Вал КПП ГАЗ: основа трансмиссии автомобилей из Нижнего Новгорода

Содержание

ГАЗ-53 — коробка передач: характеристики, устройство, обслуживание и ремонт. Запчасти ГАЗ-53

Грузовой автомобиль ГАЗ-53 – легендарный советский «труженик». Серийно машина выпускалась с 61-го по 93-й год. Однако, несмотря на прекращение производства в начале 90-х, эта машина еще встречается в автопарках большинства предприятий. Также данный автомобиль есть и у частных владельцев. Благодаря тому, что грузовик собирали качественно, а для сборки использовали такие же качественные и долговечные запчасти, ГАЗ-53 смог дожить до наших дней. Единственное, что порой вызывает вопросы по 53-му ГАЗону – коробка передач. Рассмотрим, как устроен этот узел, типичные неисправности и способы ремонта.

История

На грузовиках, собранных в числе первых и обозначенных индексами «Ф», были установлены шестицилиндровые силовые агрегаты, а также задний мост от модели ГАЗ-51. Трансмиссия также была взята от этого авто, но прежде они были модернизированы. Нужно сказать, что при необходимости можно менять КПП ГАЗ-53 на ГАЗ-51. Но не всегда в такой замене есть смысл. Трансмиссия, которая устанавливалась на ГАЗ-51, отличалась другими передаточными числами и была создана для работы с двигателями меньшей мощности.

газ 53 коробка передач

Сборку моделей ГАЗ-53Ф закончили, а вместо них начали производить ГАЗ-53А. Данная модель оснащалась двигателем V8, поэтому для работы с этим агрегатом инженерам пришлось дорабатывать трансмиссию и разрабатывать новую конструкцию задних ведущих мостов. Старые агрегаты на испытаниях показали слабые результаты и не смогли справиться с нагрузками.

В ранних партиях ГАЗ-53 коробка передач была оснащена синхронизаторами, которые должны были сделать переключение более плавным. В более поздних версиях от этого было решено отказаться – инженеры стали считать их архаизмом.

Устройство КПП ГАЗ-53

На грузовик устанавливалась механическая четырехступенчатая трансмиссия (единственная для ГАЗ-53). Коробка передач оснащалась пятью скоростями – четыре передних, одна задняя. Внутри находится три вала.

Состоит агрегат из чугунного корпуса, крышки, оснащенной вилками для переключения, валов, шестеренок. Также в устройстве имеются блок шестеренок для заднего хода и подшипники. В конструкции имеется муфта для подключения четвертой и третьей передачи.

Принцип работы

Коробка переключения передач ГАЗ-53 функционирует по следующей схеме. Передняя часть первичного вала зафиксирована в подшипнике коленвала. Первичный вал соединен со вторичным задней частью через игольчатый подшипник.

запчасти газ 53

Вращательный момент передается через промежуточный вал. Каждая передача имеет разные передаточное числа. Благодаря этому меняются скорость и тяга. Прямая передача на КПП ГАЗ-53 – четвертая, как и на большинстве автомобилей.

Как работает КПП?

Когда рычаг перемещают влево из нейтрали, он своей нижней частью передвигает вилку переключения и шток, который заставляет двигаться шестеренку первой передачи назад и приводит ее в зацепление с шестеренкой, отвечающей за первую передачу. Последняя установлена на промежуточном вале. При включенном сцеплении вращательный момент через шестеренки, находящиеся в зацеплении постоянно, транспортируется по направлению к промежуточному валу на вторичный.

Для включения третьей скорости селектор переводят из нейтрали вправо, а затем вперед. Под воздействием вилки муфта синхронизатора начнет двигаться назад, после чего этот механизм начнет воздействовать на синхронизатор. В этом случае вращательный момент идет от первичного вала КПП через шестеренки, которые сцеплены постоянно. Момент транспортируется через промежуточный ко вторичному валу коробки.

Чтобы включить четвертую скорость, селектор необходимо перевести из нейтрали вправо. Затем рычаг переводят назад. Муфта подвинется вперед, а блокирующее кольцо синхронизатора войдет в зацепление с первичным валом. Затем, после уравновешивания скоростей, передача включится.

Чтобы задействовать задний ход, необходимо преодолеть усилие предохранительной системы. Рычаг нужно перевести вправо.

Устройство синхронизатора и принцип работы

Как уже замечено выше, в первых образцах установлена базовая коробка передач ГАЗ-53. Устройство ее включает в себя синхронизаторы. Рассмотрим, как они работают и как устроены.

коробка переключения передач газ 53

При помощи синхронизатора включается третья и четвертая передача. Данный механизм представляет собой ступицу, которая закреплена на вторичном валу КПП. На внешней ее поверхности изготовлены шлицы, по которым двигается муфта. Последняя управляется вилкой. В пазах ступицы находятся блокирующие «сухари» и стопорные пружины. По бокам расположены блокирующие кольца из бронзы. В кольцах сделан внутренний конус, снаружи – зубчатый венец. На шестерне третьей передачи и на шестерне первичного вала сделаны специальные конусные поверхности. Блокирующие кольца при переключении находят на эти поверхности, а затем между ними возникает трение. За счет этого происходит выравнивание скоростей вращения валов и шестеренок. Передачи переключаются более плавно.

Техническая характеристика

Мы рассмотрели, как устроена коробка передач ГАЗ-53. Характеристики ее были достаточно неплохими. Рассмотрим возможности трансмиссии.

Узел оснащен трехходовым рычагом, а трансмиссия — скоростями для движения вперед и одной задней передачей. Вес агрегата составляет 56 килограмм. Масло в коробку передач ГАЗ-53 заливают в специальную емкость объемом 3 литра.

коробка передач газ 53 устройство

Рассмотрим передаточные числа этой трансмиссии. Для первой передачи – 6,55. Для второй – 3,09. Третья передача имеет передаточное число в 1,71. Четвертая скорость – прямая, и передаточное число – 1. Задняя скорость имеет параметр в 7,77.

Признаки выхода трансмиссии из строя

На ГАЗ-53 коробка передач нечасто, но выходит из строя. Определить неисправности можно по некоторым признакам. Поломки сопровождаются шумами и посторонними звуками при работе агрегата.

О неисправностях скажет шум около места, где установлен узел. Иногда передачу невозможно включить. А если и получается, что требуется серьезное усилие — это также признак поломки. Если не работает и не включается одна любая передача, вылет скорости, стоит осмотреть трансмиссию более подробно. Также о поломке сообщает шум в процессе движения. Часто на ГАЗ-53 коробка передач не позволяла перевести рычаг в нейтраль. Из-за этого невозможно было выключить передачу.

О причинах неисправностей

Зачастую самая главная причина всех поломок в этой коробке от недостаточного количества трансмиссионного масла или вовсе его отсутствия в механизме КПП. Также нередко причинами возникновения неисправности становится неправильное использование механизма. Нередко поломки связаны с естественным износом шестерен. Реже — с заводским браком (поскольку в СССР делали «на века»). Если грузовик эксплуатируется в экстремальных условиях в течение долгого времени, то это также приводит к выходу узла из строя.

Посторонние звуки при работе узла

Коробка передач может издавать различные звуки в зависимости от того, в каком режиме она работает. Если посторонний звук слышен только тогда, когда сцепление полностью выжато, то причина в подшипнике. Он находится на первичном валу трансмиссии. Если включить передачу и двигаться, то скрежет говорит о сломанных или износившихся зубьях на шестеренках передач.

Читать статью  Ремонт сцепления в РКПП PowerShift Ford Focus 3

разборка коробки передач газ 53

Посторонние звуки при включенной четвертой передаче говорят об износе первичного вала, а также подшипников на этом валу и на вторичном. Если в узле нет масла, то трансмиссия будет шуметь вне зависимости от рабочих режимов.

Выявить точную причину звуков поможет разборка коробки передач ГАЗ-53 с последующей дефектовкой и заменой деталей. Однако иногда трудно при осмотре определить поломку. Максимум внимания уделяется элементу, находящемуся рядом с шумной передачей. Часто коробка воет. Особенно ярко это проявляется при движении на пониженных скоростях. Для 53-го ГАЗона данный звук вполне нормальный.

Плохо включаются передачи

Зачастую, если плохо включаются передачи, виной всему не механизм КПП, а сцепление. Первым делом диагностируют именно детали сцепления, а также убеждаются в том, что педаль нормально выжимается.

Если не включается третья и четвертая передача, то часто причиной является неисправность синхронизаторов или муфты на этих передачах. Скорости будут плохо включаться, если отсутствует масло.

масло в коробку передач газ 53

Выход из строя или износ механизма выбора передач будет препятствовать нормальной работе трансмиссии. Зачастую причиной является износ штоков. Также стоит проверить пружины. Ремонт подразумевает разборку и замену изношенных или поврежденных запчастей – запчасти ГАЗ-53, несмотря на возраст, все еще можно приобрести.

Передачи вылетают

Это может случаться по ряду причин. Первая – одна из банальных. Если происходит сильный износ вилки включения КПП, то передачи не будут включаться полностью – тогда они и вылетают. Вторая причина – значительный износ посадочных мест для шестеренки на вторичном валу. Нередко сильно изнашивается и сама шестеренка. Это и является причиной неисправности. Чтобы восстановить работу коробки, достаточно будет заменить вышедшие из строя элементы.

Ремонт коробки передач

На самом деле отремонтировать коробку несложно, но профессионал сделает это быстрее. Возможен и самостоятельный ремонт, если есть запчасти. ГАЗ-53 – весьма ремонтопригодный автомобиль. Найти запчасти для него сейчас не проблема, а купить их можно на рынках по приемлемой стоимости.

коробка передач газ 53 характеристики

Нередко ремонт агрегата может быть дорогим. В этом случае можно сэкономить, заменив коробку на подержанную. Современный автомобильный рынок предлагает массу вариантов. Рекомендуется только заранее договориться о возможности возврата в случае неисправности.

Заводом выпущено много трансмиссий для этих автомобилей. Поэтому найти агрегат б/у не составит никакого труда. Цены на узлы доступные. Также можно установить трансмиссию от грузовика ГАЗ-63. Она полностью идентична и взаимозаменяема.

Вал КПП ГАЗ: основа трансмиссии автомобилей из Нижнего Новгорода

Вал КПП ГАЗ: основа трансмиссии автомобилей из Нижнего Новгорода

Вал КПП ГАЗ: основа трансмиссии автомобилей из Нижнего Новгорода

Во всех старых и новых автомобилях ГАЗ (в «ГАЗонах», «Волгах», «ГАЗелях») используются коробки передач с ручным управлением классической трехвальной конструкции. О трансмиссии автомобилей ГАЗ, их коробках передач и используемых в них валах, а также о некоторых неисправностях КПП читайте в данной статье.

Схемы трансмиссии автомобилей ГАЗ

Трансмиссия всех автомобилей Горьковского автозавода выполнена по традиционным схемам, которых сегодня используется две:

• Автомобили с колесной формулой 4х2 и задним приводом — ГАЗ-53, ГАЗ-3307, «ГАЗель», «ГАЗон Next», легковые автомобили «Волга»;
• Автомобили с колесной формулой 4х4 — ГАЗ-66, семейство ГАЗ-3308 и другие.

Также ГАЗ ограниченными партиями выпускает автомобили специального назначения на колесном и полугусеничном ходу, эти автомобили имеют различные колесные формулы, однако их трансмиссия построена на тех же принципах, что и соответствующие системы массовых серийных моделей.

Устройство трансмиссии всех заднеприводных автомобилей ГАЗ следующее. Крутящий момент с коленчатого вала двигателя посредством механизма сцепления поступает на МКПП (4-х или 5-ступенчатую), где он изменяется по величине. С КПП момент посредством обычного карданного вала направляется на главную передачу ведущего моста, где еще раз изменяется, а затем на дифференциал, где разделяется на два потока. Оба потока с помощью привода (роль которого играют полуоси) поступают на правое и левое колеса.

Полноприводные грузовики ГАЗ имеют более сложную трансмиссию. Здесь появляется еще одна коробка передач (механическая, 2-ступенчатая), называемая раздаточной. «Раздатка» разделяет мощность на два независимых и противоположно направленных потока, поступающих (посредством обычных карданных валов) на передний и задний ведущие мосты.

На серийных моделях грузовых и легковых автомобилей ОАО «ГАЗ» до самого недавнего времени устанавливались исключительно механические 4-ступенчатые КПП. Однако сегодня на автомобили «ГАЗель», «Соболь», «Валдай», актуальные модели «Волга» (с 1994 года), ГАЗ-3308/33086, «ГАЗон Next» и другие устанавливаются механические 5-ступенчатые МКПП.

В качестве эксперимента на некоторые ранние модели автомобилей «Волга», а также на все представительские ГАЗ-13 «Чайка» устанавливалась автоматическая 3-ступенчатая КП, которая, однако, широкого применения не нашла. Более современной АКПП оснащался легковой автомобиль Volga Siber, который выпускался с 2008 по 2010 годы. Но к сегодняшнему дню «автоматы» так и не получили массового распространения.

Во многих моделях грузовых автомобилей ГАЗ возможна установка коробки отбора мощности (КОМ), с помощью которой производится отбор крутящего момента для привода разнообразных механизмов. Главным образом, КОМ используется для привода насоса гидравлической системы. Специально для установки КОМ в картере КПП предусмотрен лючок с установленной на болтах крышкой.

Здесь мы рассмотрим устройство и особенности работы только наиболее распространенных 4-х и 5-ступенчатых МКПП актуальных и снятых с производства автомобилей ГАЗ.

Устройство коробок передач автомобилей ГАЗ

Можно выделить три основных типа коробок передач, имеющих принципиально одинаковое устройство:

• 4-ступенчатые КПП легковых автомобилей «Волга» до 1994 года выпуска;
• 4-ступенчатые КПП грузовых автомобилей ГАЗ-53, ГАЗ-3307, ГАЗ-66;
• 5-ступенчатые КПП легковых автомобилей «Волга» после 1994 года и «ГАЗель»;
• 5-ступенчатые КПП грузовиков ГАЗ-3308, ГАЗ-33086 и других актуальных моделей.

Основу КПП составляет цельнолитой картер. В его верхней части расположены ведущий и ведомый валы (также они называются первичным и вторичным). Ниже располагается промежуточный вал, играющий роль посредника между первыми двумя. В верхней крышке КПП предусмотрен специальный механизм выбора передач, в его состав входит рычаг, три горизонтальных штока (а также фиксаторы), на каждом из которых установлена вилка, с помощью которой производится передвижение муфт или шестерен.

Валы несут на себе косозубые и прямозубые шестерни, которые в том или ином порядке входят в зацепление друг с другом, что и обеспечивает изменение величины крутящего момента. Более подробно об устройстве валов в «ГАЗовских» КПП рассказано чуть ниже.

Включение и выключение скоростей может производиться разными способами:

• Фиксацией (заклиниванием) неподвижных шестерен ведомого вала посредством подвижной муфты (которая обычно объединена в единую конструкцию с синхронизатором);
• Зацеплением венцов подвижной шестерни на вторичном валу и неподвижной шестерни на промежуточном валу.

В КПП обязательно присутствует отдельный вал малой длины с одной или двумя шестернями, который служит для включения задней скорости. Шестерня (или шестерни) этого вала включаются между шестернями 1-й (в 4-ступенчатых КПП) или 5-й (в 5-ступенчатых передач) скорости промежуточного и ведомого вала. Введение дополнительной шестерни изменяет направление вращения выходного вала на противоположное, что изменяет и направление движения авто.

Теперь рассмотрим конструктивные отличия разных типов КПП автомобилей Горьковского автозавода.

Четырехступенчатые КПП легковых автомобилей ОАО «ГАЗ». Используемые на «Волгах» (ГАЗ-24 и более поздних) коробки оснащаются ведущими (вторичными) валами с неподвижными шестернями. Включение и выключение передач (заклинивание шестерен на валу) осуществляется посредством двух инерционных муфт синхронизаторов. Рычаг, с помощью которого осуществляются манипуляции по переключению передач, монтируется сверху, со стороны задней стенки картера коробки, на специальном удлинении — это сделано для более удобного расположения КПП и возможности вывода рычага в салон.

Читать статью  Как устроена коробка «автомат» и как правильно с ней обращаться

Четырехступенчатые КПП грузовиков ГАЗ-53, ГАЗ-66, ГАЗ-3307. Переключение передач производится с помощью одной муфты (3-я и 4-я передачи) и подвижной шестерни (1-я и 2-я передачи). Рычаг переключения передач расположен непосредственно в верхней части картера КПП. Такая конструкция обеспечивает компактность коробки, что облегчает компоновку трансмиссии и ее обслуживание.

Пятиступенчатые КПП актуальных моделей ГАЗ. В данных коробках все шестерни ведомого вала неподвижны, а включение скоростей производится с помощью трех подвижных муфт синхронизаторов (одна муфта служит для включений 1-й и 2-й передач, вторая — для включения 3-й и 4-й передач, и третья — для включения 5-й и задней скоростей). Рычаг монтируется непосредственно на верхней части картера, со стороны ведомого вала.

Более подробно нужно рассказать о конструкции и особенностях используемых в коробках передач ГАЗ валах.

Назначение и устройство валов КПП

Каждый из трех валов имеет свое место в КПП и решает свои задачи, чем обусловлено их конструкция и расположение.

Ведущий (он же первичный) вал. Данная деталь принимает поток мощности от сцепления, и передает его на промежуточный вал (либо напрямую на ведомый вал в случае выбора прямой передачи, роль которой в «ГАЗовских» коробках выполняет четвертая скорость). Ведущий вал на всех КПП ОАО «ГАЗ» имеет малую длину, на его внутреннем конце расположена косозубая шестерня, зубчатый венец которой входит в постоянное зацепление с венцом шестерни промежуточного вала. Внешний конец вала имеет шлицевое соединение со ступицей ведомого диска сцепления.

Ведущий вал имеет две опоры, одну — в коробке, другую — за ее пределами. Роль первой опоры играет подшипник, который установлен непосредственно в картере КПП (в его передней стенке), а вторая опора — подшипник, которые монтируется в специальной выточке на торце коленчатого вала. Такой способ установки просто и изящно решает задачу обеспечения соосности коленчатого вала двигателя, сцепления и коробки передач, исключая перекосы и упрощая конструкцию агрегатов трансмиссии.

Ведомый (он же вторичный) вал. Наиболее сложный узел в КПП, что обусловлено выполняемыми им функциями:

• Данный вал является одним из ключевых узлов механизма включения передач — он служит основой для установки подвижных муфт синхронизаторов или шестерен (в КПП ГАЗ-53, 66 и других), обеспечивающих включение передач;
• С данного вала снимается поток мощности, который поступает на ведущий мост автомобиля.

Ведомый вал — это сложная составная конструкция, ее основой выступает стальной вал, на который устанавливаются шестерни (на подшипниках) и муфты синхронизаторов (на шлицах, в КПП ГАЗ-53 и ГАЗ-66 на шлицах устанавливается также одна подвижная шестерня). На заднем конце вала, выступающем из КПП, выполнены шлицы, на которых монтируется фланец для соединения с карданным валом.

Вал также имеет две опоры, обе находятся внутри коробки. Роль первой играет выточка, выполненная в заднем торце ведущего вала, внутри которой установлен подшипник. Роль второй берет на себя подшипник, вмонтированный в картер (его заднюю стенку). Это обеспечивает соосность и центрирование ведущего и ведомого валов.

Промежуточный вал. Данный вал конструктивно представляет собой неразборный блок шестерен различного диаметра и типа. Он устанавливается непосредственно под ведущим и ведомым, его опорами служат подшипники, зафиксированные в передней и задней стенках картера КПП.

В 4-ступенчатых КПП грузовиков ГАЗ-53 (и его «потомка» ГАЗ-3307) и ГАЗ-66 венцы только трех шестерен, смонтированных на промежуточном валу, постоянно соединены (зацеплены) с венцами шестерен на остальных двух валах — это передняя шестерня, а также шестерни второй и третьей скоростей. Венцы шестерен первой передачи и заднего хода соединяется с венцами соответствующих шестерен на ведомом валу только при включении передачи.

В 4-ступенчатых КПП автомобилей «Волга» венцы всех шестерен промежуточного и ведомого валов находятся в постоянном зацеплении, поэтому они вращаются независимо от включенной передачи. Такая же ситуация наблюдается и в современных 5-ступенчатых КПП всех автомобилей ОАО «ГАЗ».

Отметим, что валы многих коробок передач, используемых (и применяемых ранее) на различных моделях автомобилей ГАЗ взаимозаменяемы, так как номенклатура КПП и валов не слишком широка. В частности, идентичные коробки и валы используются в старых ГАЗ-53 и их преемниках ГАЗ-3307, а также в «Шишиге» ГАЗ-66. Взаимозаменяемы коробки и валы грузовиков ГАЗ-3308, ГАЗ-33086, «ГАЗон Next» и других моделей.

Высокую степень унификации имеют пятиступенчатые коробки передач автомобилей «Волга» и «ГАЗель». Во многих моделях КПП этих машин используются одинаковые валы, шестерни и другие детали, поэтому с покупкой запасных частей и ремонтом этих коробок проблем не возникает.

Неисправности «ГАЗовских» валов КПП

Валы — одни из самых надежных компонентов МКПП, так как это стальные прочные детали, в которых особо и нечему ломаться. Обычно приходится сталкиваться с проблемами со стороны деталей, контактирующих с валами, главным образом — с износом и разрушением венцов установленных на них косозубых и прямозубых шестерен, и с износом и поломками разнообразных подшипников.

Однако необходимо понимать, что первичный и промежуточный валы — это не просто цилиндры с надетыми шестернями, которые можно снять. Шестерни этих валов — несъемные, зачастую выточены с ними заодно из одной болванки (либо изготовлены отдельно, но зафиксированы так, что снять их можно только с помощью специального приспособления). А это значит, что разрушение зубчатых венцов шестерен или их чрезмерный износ равноценен поломке всего вала. На ведомом валу выточены шлицы, которые, как и шестерни, подвержены износу и поломкам. Так что валы КПП подвержены износу и периодически нуждаются в замене.

Проявляются такие неисправности повышенной шумностью работы КПП, резкими стуками и скрежетом при манипуляции рычагом, а также чрезмерным нагревом масла и всей коробки. При возникновении таких «симптомах» коробку необходимо снять, полностью разобрать, и произвести замену неисправных деталей. Для успешного проведения ремонта кроме запчастей нужно использовать и ремкомплекты, которые значительно упрощают и ускоряют работы.

Другие статьи

В автомобилях, тракторах, автобусах и иной технике электрические генераторы монтируются к двигателю посредством кронштейна и натяжной планки, обеспечивающей регулировку натяжения ремня. О планках генератора, их существующих типах и конструкции, а также выборе и замене этих деталей — читайте в статье.

Даже простая пневматическая система содержит несколько соединительных деталей — фитингов, или переходников для компрессора. О том, что такое переходник для компрессора, каких типов он бывает, зачем необходим и как устроен, а также о верном подборе фитингов для той или иной системы — читайте в статье.

Ходовая часть многих японских автомобилей Nissan оснащается стабилизатором поперечной устойчивости раздельного типа, соединенным с деталями подвески двумя отдельными стойками (тягами). Все о стойках стабилизатора Nissan, их типах и конструкции, а также о подборе и ремонте — читайте в данной статье.

Для привода агрегатов двигателя и в трансмиссиях различного оборудования широко применяются передачи на основе резиновых клиновых ремней. Все о приводных клиновых ремнях, их существующих типах, особенностях конструкции и характеристиках, а также о правильном выборе и замене ремней — читайте в статье.

Читать статью  Эксплуатация и обслуживание механической коробки передач

Коробка передач для автомобиля ГАЗ-3307

Четырехступенчатая коробка передач (КПП) грузового автомобиля ГАЗ-3307 практически ничем не отличается от коробки ГАЗ 53 12 последних годов выпуска. Поэтому при покупке запчастей на многих каталожных номерах можно увидеть маркировку «53» или «52». КПП от полноприводного ГАЗ 66 во многом схожа с КПП ГАЗ-3307 и коробкой передач ГАЗ-53.

газ 3307

Модификация автомобиля ГАЗ 3307 с будкой

Но в ней нет шестерни для привода спидометра, потому что она установлена в раздаточной коробке.
КПП или коробка переключения передач используется в автомобилях для передачи крутящего момента двигателя на колеса.
КПП 3307 имеет довольно простое устройство, в схеме легко разобраться даже не очень сведущему в автомобильном ремонте человеку. А вот определить причину неисправности и заменить необходимые детали будет несколько сложнее.

Механическая коробка передач

Механическая КПП (а именно такая устанавливается на новые модели ГАЗ-3307 и КПП ГАЗ-3309) представляет из себя совокупность валов и шестерней, различные комбинации которых позволяют изменять передаточное число между двигателем и колесами. Переключение передач осуществляется при помощи сцепления.

коробка 3307

Используемая в ГАЗ 3307 коробка позволяет автомобилю осуществлять движение вперед на одной из четырех передач, а так же назад.

Устройство КПП ГАЗ-3307

В корпусе располагается два вала — первичный, соединенный с маховиком двигателя через сцепление, и вторичный, осуществляющий вращение колес.

Объединение косозубой шестерни с первичным валом характерно для грузовых автомобилей, подобные конструкции использовались и в других КПП автомобилей ГАЗ, а так же в автомобилях, выпускаемых другими отечественными заводами.

Включение заднего хода осуществляется при помощи набора шестерней, задействование которых приводит к обратному вращению вторичного вала.

КПП ГАЗ 3307

Так выглядит коробка передач для ГАЗ 3307

Включение первой и второй передачи происходит напрямую при помощи рычага переключения, включение третьей передачи и четвертой осуществляется при помощи муфты — это связано с тем, что третья и четвертая передача работают при помощи одной шестерни.

Четырехступенчатая коробка передач 3307 состоит из следующих частей:

  • Корпус, он отлит из чугуна;
  • Крышка с механизмом переключения передач (вилки, штоки, фиксаторы и пружинки фиксаторов);
  • Рычаг КПП;
  • Вал первичный;
  • Вал вторичный;
  • Вал промежуточный (блок шестерен);
  • Шестерни первой, второй, третьей передачи, а также блок шестерен заднего хода;
  • Подшипники (игольчатые и шариковые);
  • Муфта 3–4 передачи;
  • Сальники и прокладки.

В корпусе предусмотрены пробки для заливки и слива масла. Сливное отверстие находится внизу корпуса, заливное расположено сбоку корпуса.

коробка передач

Схема устройства коробки передач

Масло заливается в КПП до тех пор, пока оно не потечет из бокового контрольного отверстия при наполнении коробки маслом.

В целом КПП получилась весьма надежной и простой в использовании. Достаточно тривиальная процедура снятия КПП, ее разборки, сборки и установки была по достоинству оценена механиками. Обслуживание КПП и замену масла можно производить при помощи специального отверстия для заливки и магнитного лючка для слива отработанного масла.

Принцип работы КПП 3307

КПП 3307 трехходовая, то есть рычаг переключения ходит в трех положениях. При перемещении рычага влево включаются 1 и 2 передачи, по центру 3 и 4 передачи, при смещении рычага вправо и назад включается задний ход.

коробка передач ГАЗ 3307

Принцип работы КПП

В механизме переключения предусмотрено устройство, исключающее возможность включения двух скоростей одновременно.

Включение передачи происходит по следующему принципу:

  • Рычаг при перемещении двигает шток с вилкой;
  • Вилка переключения передач передвигает шестерню соответствующей скорости (на 3 и 4 передаче перемещение передается через муфту);
  • Первичный и вторичный вал имеют прямую связь на 4 передаче или соединяются между собой на других передачах с помощью промежуточного вала. Таким образом, с двигателя крутящий момент передается на вторичный вал;
  • От вторичного вала движение через карданный вал поступает на задний мост, приводя автомобиль в движение.

Неисправности КПП ГАЗ 3307

Коробка передач 3307, как и все другие КПП, тоже периодически нуждается в ремонте. Она достаточно надежна и вынослива, но часто работает на больших нагрузках.

Характерные неисправности КПП:

  • Не включается одна из скоростей или включается с хрустом и большим трудом;
  • Плохо включаются все передачи;
  • При нагрузке «вылетает» скорость (или несколько скоростей);
  • Передача заклинила и не выходит в нейтральное положение;
  • Слышен повышенный шум (или вой) при движении на всех скоростях (или на некоторых);
  • На холостых оборотах слышен шум, при нажатии на педаль сцепления посторонний звук пропадает;
  • Из коробки течет масло;
  • При движении слышен треск на какой-то одной из скоростей.

снятие коробки передач

Отремонтировать КПП 3307 несложно – она легко снимается и разбирается, цены на запасные части относительно низкие. Важно еще то, что дефицита с деталями нет, и приобрести их можно в любом специализированном автомобильном магазине.

Типичными поломками КПП 3307 являются:

  • Износ зубьев шестерен или скол зубьев;
  • Сколы зубьев блока шестерен;
  • Срабатывание рабочей поверхности вилок переключения;
  • Износ первичного вала, а также его подшипника;
  • Выход из строя сальников.

ремонт коробки передач

Чаще всего коробку приходится ремонтировать в случаях, если автомобиль постоянно перегружают. К неисправностям приводит и неправильная эксплуатация. На КПП 3307 отсутствуют синхронизаторы, и при переключении скорости необходимо делать двойной выжим сцепления. Пренебрежение этим правилом приводит к хрусту при включении передач, соответственно, и к преждевременному износу шестерен.

Снятие и установка коробки 3307

Демонтаж и монтаж КПП сделать несложно. Нужно только учитывать вес агрегата (56 кг), поэтому для снятия и установки нужно 2 или 3 человека. Проще всего работы производить на яме. Демонтаж выполняем в следующем порядке:

  • Разбираем пол в салоне около рычага КПП;
  • Снимаем рычаг передач;
  • Откручиваем карданный вал;
  • Отсоединяем от коробки тягу ручного тормоза;
  • Снимаем вилку сцепления;
  • Откручиваем трос спидометра;
  • Отворачиваем четыре гайки крепления коробки к картеру маховика двигателя;
  • Демонтируем коробку.

Устанавливают КПП в обратном порядке. Если агрегат подлежит ремонту, то масло удобнее слить сразу, пока коробка еще стоит на автомобиле.

Разборка и сборка КПП

Для того, чтобы провести дефектовку с последующим ремонтом, коробку передач необходимо разобрать.

разобранная коробка передач

Так выглядит разобранная КПП на ГАЗ 3307

Какие бы предположения не были о возможных дефектах, точно определить детали, подлежащие замене, можно только при тщательном визуальном осмотре.

После снятия коробки и слива масла можно приступать к ее разборке. Разборку следует начинать с демонтажа крышки с механизмом переключения передач. Для этого устанавливаем рычаг КПП в нейтральное положение и отворачиваем шесть болтов крепления крышки.

разборка коробки передач

Затем откручиваем четыре болта фланца первичного вала и снимаем его. Следующим шагом следует вынуть первичный вал. Первичный вал вынимается в положении, когда проточка на прямозубой шестерне находится внизу корпуса. Если вал сидит плотно в посадочном месте, то для его демонтажа будет необходим специальный съемник.

В задней части коробки снимаем муфту ручного тормоза барабанного типа. Чтобы демонтировать вторичный вал, необходимо открутить гайку фланца крепления карданного вала и снять сам фланец. Затем откручиваем болты крепления крышки заднего подшипника, снимаем крышку и извлекаем вторичный вал в сборе. Для демонтажа вал подается внутрь корпуса с поворотом наверх.

Источник https://fb.ru/article/315134/gaz—-korobka-peredach-harakteristiki-ustroystvo-obslujivanie-i-remont-zapchasti-gaz-

Источник https://www.autoopt.ru/articles/products/5834602

Источник https://avtomobilgaz.ru/gruzovye/gaz3307/remont-korobki-peredach.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: