Система ABS: что это такое и как работает?

Система ABS: что это такое и как работает?

ABS расшифровывается как anti-lock braking system, а в русской транскрипции АБС означает антиблокировочная система. ABS (АБС) — это система предотвращающая блокировку колес автомобиля при торможении. Принцип ее работы заключается в следующем эффекте. Если во время интенсивного торможения машины одно или несколько его колес блокируются и начинают скользить по поверхности дороги, то АБС автоматически ослабляет давление тормозной жидкости в соответствующей магистрали, и колесо вновь начнет вращаться. При этом, если педаль тормоза нажата водителем постоянно, то этот процесс блокировки-разблокировки колеса в скольжении продолжается непрерывно до конца торможения и, как правило, осуществляться несколько раз в секунду. Подобная работа тормозной системы с АБС позволяет автомобилю оставаться управляемым даже во время интенсивного и экстренного торможения.

Зачем нужна ABS?

Как мы уже упомянули выше — главная задача ABS — сохранить управляемость транспортного средства во время движения. Впрочем, у него есть еще несколько важных свойств:

  • Сохранять автомобиль управляемым во время интенсивного и экстренного торможения.
  • Обеспечение равномерного и прямолинейного торможения на поверхностях с неоднородным покрытием и разным коэффициентом сцепления.
  • Сокращение тормозного пути на ровных и твердых поверхностях c равномерным покрытием и достаточно высоким коэффициентом сцепления.

Главная задача ABS — сохранять автомобиль управляемым во время интенсивного и экстренного торможения.</p> <p>»/></p> <p>Главная задача ABS — сохранять автомобиль управляемым во время интенсивного и экстренного торможения. (Фото: liputan6.com)</p> <h2><span class=Как устроена ABS

Конструкция системы АБС интегрирована в штатную тормозную систему всех современных автомобилей и включает в себя следующе компоненты:

Датчики скорости работают по принципу магнитной индукции и прикреплены неподвижно к ступице каждого колеса, а в некоторых АБС, к редуктору задней оси. Они представляют собой магнитную катушку. В каждой ступице находится зубчатый венец. При вращении колес, в катушке создается ток, а его величина зависит от скорости вращения колес. Полученные датчиками данные передаются на электронный блок управления ABS.

  • ЭБУ (Электронный блок управления)

ЭБУ анализирует полученные с датчиков данные и рассчитывает момент блокировки колес, следит за давлением жидкости в тормозной системе и при необходимости отдает регулирующие команды модулятору с клапанами для перекрывания необходимого тормозного контура.

Модулятор с клапанами интегрирован в основную тормозную магистраль. Получив сигнал от ЭБУ, первый клапан модулятора кратковременными импульсами перекрывает доступ тормозной жидкости, регулируя тем самым давление тормозных механизмах.

Гидроаккумлятор позволяет регулировать давление в системе. Если давление приближается к максимально допустимому второй электромагнитный клапан сливает тормозную жидкость в гидроаккумулятор. При нехватке жидкости, она вновь поступает из гидроаккумулятора в тормозную магистраль.

Насос, как правило кулачкового типа, устанавливается на антиблокировочные системы не всегда и работает только в момент активации АБС, позволяя быстро восстановить давление во всей тормозной системе автомобиля.

Конспекты 16 декабря 2021 Что такое сход-развал и когда его делать. Памятка для водителей

Конспекты 6 декабря 2021 Замена масла в двигателе: когда и как часто, нюансы и прочее

Как работает ABS

Принципе действия антиблокировочной системы достаточно прост. Так как же она работает?

Как только водитель с большим усилием нажимает на педаль тормоза и продавливает ее, что называется, в пол, он сразу же почувствует характерный звук «трещотки» и пульсацию на педали. Это значит антблокировочная система сработала. После этого процессом торможения управляет не водитель, но и ЭБУ системы АБС. В этот момент датчики считывают скорость вращения колес и давление в тормозной магистрали. Компьютер рассчитывает необходимую скорость замедления вращения для данной ситуации и передает команду модулятору для перекрытия того или иного тормозного контура. При совпадении скорости замедления с проектной доступ жидкости к тормозному контуру возобновляется. Причем в современных системах ABS такая операция может производится для каждого контура до 18-20 раз в секунду. Тем самым система не допускает блокировки колес при экстренном и интенсивном торможении и позволяет автомобилю оставаться управляемым.

Система ABS не допускает блокировки колес при экстренном и интенсивном торможении и позволяет автомобилю оставаться управляемым.</p> <p>»/></p> <p>Система ABS не допускает блокировки колес при экстренном и интенсивном торможении и позволяет автомобилю оставаться управляемым. (Фото: Global Look Press)</p> <h2><span class=Виды ABS

Антиблокировочные системы бывают нескольких видов:

  • Четырехканальная — это система, в которой есть 4 датчика, которые контролируют индивидуально каждое колесо. Такая схема на сегодняшний день — самая эффективная.
  • Трехканальная — это система с тремя датчика, один из которых рабоет на задней оси, а два других передней паре управляемых колес.
  • Двухканальная система — это система, которая управляется отдельными датчиками на передней и задней осях.
  • Одноканальная — это система, в которой установлен лишь один датчик на заднем мосту, и он срабатывает при блокировке двух задних колес. Такая система ABS наиболее дешевая в исполнении, но и наименее эффективная.

Первые антиблокировочные системы были одноканальными и работали только на задней оси автомобиля. Причем механизмы срабатывали одновременно и одинаково влияли на оба колеса задней оси. Современные антиблокирочные системы поддерживают четыре канала, по одному на каждое колесо, каждый из которых может работать независимо.

Кроме того, со временем функционал антиблокировочной системы расширился и при помощи разных настроек электронного блока управления в нее также смогли интегрировать система распределения тормозных усилий EBD. Эта система работает на опережение и при экстренном торможении контролирует распределение тормозных усилий на механизмы еще до возникновения блокировки колес. Кроме того, позднее к работе в ABS и EBD добавили датчики положения рулевого колеса, дроссельной заслонки и поперечного ускорения, что позволило «зашить» в блок АБС противобуксовочную систему и систему стабилизации ESP. Последняя в зависимости от производителя автомобиля носит разные товарные названия и также может называться ASR, DSC, VDC и т.д.

Не работает ABS

Неисправности антиблокировочной системы во всех современных автомобилях сразу же отображаются водителю специальным индикатором на приборной панели. Загоревшаяся «лампочка ABS» может указывать на следующие неисправности:

  • Обрыв проводов
  • Датчики ABS загрязнены и отключились или вышли из строя
  • Поврежден зубчатый венец на ступице колеса
  • Перестал работать ЭБУ системы

Так что в любом случае загоревшийся индикатор — повод заглянуть в сервис. Особенно, если он загорелся во время движения автомобиля. В этом случае необоходимо быть предельно осторожным и внимательны, особенны при интенсивных замедлениях или резких торможениях.

Впрочем, до поездки в автосервис можно попробовать самостоятельно устранить неисправность или хотя бы разобраться в ее причине. При обнаружении нарушений в работе ABS следует провести визуальный осмотр всех элементов системы. Для начала следует проверить ЭБУ на наличие воды внутри устройства или повреждения корпуса. Блок ЭБУ расположен радом с распределителем тормозных усилий. Для обеспечения собственной безопасности важно отсоединить аккумулятор, чтобы обесточить машину.

Исправность предохранителей также можно проверить своими силами. Несколько электронных компонентов, относящихся к антиблокировочной системе, находятся на общей панели под капотом и отмечены нужными маркировками.

Если у вас есть домкрат или яма в собственном гараже, то провода, подключенные к датчикам на колесах, также можно осмотреть в области ступицы колес. Такая проверка также может позволить обнаружить отсоединившиеся провода или притертости и повреждения на них.

Визуальная проверка может позволить обнаружить отсоединившиеся провода или потертости и повреждения на них.</p> <p>»/></p> <h2><span class=Cистема ABS: принцип работы, плюсы и минусы

Рассмотрим устройство и принцип работы антиблокировочной системы тормозов. Так же наведены дополнительные механизмы, генерации, неисправности и нюансы работы. В конце статьи видео-обзор системы ABS. Рассмотрим устройство и принцип работы антиблокировочной системы тормозов. Так же наведены дополнительные механизмы, генерации, неисправности и нюансы работы. В конце статьи видео-обзор системы ABS.

Принцип работы системы ABS

Антиблокировочная система тормозов, или так же известная как ABS (Anti-lock braking system) на сегодня считается стандартной для современных автомобилей известных производителей. Основной предназначение системы предотвратить блокировку колёс транспортного средства в момент торможения. Таким образом, транспортное средство сохраняет курсовую устойчивость и управляемость. Стоит помнить, что в таком случае тормозной путь может быть больше, чем без использования ABS.

Когда появилась система ABS?

История появления ABS

Впервые о антиблокировочном механизме тормозов заговорили еще в далеком 1920-ом году, когда подобным механизмом стали оборудовать самолеты. Первые разработки принадлежат французской компании Avions Vision, известный тогдашний производитель различной авиатехники и автомобилей.

Читать статью  Как самостоятельно заменить тормозные колодки на ВАЗ 21213

Шестнадцать лет спустя компания Bosch запатентовала первую систему ABS, которая срабатывала при резком торможении. До реализации дело не дошло, так как не было цифровых технологий, позволяющих вести постоянный контроль. В 1960-ые года проект снова возобновили, благодаря появлению полупроводниковых технологий. Первые практичные образцы системы ABS появились в 1971 году, разработанные компанией General Motors.

Первые серийные образцы стали устанавливать на автомобили, в качестве опции, в середине 1970-ых годов. В качестве стандартного набора в 1978 году компания Mercedes ввела ABS для моделей Mercedes-Benz W116 (прототип современного S-Class). Эстафету мгновенно подхватила компания BMW, установив на модель 7-ой серии. На момент выхода система, её стоимость составляла порядка 10% от общей цены автомобиля. В наши дни, начиная с 2004 года всех авто производителей в Европе обязали устанавливать ABS, как стандартную опцию, даже для самой «бедной» комплектации.

Какие были генерации антиблокировочной системы?

Первый серийный автомобиль с ABS

Прогресс не стоял на месте и понятное дело, что с развитием цифровых технологий, и автомобилей, развивалась антиблокировочная система тормозов. Как уже говорили, первым поколением считается 1970 год, когда впервые создали ABS. Работоспособность оставляла ожидать лучшего, так как ведущая ось блокировалась, а сам механизм системы работал не долгое время и быстро приходил в негодность.

Второе поколение пришлось на 1978 год. Начиная с этого года, на автомобили Mercedes-Benz S-Class и BMW 7-Series начали устанавливать механизм ABS, как стандартную опцию. Стоит отметить, что работоспособность механизма была на высоте для тех лет и показывала отличные результаты работы. Теперь основной задачей инженеров было уменьшение габаритов и компонентов системы.

Индикатор ABS на приборке

Третье поколение системы ABS выделяют выходом новой системы 2E в 1980-ом году. Основное отличие в том, что вес гидравлического блока уменьшился до 4,9 кг, а до этого был 6,3 кг. Аналогично уменьшилось и количество элементов, вместо 140 стало только 40 элементов.

Четвертая генерация антиблокировочной системы ABS приходится на 1995-ый год, когда появилась версия 5,3. Очередное уменьшение веса привело к показателям 2,6 кг и 25 компонентов вместо 40-ка. Пятое поколение считают в 2003 году, с выходом системы ABS 8. Инженеры обошли первую генерацию большим кругом, вес блока составил 1,6 кг, а количество элементов 16.

Последнее шестое поколение приходится на 2010 год. Именно в этом году компания Bosch производит ABS, где гидравлический блок весит 1,1 кг, а количество элементов составляет всего 9 деталей. Этот же год считается моментом старта компании Bosch в направлении систем безопасности (активных и пассивных). По всей вероятности, в 2020 году Бош представит доработанную систему, тем самым выделив новое поколение. Предполагают, что в основе будет только электроника, которая сможет паразитировать на существующих механизмах автомобиля.

Как устроена система ABS?

Основные компоненты системы ABS

Рассматривать устройство каждой генерации антиблокировочной системы смысла нет. Каждая генерация только усложняла механизм, поэтому рассмотрим шестое поколение системы ABS. Несмотря на разные автомобили, марки и модели, устройство ABS одинаковое, аналогично, как и принцип работы. Среди основных элементов выделяют:

Датчики системы ABS устанавливаются по одному на каждое колесо. Как правило, они отвечают за частоту вращения колес, а в основе работы лежит принцип Холла. Устанавливаются датчики на ступице каждого колеса. Электронный блок управления снимает информацию с них и на основе полученных данных определяет момент срабатывания тормозной системы.

Комплект ABS для установки

Весомое значение в работе антиблокировочной системы играет электронный блок управления. По сути это голова всей системы, блок собирает, анализирует и посылает команды исполнительным устройствам. Сбор информации, вычисления и передача команд происходит непрерывно. Как правило, исполнительные сигналы блок управления посылает на гидравлический блок и насос.Исполнительным механизмом антиблокировочной системы считается гидравлический блок. В состав гидроблока входит электрический магнит с клапаном (впускной и выпускной), специальный гидроаккумулятор, насос кулачковый, демпфирующие камеры и электродвигатель. Срабатывание каждого элемента приводит к блокировке или деблокировке колес автомобиля.

Схема устройства антиблокировочного механизма

Схема устройства антиблокировочной системы

Схема устройства антиблокировочной системы ABS

    емкость для тормозной жидкости (бачок);

Стоит учитывать, что для каждого колеса предусмотрен впускной и выпускной клапан, а так же тормозной цилиндр и датчик. На схеме наведены эти элементы, но для уменьшения повторений они не внесены в список.

Как работает система ABS?

Как работает антиблокировочная система автомобиля

Рассмотрев, с чего состоит антиблокировочная система, и её основные элементы, рассмотрим принцип работы. Работа ABS циклическая, каждый цикл состоит из трех основных фаз: увеличение давления в тормозной системе, удержание давления и сброс давления. Ходит такое мнение, что ABS самостоятельно повышает давление в тормозном механизме, на самом же деле это не так и давление повышается только с помощью водителя (если говорить о чистом виде ABS, без ESP).

Первый этап – это повышение давления водителем. В таком случае давление в тормозной системе повышается естественным путем, за счет нажатия водителем на педаль тормоза. Как правило, впускные клапана открыты, а выпускные закрыты. Система считывает данные с датчиков на колесах. Если скорость вращения колеса быстро замедляется, в сравнении с запрограммированными данными, то блок управления ABS переводит впускной клапан определенного колеса в закрытое положение, при этом выпускной клапан так же находится в закрытом режиме.

Датчик на ступице колеса

После закрытия впускного клапана, проходит второй этап. Определив, какое колесо тормозит больше всех, механизм отключает тормозной цилиндр от его рабочей задачи, а так же рабочий контур тормозной системы. Стоит понимать, что даже при более интенсивном нажатии на педаль тормоза, давление в системе не будет увеличиваться.

Антиблокировочная система самостоятельно подбирает максимально эффективное давление. Так же механизм ведет контроль скорости вращения колес, до момента стабилизации или полной остановки. В случае, когда вращение колес будет ниже допустимого, механизм автоматически откроет выпускной клапан и сбросит давление, тем самым полностью избавив определенных механизм от торможения.

Блок распределения давления в тормозной системе

Последний этап работы антиблокировочной системы – сброс давления. На данном этапе система открывает выпускной клапан, за счет чего давление в определенном контуре резко понижается (на определенное колесо или сторону). Жидкость из выпускного цилиндра сначала попадает в гидроаккумулятор, а далее за счет насоса выкачивается обратно в ресивер.

Впускной клапан должен быть закрытым, иначе насос не сработает. Все это время систем считывает частоту оборотов колеса, после стабилизации и возвращения к допустимым значениям, выпускной клапан автоматически закрывается. Отработав весь перечисленный процесс, впускной клапан вновь открывается и весь цикл начинается с начала.

Такой цикл работы антиблокировочной системы будет повторяться до полной стабилизации вращения колес. Чтоб понимать, за одну секунду механизм ABS может отработать до 6-ти циклов. Отключить работу ABS нельзя, не вмешиваясь в конструкцию тормозного механизма. Отключение ABS может привести к непоправим последствиям. Производитель изначально рассчитывал тормозную систему с использованием данного механизма.

Самые распространенные неисправности ABS

Перетертый провод датчика ABS

Первым признаком и наверное самым основным, выхода из строя системы ABS считается долгосрочная индикация на соответствующего значка на панели приборов. Все же, каждой поломке есть свое объяснение. Проблема может быть мелкой, засорились датчики или попросту слетел провод. Так же может быть более серьезная причина – в систему поступил воздух или поломка элементов. Стоит понимать, что рано или поздно даже сама совершенная система антиблокировки колес приходит в негодность.

Как показывает практика, специалисты выделяют несколько основных и самых частых поломок антиблокировочной системы тормозов. В первую очередь стоит проверить целостность предохранителей, не исключено, что со временем они могут перегореть. Далее по списку идут датчики вращения колес на ступицах, а так же масса. Датчики имеют свойство изнашиваться, так как в работе постоянно. Малейшее засорение так же может привести к выходу из строя всего механизма. Не стоит забывать, что еще одной причиной выхода из строя всей системы может быть элементарный обрыв провода или повреждение отдельных элементов ABS.

Плюсы и минусы системы ABS

Стертый датчик ABS

Как и любой механизм, антиблокировочная система тормозов имеет свои плюсы и минусы. Для кого-то данный механизм весьма полезен в управлении автомобилем, другие же наоборот всячески норовят его снять с машины.

Плюсы и минусы антиблокировочной системы тормозов (ABS)
Плюсы Минусы
Сохранение управляемости автомобиля Увеличение тормозного пути на мягком дорожном покрытии
Уменьшение длины тормозного пути на жестком покрытии Поломка датчиков колес могут привести к неправильной работе тормозной системы
Повышение эффективности процесса торможения Нет возможности отключить или снять ABS
Улучшение маневренности автомобиля на скользкой дороге

Каждый водитель может выделить для себя собственные плюсы и минусы антиблокировочной системы. Все же, как показывает практика, в большинстве случаев ABS спасает от непредсказуемых ситуаций, в том числе и ДТП.

С прогрессом автомобилей и механизмов безопасности, антиблокировочная система так же модернизируется. По словам разных производителей, последнее поколение ABS способно распознавать тип дорожного покрытия. Это не только позволило избежать ошибок работы механизма на песке, а так же поспособствовало развитию механизмов управления подвеской автомобиля. Смотрите так же принцип работы системы EBD.

Читать статью  Как работают тормоза в автомобиле: Объяснение

Видео-обзор принцип работы механизма ABS:


Устройство и принцип работы системы ABS

блок абс

В комплект активной безопасности современных автомобилей входят различные помощники и системы, позволяющие либо предотвратить аварийную ситуацию, либо максимально снизить человеческие травмы во время ДТП.

Среди таких элементов – антиблокировочная система. Что это такое? Как устроена современная ABS? Принцип работы АБС и как управлять автомобилем, когда эта система включена? Ответы на эти вопросы находятся в данном обзоре.

Что такое антиблокировочная система

Под антиблокировочной системой подразумевается совокупность электрогидравлических элементов, которые устанавливаются в ходовую часть автомобиля и связаны с его тормозами.

схема абс

Она обеспечивает лучшее сцепление с дорожным покрытием, предотвращая полную остановку колес в процессе торможения на нестабильном дорожном покрытии. Такое часто происходит на льду или мокрых дорогах.

История

Впервые данная разработка была представлена общественности в 1950-х гг. Однако ее нельзя было назвать концепцией, потому что данную идею разрабатывали еще в начале ХХ века. Так, инженер Дж.Френсис в 1908-м году продемонстрировал работу своего «Регулятора», который предотвращал проскальзывание колес в рельсовом транспорте.

Подобную систему разрабатывал и механик и инженер Г. Вуазен. Он пытался создать систему тормозов для самолетов, которая самостоятельно регулировала гидравлическое воздействие на тормозные элементы так, чтобы колеса летательного аппарата не скользили по взлетно-посадочной полосе в результате торможения. Эксперименты с модификациями таких устройств он выполнял в 20-х годах ХХ века.

Ранние системы

Конечно, как и в случае всех первых разработок любых изобретений, изначально система, предотвращающая блокировку, имела сложное и примитивное строение. Так, вышеупомянутый Габриэль Вуазен в своих разработках использовал маховик и гидроклапан, подсоединенный к магистрали тормозов.

Работала система по такому принципу. Маховик крепился к барабану на колесе и вращался вместе с ним. Когда нет заноса, барабан и маховик вращаются с одинаковой скоростью. Как только колесо останавливается, барабан замедляется вместе с ним. Из-за того, что маховик продолжает вращаться, приоткрывался клапан гидравлической магистрали, снижая усилие на тормозной барабан.

Такая система зарекомендовала себя большей стабильностью транспортного средства, так как в случае заноса водитель инстинктивно еще сильнее нажимает на тормоза, вместо того, чтобы выполнять эту процедуру плавно. Данная разработка повысила эффективность торможения на 30 процентов. Еще один положительный результат – меньше лопнувших и стертых шин.

Устройство и принцип работы системы ABS

Однако должное признание система получила благодаря усилиям немецкого инженера Карла Весселя. Его разработку запантентовали в 1928-м. Несмотря на это установка не применялась на транспорте по причине значительных недоработок в ее устройстве.

Действительно рабочая антискользящая система тормозов использовалась в авиации в начале 50-х годов. А в 1958-м комплект Maxaret впервые был установлен на мотоцикл. Модель Royal Enfield Super Meteor был оснащен рабочей антиблокировочной системой. За работой системы следила Дорожная лаборатория. Исследования показали, что данный элемент тормозной системы значительно снизит аварии на мотоциклах, большая часть которых происходят именно из-за заноса при блокировке колеса во время торможения. Несмотря на такие показатели, главный директор технического отдела мотокомпании не одобрил массовое производство АБС.

В автомобилях механическая система, предотвращающая скольжение колес, применялась лишь в некоторых моделях. Одной из них является Ford Zodiac. Причиной такой ситуации являлась низкая надежность устройства. Лишь, начиная с 60-х гг. электронная антиблокировочная система нашла свое применение в известных самолетах Concorde.

Современные системы

Принцип электронной модификации перенял инженер исследовательского центра Fiat и назвал изобретение Antiskid. Разработка была продана компании Бош, после чего и получила название ABS.

В 1971-м году автомобильный производитель Chrysler представил полноценную и эффективную систему, которая управлялась компьютером. Похожую разработку годом раньше применил американский Ford в своем культовом Lincoln Continental. Постепенно эстафету приняли и другие ведущие автопроизводители. К середине 70-х годов большинство автомобилей с задним приводом имели электронную антиблокировочную систему на ведущих колесах, а некоторые авто оснащались модификацией, работающей на всех четырех колесах.

Устройство и принцип работы системы ABS

С 1976 года подобная разработка начала применяться на грузовом транспорте. В 1986-м система получила название EBS, так как работала полностью на электронике.

Назначение антиблокировочной системы

Нередко при торможении на нестабильной поверхности (лед, укатанный снег, вода на асфальте) водитель наблюдает совсем не ту реакцию, чем ожидал – вместо замедления транспорт становится неуправляемым и совсем не останавливается. Причем более сильное нажатие педали тормоза не помогает.

Когда резко срабатывают тормоза, колеса блокируются, а из-за плохого сцепления с трассой они просто перестают вращаться. Чтобы такой эффект не происходил, нужно плавно задействовать тормоза, однако в экстренной ситуации водитель неконтролируемо жмет педаль в пол. Некоторые профессионалы на нестабильном покрытии для замедления автомобиля несколько раз нажимают и отпускают педаль тормоза. Благодаря этому колеса не блокируются и не идут юзом.

Устройство и принцип работы системы ABS

Насколько печально это ни звучит, но такой навык освоить не каждому удается, а некоторые даже не считают нужным это делать, а просто покупают дорогие профессиональные шины с большей надежностью сцепления. Для таких случаев производители и оснащают большинство своих моделей антиблокировочной системой.

АБС позволяет сохранить контроль над автомобилем в нештатной ситуации, предотвращая полную остановку колес во время нажатия на тормоз.

Устройство АБС

В устройство современной АБС входит небольшое количество элементов. Она состоит из:

  • Датчика вращения колеса. Такие устройства устанавливаются на все колеса. Электронный блок управления анализирует параметры, которые поступают от каждого из таких датчиков. На основании полученных данных ЭБУ самостоятельно активирует/деактивирует систему. Чаще всего такие следящие устройства работают по принципу датчика Холла;
  • Электронного блока управления. Без него она работать не будет, так для сбора информации и активации системы нужны «мозги». В некоторых автомобилях каждая система имеет собственный эбу, однако часто производители устанавливают один блок, который обрабатывает все элементы системы активной безопасности (курсовая устойчивость, АБС, антипробуксовочная и т.д.);
  • Исполнительных устройств. В классическом исполнении эти элементы являют собой блок с набором клапанов, аккумуляторов давления, насосов и т.д. Иногда в технической литературе можно встретить название гидромодулятор, которое применяется к данным элементам.

Особенностью системы АБС является то, что ее можно подключить к тормозной системе даже не самого нового автомобиля. Чаще всего они представляют собой комплект, который просто подсоединяется к тормозной магистрали и электросистеме машины.

Принцип работы АБС

Условно работа антиблокировочной системы делится на 3 этапа:

  1. Блокировка колес – эбу посылает сигнал для активации системы;
  2. Срабатывание исполнительного устройства – гидравлический блок меняет давление в системе, что приводит к разблокировке колес;
  3. Деактивация системы при восстановлении вращения колес.

Стоит учесть, что весь процесс контролируется алгоритмами, заложенными в программное обеспечение блока управления. Надежность системы заключается в том, что ее срабатывание происходит еще перед тем, как колеса потеряют сцепление с дорогой. Аналог, который работает только на основе данных о вращении колес, имел бы более простое устройство и принцип действия. Однако такая система работала бы ничем не лучше первых разработок Габриеля Вуазена.

Устройство и принцип работы системы ABS

По этой причине АБС реагирует не на изменение скорости вращения колес, а на силу нажатия педали тормоза. Другими словами, система срабатывает заранее, как бы предупреждая возможный занос, определяя как скорость вращения колес, так и силу нажатия на педаль. Блок управления рассчитывает возможное скольжение, и активирует исполнительное устройство.

Срабатывает система по следующему принципу. Как только возникает экстренная ситуация (водитель резко нажал на педаль тормоза, но колеса еще не заблокировались), гидромодулятор получает от блока управления сигнал и перекрывает два клапана (на впуске и на выпуске). Благодаря этому давление в магистрали стабилизируется.

Затем исполнительное устройство выполняет пульсацию тормозной жидкости. В этом режиме гидромодулятор может либо обеспечить медленное проворачивание колеса, либо самостоятельно повышать/понижать давление тормозной жидкости. Эти процессы зависят от модификации системы.

Устройство и принцип работы системы ABS

Когда срабатывает АБС, водитель сразу это почувствует по частой пульсации, которая передается также и на педаль. О том, активна ли система или нет, можно узнать по ласпочке на кнопке активации. Сам принцип работы системы повторяет навык опытных автомобилистов, только делает это намного быстрее – около 20 раз за секунду.

Типы антиблокировочных систем

Благодаря усовершенствованию систем активной безопасности на рынке автозапчастей можно найти четыре варианта ABS:

  • Одноканальный. Сигнал к блоку управления и обратно одновременно подается по единой проводной магистрали. Чаще всего ею оснащаются переднеприводные машины, и то только на ведущие колеса. Такая система срабатывает независимо от того, какое колесо заблокировалось. Данная модификация имеет один клапан на входе гидромодулятора и один на выходе. Также в ней используется один датчик. Эта модификация самая неэффективная;
  • Двухканальный. В таких модификациях используется так называемая бортовая система. В ней управление правой стороной производится отдельно от левой. Данная модификация зарекомендовала себя неплохой надежностью, так как при возникновении экстренной ситуации машину сносит на обочину. В этом случае колеса правого и левого борта оказываются на разной поверхности, поэтому и АБС должна подавать разные сигналы на исполнительные устройства;
  • Трехканальный. Эту модификацию можно смело назвать гибридом первой и второй. В таких АБС задние тормозные колодки управляются по одному каналу, как в первом случае, а передние колеса работают по принципу бортовой АБС;
  • Четырехканальный. На сегодняшний день это самая эффективная модификация. В ней для каждого колеса предусмотрен индивидуальный датчик и гидромодулятор. ЭБУ контролирует вращение каждого колеса, благодаря чему обеспечивается максимальное сцепление с дорогой.
Читать статью  Когда надо тормоза для прицепа

Режимы работы

Работа современной системы ABS может осуществляться в трех режимах:

  1. Режим нагнетания. Это стандартный режим, который используется во всех классических разновидностях тормозной системы. В антиблокировочной системе выпускной клапан закрыт, а впускной – открыт. Благодаря этому в контуре при нажатии на педаль тормоза начинает перемещаться жидкость, приводящая в движение тормозной цилиндр каждого колеса.
  2. Режим удержания. В этом режиме блок управления фиксирует, что одно из колес замедляется намного быстрее других. Чтобы предотвратить потерю контакта с дорогой, АБС блокирует впускной клапан магистрали конкретного колеса. Благодаря этому усилие на суппорт не оказывается, но при этом остальные колеса продолжают замедляться.
  3. Режим сброса давления. Этот режим активируется, если предыдущий не смог справиться с возникшей блокировкой колеса. В этом случае впускной клапан магистрали продолжает быть закрытым, а выпускной наоборот – открывается, чтобы сбросилось давление в данном контуре.

Эффективность торможения при включенной системе ABS зависит от того, насколько эффективно она переходит с одного режима на другой. В отличие от стандартной тормозной системы, при включенной ABS нет необходимости многократно нажимать на тормоз, чтобы колеса не потеряли сцепление с дорогой. В этом случае водителю нужно полностью нажать на педаль тормоза. Всю остальную работу сделает сама система.

Особенности управления автомобилем с АБС

Какой бы надежной ни была тормозная система в автомобиле, она не исключает необходимость во внимательности водителя. Антиблокировочная система имеет свои особенности. Если их не учитывать, то авто может потерять стабильность. Вот основные правила в экстренных ситуациях:

  1. Если автомобиль оснащен простой АБС, то чтобы она активировалась, нужно резко нажать педаль тормоза. Некоторые современные модели оснащаются ассистентом торможения. В этом случае блок управления определяет возможность потери сцепления с дорогой и включает этого помощника. Даже при несильном нажатии на педаль система активируется и самостоятельно повысит давление в магистрали до нужного параметра;
  2. Как уже было сказано, при активации системы, педаль тормоза пульсирует. Неопытный водитель сразу думает, что с автомобилем что-то случилось и решает отпустить тормоз;
  3. При движении на шипованной резине АБС лучше отключить, так как шипы в покрышках имеют свою эффективность как раз тогда, когда колесо блокируется;
  4. Во время передвижения по рыхлому снегу, песку, гравию и т.п. АБС также скорее бесполезна, чем помогает. Дело в том, что заблокированное колесо перед собой собирает небольшой бугор из материала, из которого состоит дорога. Тем самым создается дополнительное сопротивление скольжению. Если колесо будет проворачиваться, такого эффекта не будет;
  5. Также система АБС может неадекватно срабатывать при быстрой езде по неровной поверхности. Даже при незначительном торможении колесо, оказавшееся в воздухе, быстро остановится, что будет провоцировать блок управления активировать устройство, когда этого не требуется;
  6. Если АБС включена, то при выполнении маневра следует использовать и тормоза. В обычном автомобиле это лишь спровоцирует занос или недостаточную поворачиваемость. Однако машина с АБС более охотно слушается руля при активной системе антиблокировки.

Результативность торможения

Система АБС не только сокращает тормозной путь, но и обеспечивает максимальный контроль над транспортным средством. По сравнению с автомобилем, не оснащенным данной системой, транспорт с ABS однозначно будет более эффективно тормозить. Это доказывать не нужно. Помимо меньшего тормозного пути в такой машине более равномерно будут изнашиваться покрышки, так как тормозные усилия распределяются равномерно на все колеса.

Особенно по достоинству оценят данную систему водители, которые часто ездят по дорогам с нестабильным покрытием, например, когда асфальт мокрый или скользкий. Хотя ни одна система не способна полностью устранить все ошибки водители защитить от экстренной ситуации (внимательность и предусмотрительность водителя никто не отменял), тормоза с АБС делают транспортное средство более предсказуемым и управляемым.

Учитывая высокую результативность торможения, многие специалисты рекомендуют новичкам привыкать к езде на транспорте с системой ABS, что повысит безопасность на дороге. Конечно, если водитель будет нарушать правила обгона и скоростные режимы, система АБС не сможет предотвратить последствия таких нарушений. Например, какой бы эффективной ни была система, она бесполезна, если водитель не переобул машину на зиму, и продолжает ездить на летних шинах.

Эксплуатация ABS

Современная система АБС считается надежной и стабильной системой. Она может исправно работать длительное время, но она все равно нуждается в правильной эксплуатации и своевременном обслуживании. Блок управления редко когда дает сбой.

Но если взять датчики вращения колес, то это самое уязвимое место в такой системе. Причина в том, что датчик определяет скорость вращения колеса, а значит, он должен быть установлен в непосредственной близости с ним – на ступице колеса.

Устройство и принцип работы системы ABS

Когда машина едет по грязи, луже, песку или мокрому снегу, датчик сильно загрязняется и может либо быстро выйти из строя, либо давать некорректные значения, что приведет к нестабильной работе системы. При низком заряде аккумулятора или напряжении в бортовой системе авто, блок управления отключит систему из-за слишком низкого напряжения.

Если система вышла из строя, автомобиль не лишится тормозов. Просто в таком случае водителю нужно уметь тормозить на нестабильной дороге при помощи классической тормозной системы.

Эффективность работы АБС

Итак, система ABS позволяет более безопасно выполнять экстренное торможение, а также дает возможность выполнять маневры при полностью нажатой педали тормоза. Благодаря этим двум важным параметрам данная система является неотъемлемой в комплектации автомобиля с передовой системой активной безопасности.

Наличие ABS необязательно для опытного автомобилиста. Но вот новичку в первые пару лет приходится осваивать множество разных навыков, поэтому предпочтительно, чтобы в машине такого водителя было несколько систем, обеспечивающих подстраховку.

Опытный водитель без труда (особенно если на своей машине он ездит уже много лет) сможет контролировать момент срыва колес, изменяя усилия на педаль тормоза. Но даже при наличии большого водительского стажа многоканальная система может составить конкуренцию такому навыку. Причина в том, что водитель не способен контролировать усилие на отдельном колесе, а АБС может (одноканальная система работает, как опытный водитель, изменяя усилия на всю тормозную магистраль).

Но систему ABS нельзя считать панацеей в экстренных ситуациях на любой дороге. Например, если машину занесло на песке или в рыхлом снегу, то она наоборот станет причиной увеличенного тормозного пути. На такой дороге наоборот будет более полезна блокировка колес – они зарываются в грунт, что ускоряет торможение. Чтобы автомобиль был универсален на любом типе дорожного покрытия, производители современных моделей авто оснащают свою продукцию отключаемой АБС.

Какие бывают неисправности

Что касается надежности антиблокировочной системы, то это одна из самых надежных систем автомобиля. Ее элементы редко когда выходят из строя, а связано чаще всего это с нарушением правил эксплуатации и обслуживания. Все электронные части надежно защищены от перегрузок предохранителями и реле, поэтому блок управления не даст сбоя.

Самые распространенные неисправности системы – выход из строя датчиков колес, так как они расположены в таких местах, в которых крайне сложно исключить попадание на них воды, пыли или грязи. Если подшипник ступицы сильно люфтит, то датчики будут работать со сбоями.

датчик абс

Другие неполадки уже связаны больше с сопутствующими системами автомобиля. Примером тому является снижение напряжения в электрической сети машины. В этом случае ABS отключится из-за сработавшего реле. Та же проблема может наблюдаться при скачках напряжения в сети.

Если антиблокировчная система самостоятельно отключилась, не стоит паниковать – машина просто будет себя вести, как если бы в ней не было АБС.

Ремонт и обслуживание тормозной системы авто с ABS имеет свои особенности. Например, прежде чем менять тормозную жидкость, необходимо при выключенном зажигании несколько раз нажать на тормоз и отпустить (около 20 раз). Это сбросит давление в аккумуляторе гидроблока. О том, как правильно заменить тормозную жидкость и затем прокачать систему, читайте в отдельной статье.

О неисправности АБС водитель сразу узнает по соответствующему сигналу на приборной панели. Если сигнальная лампочка то загорится, то погаснет – следует обратить внимание на контакт датчиков колес. Скорее всего, из-за потери контакта блок управления не получает сигнал от этих элементов, и сигнализирует о неисправности.

Устройство и принцип работы системы ABS

Преимущества и недостатки системы

Много о преимуществах антиблокировочной системы не придется говорить, так как основное ее достоинство – в стабилизации автомобиля в случае проскальзывания колес во время торможения. Вот какие преимущества есть у автомобиля с такой системой:

  • Во время дождя или на гололеде (скользкий асфальт) машина показывает большую стабильность и управляемость;
  • При выполнении маневра можно активно пользоваться тормозами для лучшего отклика рулевого управления;
  • На гладкой поверхности длина тормозного пути меньше, чем у машины без АБС.

Один из недостатков системы – она плохо справляется с мягким дорожным покрытием. В этом случае тормозной путь будет меньшим, если колеса заблокируются. Хотя последние модификации ABS уже учитывают особенности грунта (на селекторе трансмиссии выбирается соответствующий режим), и подстраиваются под данную дорожную ситуацию.

Дополнительно о принципе работы АБС и ее преимуществах рассказывается в следующем видео:

Источник https://www.autonews.ru/news/61e7e2ae9a794706350ab1b6

Источник https://fastmb.ru/auto_shem/4068-cistema-abs-princip-raboty-plyusy-i-minusy.html

Источник https://avtotachki.com/chto-takoe-antiblokirovochnaya-sistema-i-princzip-raboty/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: