Как правильно ездить на автомате: зимой, за городом, в пробке
Современного потребителя уже не удивить АКПП (автоматической коробкой передач), популярность которой набирает обороты с каждым днем. Россияне стали использовать такие машины относительно недавно, поэтому культура эксплуатации и вождения еще только формируется. В связи с этим вопрос, как правильно ездить на автомате, остается актуальным. Данная статья расскажет о наиболее часто встречающихся ошибках и даст некоторые рекомендации.
Отличие ручной и автоматической коробки передач
Представители отечественного автопрома довольно долгое время использовали преимущественно МКПП, в то время как компании-разработчики из западных европейских стран и Северной Америки в 90% случаев оснащали машины АКПП. В связи с этим продукция российского производства сегодня коренным образом отличается от зарубежных аналогов.
Но потребительский спрос на автомобили с упрощенным управлением вынудил отечественных разработчиков изменить путь развития и следовать принципам компаний, выпускающих лучшие автомобили мира.
Механическая коробка представляет собой редуктор многоступенчатого типа, который позволяет водителю самостоятельно переключать передачи транспортного средства. Существуют МКПП с разным количеством передач: от 3 до 7 и более.
Устройство состоит из металлического вала с фиксированным набором шестерен и его аналога со свободно вращающимися шестеренками. Если соответствующие пары шестерен синхронизируются при вращении, они могут заблокироваться и удерживаться в таком положении специальными механизмами. Для переключения передач используют однодисковое сцепление.
Механика отличается от автомата тем, что дает водителю с опытом больше возможностей для управления машиной. Также в число достоинств входит экономный расход топлива, способность быстро достичь высокой скорости.
Езда на машине, оснащенной механической коробкой передач, требует приложения физических усилий, причем существенных. Это может утомить водителя, особенно в условиях передвижения в городе, когда автомобиль требуется постоянно останавливать, а затем снова разгонять.
Фото: Shutterstock
Человек, научившийся правильно ездить на машине с МКПП, сможет с легкостью управлять моделью с коробкой-автоматом. А вот действовать в обратном порядке не очень правильно: освоить механику будет гораздо трудней.
- Чтобы научиться правильно ездить на машине, оснащенной механической коробкой передач, времени и сил понадобится в разы больше, чем в случае с коробкой-автоматом.
- Если неверно выбрать режим передачи, возможна перегрузка двигателя и трансмиссии.
- Если ездить правильно, управлять автомобилем на автомате гораздо комфортней, чем на механике.
- Нельзя плавно изменить передаточное отношение.
- Как зарабатывать на карте рассрочки
- Чек-лист подготовки к отпуску
- 24 идеи необычных подарков для близкого человека
- Как банки обманывают при выдаче кредитных кар
Работа транспортного средства на автомате осуществляется благодаря передаче крутящегося момента с помощью гидротрансформатора и планетарных шестерен. В машинах с АКПП нет педали сцепления, что очень облегчает управление автомобилем. Более низкая эффективность такой системы объясняется тем, что отсутствует постоянная связь между ведущими колесами и двигателем.
Легкость в управлении транспортным средством на автомате сосуществует с определенными минусами, с которыми приходиться мириться владельцу машины:
- Автомобиль, оснащенный автоматом, стоит дороже машины с механикой.
- При движении расходуется большое количество топлива.
- Низкая максимальная скорость автомобиля (по сравнению с машиной, оснащенной МКПП).
Низкий КПД подобного транспортного средства обусловлен тем, что в системе используется гидротрансформатор, представляющий собой два лопастных колеса, заключенных в масляную ванну.
Автоматическая коробка передач — это достаточно простая система, в отличие от механической. Есть три основных положения ручки АКПП: движение вперед, движение назад и стоянка.
Режимы работы АКПП
- Режим движения — D.
Это главный режим, в котором ездит машина на автомате. При остановке на светофоре нужно просто удерживать педаль тормоза. В некоторых моделях коробки-автомата есть дополнительные режимы:
- 2 — используется только первая и вторая передача. Применяется, когда нужно ездить по горным дорогам и крутым спускам. Скорость ограничена до 40–60 км/ч.
- L — является аналогом понижающей передачи для внедорожников. Применяется, когда нужно ехать в тяжелых условиях. Режим запрещен при скорости от 15 км/ч.
Важно: при выборе положения D правильно будет дождаться слабого толчка, а после него выжать газ. АКПП потребуется 1 секунда, чтобы быть готовой к движению. Если выжать газ до толчка, коробка может не потянуть нагрузку.
Одно из правил, как правильно ездить на коробке-автомате, гласит: ни в коем случае не использовать вторую ногу. Если перед машиной образуется преграда, водитель резко выжмет тормоз. Сила инерции кинет тело вперед, заставив нажать ногой на газ. Поэтому правильно будет поставить левую ногу на подставку.
- Режим нейтральной передачи — N.
Важно: режим N в транспортных средствах с коробкой-автоматом предназначен только для обслуживания в сервисе и при буксировке.
Поэтому переходить на него, двигаясь с уклона, не правильно — это обернется преждевременным ремонтом коробки. Также бессмысленно включать режим N при ожидании зеленого на светофоре.
К буксировке на нейтральной передаче также следует подойти осторожно. Лучше вообще не буксировать автомобиль с коробкой-автоматом, тем более, тянуть с его помощью другой машины.
Исключение: если нужно доставить транспортное средство, оснащенное автоматом, на расстояние до 50 км, и двигатель при этом заводится, можно перейти на нейтральный режим и ехать неторопливо, не превышая 50 км/ч.
Важно: применять буксировку для того, чтобы завести двигатель «с толкача», если на машине коробка-автомат, строго противопоказано. Это быстро приведет к поломке коробки, так же, как буксировка в песке или снегу.
- Режим заднего (реверсивного) хода — R.
Следует правильно включать режим заднего хода: только после полной остановки. Педаль тормоза выжимается, и селектор коробки переводится в положение R.
Важно: нельзя перейти в режим R, пока автомобиль не остановится окончательно. В противном случае может сломаться как сама коробка-автомат, так и элементы трансмиссии.
Подобную ошибку допускают, когда хотят занять небольшое парковочное место. Водителю кажется, что нет ничего страшного, если при этом он будет переключаться с D на R, не останавливая полностью автомобиль. Но правильными такие действия не назовешь, рано или поздно они обернутся капитальным ремонтом АКПП.
- Режим паркинга — P.
Этот вариант предполагает блокировку вала и ведущих колес. Правильно применять такой режим во время долгих остановок и стоянок. Кто-то ставит АКПП в режим P даже при долгом ожидании светофора.
Важно: правильным решением будет включать режим Р только после полной остановки транспортного средства. Переключаться из режима паркинга в режим D или R следует только через выжатую педаль тормоза.
- Остановка на уклоне в режиме P.
Если водитель планирует остановиться на площадке с ровной поверхностью или с незначительным уклоном, в этом случае правильно будет просто переключиться в режим паркинга. Но если машину нужно поставить на поверхности со значительным уклоном (горочке), то обязательно следует задействовать ручник.
Фото: Shutterstock
Правильно делать это так: удерживая тормоз, затянуть ручник, отпустить педаль. Скорее всего, при этом автомобиль чуть откатится. Затем нужно будет выбрать селектором положение P.
Снимается машина с ручника в том же порядке: включается режим D, выжимается педаль тормоза, ручник опускается.
Важно: если постоянно игнорировать стояночный тормоз и удерживать машину в неподвижном состоянии за счет режима паркинга, на коробку ляжет очень большая нагрузка. В итоге шестерня блокиратора АКПП (металлическая лапка) быстро износится и сломается, и при включении положения Р автомобиль будет скатываться с уклона.
- OD — Over Drive.
Эта кнопка по умолчанию «утоплена» в рычаг АКПП, у которых ступеней передач больше, чем 3. Соответственно, при ее нажатии можно переходить на 4-ю, 5-ю и т. п. передачи.
Для активации режима Овердрайв кнопка выключается. В этом случае коробка не сможет переключиться выше третьей передачи. На приборной панели загорается лампочка «O/D OFF».
Такие действия очень полезны, когда нужно быстро разогнать автомобиль. Двигатель сохраняет высокие обороты, а передача остается низкой. Также Овердрайв пригодится на затяжных подъемах — придаст тягу мотору.
Кроме того, отжав кнопку O/D, можно вызвать мягкое торможение двигателем.
Если водитель резко выжимает газ, коробка самостоятельно активирует кик-даун и автоматически переходит на пониженную передачу. В итоге можно интенсивно разогнаться при высоких оборотах. Подобный режим всегда пригодится при маневрировании на трассах и в опасных и экстремальных ситуациях, когда нужно быстро увернуться или умчаться.
Важно: применение кик-дауна дает сильную нагрузку на коробку, поэтому нельзя пользоваться им ради развлечения. Также не стоит переключаться на этот режим ради того, чтобы красиво унестись с места, особенно при скорости ниже 20 км/ч.
Программный режим автоматической трансмиссии предназначен для более «спортивной» езды. Он позволяет осуществлять переключения на оборотах выше, чем обычно. Требует большего расхода топлива, зато динамика улучшается. Но если говорить о том, как правильно ездить на машине-автомате, то, конечно, следует признать, что постоянную езду в таком режиме щадящей назвать нельзя.
Позволяет правильно разогнать автомобиль, минуя первую передачу. В этом случае снижается риск пробуксовки колес в снегу. Также в этом режиме безопасней ездить: передачи сменяются в более узком диапазоне оборотов, и потому снижается риск буксования.
Важно: некоторые водители могут дать совет, как правильно ездить на автомате, чтобы уменьшить расход топлива. Для этого предлагается включать Snow круглогодично, экономя таким образом бензин. Но если в зимний период гидротрансформатор коробки нормально переносит отсутствие первой передачи, то летом это может привести к перегреву механизма и, соответственно, к капитальному ремонту.
Как правильно ездить на автомате
Как правильно ездить на автомате? Этим вопросом задаются водители, которые ранее водили механику и теперь никак не могут привыкнуть к тому, что нужно при управлении использовать только одну ногу (вторая располагается на специальной подставке с левой стороны).
Применять обе ноги, чтобы ездить на такой машине, очень опасно. Рассмотрим ситуацию, когда одна нога находится на педали газа, а другая — на педали тормоза. Перед машиной появляется какая-либо преграда, что делает человек? Правильно — резко жмет на тормоз. При этом срабатывает сила инерции, которая тянет тело вперед. В итоге возникает риск, что водитель также нажмет и педаль газа. Торможение в такой ситуации будет очень опасным.
1. Как трогаться.
В первую очередь, правильно будет завести двигатель и прогреть его, поскольку трогаться с места с холодным мотором недопустимо. При температуре выше 0 ˚С ждать надо две минуты: за это время коробка-автомат выйдет на рабочий режим благодаря равномерному распределению масла.
При минусовой температуре мотор придется прогревать дольше (при морозах — 10 минут и больше). Двигатель можно заводить только в положениях N или P (последний вариант более предпочтительный).
Если транспортное средство не заводится, убедитесь, что рычаг установлен в правильном положении. После прогревания можно двигаться с места, для чего необходимо активировать один из режимов движения: переключить рычаг и дождаться несильного толчка. Если нажать на газ до толчка, то это может обернуться поломкой!
2. Как тормозить.
Учиться правильно ездить на автомате после механики непросто. Ошибки могут возникать как при попытке тронуться с места, так и при торможении.
Чтобы правильно ездить на автомате, следует придерживаться определенных принципов, в том числе учитывать нюансы при нажатии педали тормоза:
- Использовать режим D, останавливаясь перед зеброй или светофором (правильно будет просто «утопить» педаль тормоза).
- Если становится ясно, что остановка на магистрали будет длительной нужно переключиться на «Р» и дать правой ноге немного расслабиться.
3. Использование ручника.
Не следует слишком доверять автоматике транспортного средства, игнорируя ручной тормоз.
Его рекомендуется использовать на любой длительной остановке, придерживаясь инструкции по эксплуатации машины.
Кроме того, ручник правильно будет применять в таких обстоятельствах, как:
- Остановка на склоне.
- Остановка для замены колес.
- Остановка во время работающего двигателя.
4. Буксировка.
Многие водители считают правильным буксировать машину с коробкой-автоматом, но обязательно нужно знать, как правильно это делать. Должен быть заведен двигатель, активировано нейтральное положение, скорость движения — менее 50 км/ч.
Буксировать машину на автомате нельзя дальше, чем на 50 км. Если вдруг завести ее не получится, лучше вызвать эвакуатор: оплата его услуг обойдется дешевле, чем ремонт КПП.
«Буксирующему» водителю нужно помнить о ряде нюансов:
- Автомат хорошо справляется с не очень тяжелыми прицепами.
- Автомобиль, который он тянет за собой, должен весить столько же или быть легче.
- Если есть какие-то другие варианты, лучше вообще не прибегать к подобной буксировке.
5. Запуск с «буксира».
Алгоритма подобных манипуляций не существует: водители действуют на свое усмотрение.
Если других вариантов нет и человек достаточно уверен в своих водительских навыках, он идет на риск и действует в такой последовательности:
- Активирует нейтральное положение и заводит мотор.
- Однократно нажимает на педаль газа в холодную погоду и начинает движение на буксире.
- Если трансмиссия прогрета, набирается скорость до 50 км/ч, если холодная — до 30 км/ч. Двигаться нужно в течение 2 минут: этого времени как раз хватит, чтобы давление масел в трансмиссии достигло нужного уровня.
- Рычаг переводит в положение 2 и, как только мотор начинает вращаться, нажимает педаль газа.
- Когда двигатель заведется, возвращает рычаг в нейтральное положение.
- Если проходит несколько секунд, а двигатель не заводится, не надо повторять. Если не вернуться в нейтральное положение, КПП перегреется.
- Машина «прогоняется» в нейтральном режиме, действия повторяются.
Как ездить на автомате по городу и в пробке
Как правильно ездить на автомате, если раньше водитель имел дело только с машинами, оснащенными МКПП? Ведь к коробке-автомату нужно адаптироваться, перестать совершать распространенные ошибки: машинально переключать ручку не в то положение, нажимать на педаль тормоза или газа вместо сцепления. Чтобы как можно быстрей начать ездить на авто с АКПП правильно, нужно представлять себе хотя бы теорию передвижения на машине с коробкой- автоматом.
В городе правильный выбор режима определяют дорожные условия. На любом автомобиле с коробкой-автоматом есть режимы 1, 2 и 3. Эти передачи используют, чтобы уменьшить нагрузку на двигатель при высоких скоростях. В этом смысле их можно сравнить с передачами на механике.
Трудно представить ситуацию, чтобы обычный автомобиль поехал на первой передаче со скоростью 40–50 км/ч, когда стрелка тахометра находится в красной зоне. Оптимальными и скорость, и обороты будут на третьей ступени. При достижении скорости 60 км/ч правильно использовать один из двух режимов: D или 3.
Такого же алгоритма действий следует придерживаться и на загородной трассе. Правильный выбор режима D обусловит хорошую динамику автомобилю на автомате и при этом не создаст лишней нагрузки для двигателя в плане оборотов.
В остальном следует помнить о рекомендациях, данных выше.
Как правильно ездить на автомате зимой
В зимние холода машина должна завестись даже после ночной стоянки. Современные двигатели, оснащенные системами впрыска топлива, дают возможность автомобилю двинуться с места сразу, практически не прогреваясь. Но лучше не спешить.
Если действовать правильно, то надо дать двигателю немного поработать без нагрузки, чтобы моторное масло разжижилось, заполнило собой систему смазки, нагрелись поршни и цилиндры. Времени это займет немного — 3–4 минуты, но зато можно будет спокойно ездить, а двигатель будет служить долго.
Спустя 2–3 минуты после того, как мотор заработает, следует нажать педаль тормоза и перевести селектор АКПП в положение D (езда). В таком режиме коробка-автомат работает 20–30 секунд, после чего водитель переключается на режим R (задний ход). Затем следует подождать еще 30 секунд. Вся процедура «D»–«R» повторяется еще пару раз, при этом водитель слегка нажимает на педаль газа, затянув перед этим ручник.
Первоначальный прогрев силового агрегата и автоматической трансмиссии завершен, теперь можно ехать.
Одно из главных достоинств гидромеханической трансмиссии — автомобиль начинает ехать плавно, без резких рывков. На автомобиле с механикой такой мягкий старт зависит от состояния сцепления, а также от мастерства и опыта водителя.
Если АКПП дает возможность принудительно включать первую передачу (например, коробки с функцией «Типтроник» или при наличии режимов 1, 2), то лучше ею воспользоваться.
Фото: Shutterstock
Первые 400–600 метров нужно ехать на первой передаче, затем переключиться на вторую, поддерживая обороты двигателя около 2000 об/мин. После перейти на автоматический режим и продолжить ехать спокойно, не проявляя особенного усердия при нажатии педали акселератора. Через 8–10 км пути автоматическая трансмиссия уже может работать в штатном режиме, мягко, без рывков, переключаясь с передачи на передачу. Это еще одно достоинство АКПП.
Прогревать коробку-автомат и двигатель несложно. Эта операция не занимает много времени, но существенно облегчает жизнь силового агрегата и гидромеханической трансмиссии и увеличивает срок их службы. Ведь если сломается двигатель, его смогут починить во многих мастерских, а вот если полетит коробка-автомат, ремонт выльется в кругленькую сумму, к тому же возьмутся за него только специализированные предприятия, и даже они не гарантируют положительный результат.
Правила, изложенные ниже, применимы для машин с любой коробкой передач, но особенно актуальны для автомата.
- Правильно ехать по зимней дороге — значит, двигаться максимально плавно, не разгоняться или резко тормозить.
- Правильно держать достаточно большую дистанцию между собой и впереди едущим автомобилем. Нужно помнить, что при движении по заснеженной дороге, на которой встречаются участки наледи, система ABS при срабатывании будет стараться обеспечить машине прямолинейное движение. Тормозной путь при этом может удлиниться.
- Покрышки на транспортном средстве должны быть зимними, пусть не с шипами, но с рабочим протектором.
- Если станет ясно, что сцепление колес с заснеженной поверхностью дороги невелико, правильное будет перейти на ручное управление АКПП, принудительно включив вторую или третью ступень коробки. Это уменьшит риск буксования колес. Отдельные автоматы оснащены режимом W (Зима), на него лучше перейти в такой ситуации.
- Крутые повороты рекомендуется проезжать, тормозя заранее, чтобы автомат смог переключиться на пониженную передачу. Правильно будет заранее принудительно включить третью или вторую передачу АКПП. Поворот необходимо проезжать, чуть ускорив движение, чтобы у ведущих колес было оптимальное сцепление с дорогой.
- В сложных условиях (снег, наледь), когда нет возможности соблюдать нужную дистанцию, правильно будет ехать по дороге, заранее включив третью или вторую передачу, чтобы в опасной ситуации торможение было наиболее результативно.
Проблемы АКПП зимой и их решения
Ниже освещаются недостатки машин с АКПП при эксплуатации гидромеханических трансмиссий в зимний период, а также варианты их устранения.
Бывает, что, остановившись, машина не может тронуться с места: одно из колес елозит по льду, а другое остается неподвижным. Следует помнить, что эта проблема не решается постоянным нажатием на педаль акселератора. Для коробки-автомата это крайне опасный режим!
Рекомендуется подсыпать под оба ведущих колеса немного песка (на этот случай небольшой запас всегда должен быть зимой в багажнике). Песок также можно заменить крупной солью: она не хуже сцепит колеса с поверхностью.
Если машина застревает, выезжая из сугроба, следует отключить систему курсовой устойчивости ESP, она все равно здесь не поможет. Затем нужно предпринять попытку раскачать машину, включая по очереди режимы D и R. Одновременно нужно обязательно переключать селектор, нажимая педаль тормоза и отпуская ее после легкого толчка в трансмиссии. Если машина застревает в снегу основательно, лучше не рисковать трансмиссией. Правильное решение — обратиться за помощью к знакомым, волонтерам или нанять буксир. В противном случае несоблюдение правил чревато ремонтом АКПП.
Неисправную машину лучше перевозить в сервис для ремонта на эвакуаторе. В качестве крайней меры можно прибегнуть к буксировке, строго соблюдая правило 50/50: скорость буксировки — не выше 50 км/ч, дальность буксировки — до 50 км. Рычаг селектора при этом устанавливают в положение N.
Особенность гидромеханической трансмиссии при езде в тяжелых условиях, при преодолении крутого подъема или при движении по рыхлому снегу — пробуксовывание. Эта особенность связана с тем, что отсутствует жесткая связь между АКПП и двигателем. Правильные действия водителя в такой ситуации — заблаговременно принудительно включить пониженную передачу.
Как продлить жизнь автоматической коробки передач
Сломать АКПП достаточно легко — достаточно, чтобы за рулем был водитель, привыкший ездить агрессивно: резко срываться с места, тормозить «в пол», совершать жесткие маневры. Ресурс работоспособности коробки-автомата, в первую очередь, зависит от того, как бережно ее используют. Второй значимый фактор, влияющий на долговечность механизма, — правильное обслуживание.
Часто можно услышать совет: прогреть зимой коробку-автомат, включая все передачи и останавливаясь на каждой по 10–15 секунд, выжимая педаль тормоза. Подобные рекомендации ничем не обоснованы.
Не подтверждают правильность таких советов и мастера автосервисов. В отдельных руководствах по эксплуатации четко сказано: оставляйте селектор в положении Р.
Если температура воздуха опустилась ниже +5 ˚С, для того, чтобы АКПП пришла в рабочий режим, правильно будет включить перед началом движения двигатель и дать ему поработать несколько минут.
Чтобы ездить на автомате дольше, нужно следить за уровнем масла (маслом называют трансмиссионную жидкость ATF — Automatic Transmission Fluid) в коробке. Для этой цели используют масляный щуп из двигателя. Также нужно не допускать утечек и менять масло с фильтром каждые 40–60 тыс. км (первая замена — спустя 80–100 тыс. км, далее — каждые 60, а лучше — 30–40 тыс. км). Масло для замены следует использовать только оригинальное.
Вопреки уверениям производителей о «необслуживаемости» коробки передач, следует регулярно менять в машине жидкость ATF.
Об этом говорят и мастера в сервисе, которые постоянно сталкиваются с последствиями подобного заблуждения, и владельцы, которые, сливая самостоятельно трансмиссионное масло, наблюдали, как вместо залитой ярко-красной жидкости из коробки течет жижа грязно-коричневого цвета.
Свежее масло не только предупреждает возможные проблемы с износом трущихся деталей внутри коробки, но и хорошо влияет на ее работу: благодаря нему режимы переключаются плавно, без толчков.
Часто сотрудники сервиса при жалобах владельцев на работу автомата в первую очередь советуют менять трансмиссионную жидкость.
Но здесь есть один нюанс. Если пробег автомобиля очень большой и неизвестно, когда проводилась в последний раз замена жидкости ATF (и проводилась ли она вообще), нужно понимать, что менять трансмиссионное масло не очень правильно: коробка может отправиться в ремонт.
На это есть две причины.
- При эксплуатации АКПП внутри коробки накапливается вода. Она попадает туда вместе с воздухом через сапун в периоды стоянок транспортного средства. Влагой напитываются накладки фрикционов: чем дольше не менялось масло, тем больше внутри автомата влаги. Значит, возрастает риск того, что новое масло поможет накладке отслоиться от диска фрикциона.
- Так как новое масло результативней вымывает грязь, оно может «поднять» наслоения металлической стружки и пыли, в итоге эти комья грязи забьют масляные каналы и коробка отправится в ремонт.
Поэтому вопрос, стоит ли обслуживать коробку автомобиля с пробегом выше 150 тыс. км или с неизвестной историей, остается открытым.
Как правильно пользоваться АКПП
Статья о том, как правильно пользоваться коробкой «автомат» — символы на панели АКПП, запуск мотора, движение и остановка, возможные ошибки. В конце статьи — видео об использовании автоматической коробки. Статья о том, как правильно пользоваться коробкой «автомат» — символы на панели АКПП, запуск мотора, движение и остановка, возможные ошибки. В конце статьи — видео об использовании автоматической коробки.
Сегодня по статистике большинство автомобилей выпускается с коробкой «автомат». Технически это значит, что в машине установлена трансмиссия, в которой переключение скоростей происходит с помощью электроники.
На данный момент различают три вида автоматических трансмиссий: «классическая», с «бесступенчатым вариатором», с «роботизированной механикой». В зависимости от модификации и производителя указанные виды трансмиссий могут незначительно отличаться (разное число передач, немного другой ход рычага – прямой или зигзагообразный, обозначения и др.), но основные функции будут одинаковы для всех.
Растущая популярность АКПП вполне объяснима – она более удобна в эксплуатации (чем «механика» — МКПП) особенно для новичков, надежна и предохраняет двигатель от перегрузок. Вроде бы все просто! Однако ошибки водители все же допускают, и даже самый надежный механизм может выйти из строя, если его неправильно эксплуатировать. Далее мы рассмотрим, как правильно пользоваться АКПП и как грамотно ее эксплуатировать.
Обозначения (символы) на панели АКПП
Чтобы научиться правильно пользоваться «автоматом», сначала нужно разобраться, что же означают буквенные символы (английские буквы) и цифры на панели АКПП с рукояткой переключения передач. Сразу отметим, что в зависимости от марки машины цифры и буквы могут различаться.
- «P» – «паркинг». Включается при парковке автомобиля на стоянке. Некий аналог стояночного тормоза, только с блокировкой вала, а не с прижатием тормозных колодок.
При эксплуатации АКПП особое внимание следует уделить изучению руководства по эксплуатации конкретного автомобиля, так как некоторые обозначения могут функционально отличаться.
Например, в руководстве некоторых автомобилей буква «B» означает «Block» (блокировка) – режим блокировки дифференциала, который нельзя включать во время движения.
А если в полноприводном автомобиле присутствуют обозначения «1» и «L», то буква «L» может означать не «Low» (понижение), а «Lock» (замок) – что также обозначает блокировку дифференциала.
Запуск двигателя с АКПП
Запуск двигателя с автоматической коробкой имеет следующие особенности:
- В машине с АКПП всего две педали: «тормоз» и «газ». Поэтому левая нога водителя практически не используется. При запуске двигателя педаль «газа» не нажимается, а вот педаль тормоза в некоторых марках автомобилей нажимать обязательно, иначе двигатель не заведется (читать руководство по эксплуатации).
Однако инструкторы по вождению советуют взять за правило – перед запуском двигателя с АКПП нажимать педаль тормоза всегда. Это предотвратит самопроизвольное движение машины при нейтральном режиме «N», а также позволит быстро перейти в режимы движения «D» или «R». (Без нажатия тормозной педали переключиться в указанные режимы и тронуться с места не получится).
Данная защитная функция очень полезна, особенно для новичков, и особенно в городах с большой «автомобильной плотностью», где на парковках и в потоках автомобили стоят плотно друг к другу. Ведь даже опытные водители иногда забывают «снять автомобиль со скорости» перед запуском двигателя, в результате чего при запуске машина сразу начинает ехать и врезается в ближайшее авто или препятствие.
Запускать двигатель с АКПП можно как в режиме «P» (паркинг), так и в режиме «N» (нейтральный), однако производители рекомендуют использовать только режим «P». Поэтому лучше установить для себя еще одно правило – парковаться и запускать двигатель только в режиме «паркинг».
Следует помнить, что на некоторых марках автомобилей с АКПП переключение передач невозможно без вставки и поворота ключа в замке зажигания (разблокировки коробки передач). Также, на некоторых марках невозможно вытащить ключ из замка зажигания, если рычаг ПП находится в положении «D». (Читайте руководство по эксплуатации).
Начало движения и остановка с АКПП
Большинство водителей, которые пересаживаются с «механики» на «автомат», первое время машинально выполняют действия, которые они привыкли многократно выполнять при езде на автомобиле с механической коробкой передач. Поэтому таким водителям, прежде чем начинать ездить с АКПП по дороге в общем автомобильном потоке, рекомендуется предварительно потренироваться в одиночестве.
Итак, стандартный порядок действий для трогания с места на автомобиле с АКПП выглядит следующим образом:
- Вставить ключ в замок зажигания.
Многие современные АКПП имеют имитацию механического режима переключения передач «M» (как на МКПП) для повышения/понижения передач с помощью кнопок «+» и «–» на рычаге ПП. То есть, водителю предоставляется возможность самому вручную повышать или понижать передачи, забирая эту функцию у «автомата». При этом переход на механический режим переключения передач может производиться в движении, когда машина уже едет в режиме «D».
Для предотвращения повреждения двигателя при переходе в ручной режим «M» на ходу у всех АКПП предусмотрена специальная защита. Переход на ручное управление «M» актуален в следующих ситуациях:
- При движении по бездорожью на пониженной передаче, чтобы избежать пробуксовки.
Распространенные ошибки при использовании АКПП
- Самой распространенной ошибкой, приводящей к поломке АКПП, является включение режима «D» — «драйв» (движение вперед) без полной остановки при движении задним ходом. И, то же самое, только наоборот – включение режима «R» (задний ход) без полной остановки при движении вперед.
Но многие неопытные водители используют нейтральный режим «N» в пробках при кратковременных остановках, что приводит к гидравлическому удару и преждевременному износу АКПП. В пробках при частых остановках нужно использовать режим «D» вместе с педалью тормоза. Если нужно остановиться – нажимается педаль тормоза, если нужно медленно продвинуться вперед – педаль тормоза просто отпускается, и машина медленно катится вперед. И так можно ездить целый день.
Заключение
Вполне возможно, что для кого-то АКПП покажется сложным и привередливым механизмом, несмотря на простоту и удобство его использования. Но это только на первый взгляд. На самом деле «автоматы» зарекомендовали себя как вполне надежные агрегаты, но, конечно же, при условии их правильной и грамотной эксплуатации. Особенно удобно пользоваться АКПП в больших городах, где часто приходится стоять в пробках.
Видео о том, как пользоваться «автоматом»:
Вождение на автомате для начинающих: общие правила
Перед тем, как начинающий автомобилист сядет за руль и будет получать навыки вождения на практике, необходимо, чтобы новичок изучил правила дорожного движения и базовые технические дисциплины касаемо общего устройства автомобиля.
Если точнее, нужно знать о принципах работы основных узлов, из которых состоит автомобиль. Хотя последнее по нормативным актам не обязательно к изучению, но эти знания для будущих автомобилистов не будут лишними.
В этой статье мы рассмотрим, как водить машину автомат для начинающих, принцип работы коробки – автомат, правила пользования АКПП, переключения режимов работы автоматической коробки и т.д.
Езда на автомате для начинающих
Итак, рычаг селектора переключения АКПП имеет несколько основных положений: P, R, N, D, D2 (или L), D3 или S. Рассмотрим каждый по отдельности.
- Положение рычага переключения передач в позиции «P» — паркинг. Движение автомобиля невозможно, при этом в таком режиме разрешен запуск двигателя.
- Положение рычага переключения передач в позиции «R» — реверс. Задний ход. Нельзя пользоваться этой позицией во время движения автомобиля вперед. В этом режиме запуск двигателя невозможен.
- «N» — нейтраль. Автомобиль может свободно перемещаться. В этом режиме разрешен запуск двигателя, а также буксировка авто.
Положение рычага переключения передач в позиции «D» – драйв (основной режим движения). Этот режим обеспечивает автоматическое переключение с первой по четвертую передачу (рекомендуется использовать в нормальных режимах движения).
Такие режимы переключения есть не на всех АКПП, все зависит от модификации трансмиссии. Переключение рычага из положения D в положение D2 или D3 и обратно может производиться во время движения транспортного средства. АКПП также могут дополнительно оборудоваться режимами переключения скоростей: N – нормальный, Е – экономичный, S – спортивный.
Вождение автомобиля: автомат коробка
Разобравшись с принципом использования АКПП, можно перейти непосредственно к тому, как ездить на автомате для начинающих. Первый урок вождения транспортного средства должен включать в себя изучение правильной посадки водителя за рулем автомобиля.
- Настройка водительского сидения. Спинка водительского сидения должна иметь максимально вертикальное положение, но не в ущерб удобству посадки водителя. Удаление подушки от педального узла, должно быть ориентировано на неполное распрямление ноги водителя при максимальном нажатии на педаль тормоза.
После положение спинки водительского сидения регулируется таким образом, чтобы при полном прикосновении спины водителя к спинке сидения, его вытянутая рука касалась верхней части руля подушкой ладони большого пальца.
- Настройка зеркал заднего вида. После того как, водитель настроил водительское сидение, необходимо настроить зеркала заднего вида. Как правило, в современных автомобилях устанавливаются два боковых и салонное зеркало заднего вида (за исключением пикапов и коммерческого транспорта).
Зеркала должны настраиваться таким образом, чтобы водитель без изменения посадки и без поворота головы мог по всем зеркалам мгновенно оценить обстановку позади автомобиля только переводом глаз.
При правильно настроенных боковых зеркалах 1/3 часть зеркала должна отражать заднее крыло автомобиля, а 2/3 обстановку позади. Касаемо салонного зеркала, оно должно быть отрегулировано таким образом, чтобы в верхнем положении переключателя угла наклона салонного зеркала в нем полностью отражался проем заднего стекла автомобиля.
- После того, как настройки посадки водителя закончены, можно приступить к запуску двигателя. Запуск ДВС автомобиля с автоматической коробкой передач на многих моделях невозможен без нажатия на педаль тормоза в любом положении селектора выбора режимов АКПП, кроме P и N.
Ключ имеет четыре положения в замке зажигания:
- Стандартное (базовое положение).
- Снятие противоугонной блокировки (разблокировка колонки рулевого управления).
- Включение зажигания (контроль приборной панели). Активирована электронная система автомобиля.
- Запуск двигателя.
Для того чтобы завести автомобиль с АКПП:
- Вставляем ключ в замок зажигания и выжимаем педаль тормоза, при этом рычаг переключения передач должен находиться в положении паркинг «Р» или положении нейтраль «N».
- Не отпуская педаль тормоза, поворачиваем ключ в замке зажигания в положение «Запуск двигателя».
- Переводя рычаг селектора управления передачами в положение драйв «D» или «R», отпускаем педаль тормоза, опускаем стояночный тормоз, после чего автомобиль начинает движение.
Важно помнить, что машина с АКПП управляется только одной правой ногой, которая нажимает или на газ, или на тормоз. Запрещено нажимать на тормоз левой ногой, а для газа использовать правую.
- Перед началом движения автомобиля нужно убедиться при помощи зеркал заднего вида в отсутствии попутного транспорта, включить поворот, перенести правую ногу с педали тормоза на педаль газа и начинать движение плавно.
После выезда на проезжую часть все действия водителя должны подчиняться требованиям правил дорожного движения. Водитель транспортного средства обязан соблюдать скоростной режим движения на данном участке дороги, придерживаться крайней правой полосы в зависимости от дорожной обстановки и разметки.
При движении в потоке двигаться с той же скоростью, что и другие участники движения, соблюдая интервал и дистанцию от других автомобилей. В автомобилях, оборудованных АКПП, нет необходимости переключать передачи в зависимости от скоростного режима транспортного средства, что значительно облегчает управление автомобилем и позволяет водителю сконцентрироваться на дорожной обстановке.
- Движение в гору и спуск. Перед подъемом водитель обязан оценить крутизну, протяженность и качество дорожного покрытия, проложенного на подъеме. Если дорожное покрытие хорошего качества и погодные условия позволяют преодолеть подъем, не сбрасывая скорости, в этом случае водитель транспортного средства за несколько десятков метров до точки начала подъема, убедившись в безопасности своего маневра, должен вжать педаль акселератора с целью придания автомобилю максимального ускорения.
Этот маневр выполняется для того, чтобы повысить инерцию движущегося транспортного средства для облегчения его въезда на подъем без потери круизной скорости автомобиля.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как устроена автоматическая коробка передач. Из этой статьи вы узнаете об особенностях конструкции и принципах работы «классической» гидромеханической АКПП.
Если же дорожное покрытие недостаточного качества, либо погодные условия не позволяют безопасно совершить въезд на подъем «накатом», водитель транспортного средства обязан занять крайне правое положение на проезжей части. Далее на небольшой скорости следует преодолеть подъем. Если крутизна подъема слишком велика, стоит ограничиться понижающими передачами на АКПП (D3, 2, L).
При спуске водитель, наоборот, должен убрать ногу с педали акселератора и совершать спуск накатом. При этом педалью тормоза нужно регулировать скоростной режим автомобиля, придерживаясь, как и во всех случаях, крайне правой стороны проезжей части.
- Движение задним ходом. Перед началом движения задним ходом, водитель транспортного средства в первую очередь должен убедиться в достаточном пространстве на проезжей части за автомобилем для совершения маневра.
После этого, по зеркалам заднего вида и посредствам поворота головы водитель транспортного средства должен убедиться в отсутствии транспорта или иных преград по ходу движения своего авто.
Убедившись в отсутствии преград, водитель переводит селектор АКПП в положение «R», убирает ногу с педали тормоза и, аккуратно дозируя тягу педалью акселератора, выполняет маневр. Если движение интенсивное, то для обеспечения большей безопасности при маневре, водитель транспортного средства может дополнительно включить аварийные огни.
- Положение нейтраль «N». Это положение селектора АКПП используется крайне редко, зачастую в «сервисных» целях: закатить автомобиль на эвакуатор или на подъемник, в рамках проведения ТО, при буксировке и т.д.
В некоторых случаях «нейтраль» включается при необходимости переместить автомобиль на несколько метров при заглушенном двигателе. При движении в потоке не рекомендуется переводить селектор АКПП в положение N, так как это «отсоединяет» двигатель от АКПП, что приводит к полной потере тяги на ведущих колесах и может стать причиной аварийных ситуаций.
Что в итоге
Как видно, вождение автомобиля автомат, особенно для начинающих, намного проще сравнительно с вождением машины на механике МКПП. Автомобиль с АКПП идеален для движения в городском потоке, поскольку водитель во время вождения машины с автоматом не отвлекается на переключение передач.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как управлять автомобилем с коробкой автомат. Из этой статьи вы узнаете об особенностях управления автомобилем с АКПП, а также о некоторых тонкостях и нюансах техники вождения машины с автоматом.
Еще отметим, что сравнительно недавно на территории РФ появилась возможность получить водительские права, в которых отдельно отмечено право управлять транспортными средствами исключительно с АКПП, то есть ездить на машине с МКПП с таким удостоверением водителя нельзя.
Напоследок добавим, что езда на автомате для начинающих имеет свои правила, которые необходимо соблюдать. Следование таким правилам и рекомендациям позволяет, с одной стороны, уберечь саму коробку-автомат от преждевременных поломок, а с другой избежать аварийных ситуаций на дороге.
Управление автомобилем с АКПП: как пользоваться коробкой — автомат, режимы работы автоматической коробки, правила использования данной трансмиссии, советы.
Права на «автомат»: особенности и отличия. Езда на АКПП и МКПП, получение водительского удостоверения с правом управления ТС с автоматической коробкой.
Как работает коробка-автомат: классическая гидромеханическая АКПП, составные элементы, управление, механическая часть. Плюсы, минусы данного типа КПП.
Автоматическая коробка передач (АКПП, АКП) «классического» типа с гидротрансформатором: устройство и принцип работы. Плюсы и минусы гидромеханической АКПП.
Соленоид АКПП: устройство соленоидов, принцип работы. Частые неисправности и поломки клапанов-соленоидов, диагностика, ремонт и замена.
Гидротрансформатор АКПП (конвертер крутящего момента, ГДТ). Назначение, устройство гидротрансформатора, принцип работы и особенности.
Источник https://media.halvacard.ru/auto/kak-pravilno-ezdit-na-avtomate/
Источник https://fastmb.ru/soveti_auto/2665-kak-pravilno-polzovatsya-akpp.html
Источник http://krutimotor.ru/kak-ezdit-na-mashine-s-akpp-dlya-nachinayushhih/