего транспортного назначения с деревянной платформой;
  • Седельные тягачи «Урал-4420-10» и «Урал-4420-31», предназначенные для буксирования специальных полуприцепов по всем видам дорог и пересечённой местности;
  • Тягачи«Урал-44202-0311-31»,также предназначенные для буксирования полуприцепов по всем видам дорог и бездорожью;
  • Седельный тягач «Урал-44202-0612-30» предназначен для буксирования полуприцепов и различной техники по аэродромам и прочим ровным площадкам;
  • «Урал-4320-0911-30» – с удлинённой базой;
  • «Урал-4320-0611-10» и «Урал-4320-0611-31» – также с деревянной грузовой платформой и тентом.

На базе автомобилей «Урал-4320» указанных модификаций выпускались также шасси с аналогичными техническими характеристиками, под кузова-фургоны, вахтовые автобусы, разнообразную спецтехнику. В рамках одной и той же модификации, возможны различные варианты: по наличию лебёдки, или же без неё; по расположению держателя запасного колеса: за кабиной или в задней части рамы, с вертикальным или же с горизонтальным расположением; или без держателя (с временным технологическим креплением на раме); с отборами механической мощности от коробки передач (КОМ) и раздаточной коробки,либо без них; с наличием тягово-сцепного устройства для буксирования прицепов, либо без него.

Бронемашины на шасси «Урал-4320»

На протяжении 2000-х годов на базе «Урал-4320»было построено четыре продемонстрированных широкой публике бронированных армейских модификации автомобиля. Это «Урал-4320-09-31»; «Урал-4320-0010-31» (или «Урал-Э4320Д-31»); «Урал-4320ВВ». А также бронированная машина «Касспир МК6», которую изготавливает на шасси «Урал-4320» индийская компания «Махиндра и Махиндра», на своём заводе в городе Притхла, штат Харьяна. Все эти машины обладают солидной баллистической и противоминной защищённостью.

Кабины, в том числе их задние стенки, крыши и пол, выполнены из цельных бронированных стальных листов, оборудованы бронированными стёклами с амбразурами для ведения огня; мощными дверями сейфового типа, имеющими замки с внутренней блокировкой. В крыше предусмотрен люк, который можно использовать в качестве пулемётного гнезда. Топливный бак и ящик с аккумулятором – также бронированные.

Бронемашины на шасси «Урал-4320»

Предусматривается использование в данных бронемашинах широкого спектра специального оборудования: приборов ночного видения, радиационной и химической разведки, армейских радиостанций различных типов, фильтро-вентиляционных установок и т.д. В кузове также возможна установка бронированного модуля для размещения личного состава (порядка 15-20 бойцов). Компоновка броневиков на базе «Урал-4320» свободная, что позволяет размещать на грузовой платформе самые разные типы спецмодулей.

Отзывы водителей автомобилей «Урал-4320»

Все без исключения отзывы людей, работавших на «Урал-4320», характеризуют его как надёжный грузовой вездеход, равных которому по проходимости, пожалуй, и нет. Другой массовый вездеход – «ЗИЛ-131» близок по своим способностям, но всё же не дотягивает до уровня «Урала». Это, естественно, даёт водителю незыблемое чувство уверенности в любых, самых сложных ситуациях. Кроме этого качества, «Урал-4320» хвалят за надёжность в сочетании с неприхотливостью и выносливостью, вместительный кузов, ремонтопригодность.

Отзывы водителей автомобилей «Урал-4320»

Вахтовый автобус на базе «Урал-4320».

Из недостатков указывают на тесноватую для такой огромной машины кабину, и посредственный обзор из неё, а так же на то, что родная резина «ёлочка» порядком шумит при езде по асфальту. Кроме того, многие ремонтные работы на «Урал-4320» требуют от водителя применения недюжинной физической силы.

Цены на подержанные грузовики «Урал-4320»

В сети нет недостатка в предложениях о продаже подержанных автомобилей «Урал-4320» самых разных модификаций и оснащения – и обычных бортовые/тентованные, и металловозы с манипуляторами, и сортиментовозы, и вахтовые автобусы, и кунги, автоцистерны, и т.д. Разброс цен велик – от 300 тысяч до 2,5 миллионов рублей, в зависимости от года выпуска, состояния и технического оснащения.

Источник https://www.kolesa.ru/article/s-serdtsem-ot-kamaza-kak-ural-4320-poluchil-dizelnyy-motor-i-stal-osnovnym-armeyskim-tyazhelym-gruzovikom

Источник https://xn--b1ac1aqnee.xn--p1ai/info-baza/ural-yamz-236.html

Источник https://trucksreview.ru/ural/ural-4320-tehnicheskie-harakteristiki.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: