Утилизируем автомобиль правильно: пошаговая инструкция

Утилизируем автомобиль правильно: пошаговая инструкция

Утилизируем автомобиль правильно: пошаговая инструкция

Утилизируем автомобиль правильно: пошаговая инструкция

Если старое авто пришло в негодность, то собственник может его утилизировать и получить скидку при покупке новой машины. Для этого ему нужно найти утилизирующую организацию, заключить с ней договор и передать транспортное средство для уничтожения. Если владелец не хочет приобретать новую машину, то получит компенсацию за металлолом. Но иногда автомобилисты встречаются с недобросовестными компаниями, которые не избавляются от авто, из-за чего возникают проблемы с начислением транспортного налога или штрафов от ГИБДД. Есть вариант еще проще — сдать старую машину в автосалон по программе trade-in, если не хочется определять судьбу этого авто самому.

Вариант с trade-in

Чтобы увеличить спрос и повысить продажи, автопроизводители вводят программы утилизации или трейд-ин, по условиям которой собственники могут сдать свои старые авто, а новые получить со значительной скидкой (от 50 000 руб. до 350 000 руб. в зависимости от характеристик машины) в соответствии с условиями акции и специальными предложениями.

В 2010-2011 гг. водители, в собственности которых находилось авто больше года, могли сдать его и получить скидку 50 000 руб. на новую машину. При этом возраст авто должен быть более 10 лет, а его масса – до 3,5 т, согласно правилам из Постановления Правительства от 31.12.2009 № 1194.

Сейчас такая госпрограмма не действует, но водители могут сдать в автосалон старое авто. Тогда его передадут на утилизацию или перепродадут, а автомобилист купит новое со скидкой. Подобная система называется trade-in. За границей она существует давно, а в России стала активно распространяться лишь в последние десять лет. При этом владелец должен соблюсти следующие условия:

  • машина находилась в собственности не менее 1 года;
  • возраст автомобиля – более 6 лет, иначе его можно только продать;
  • в транспортном средстве есть все детали для его передвижения, при этом водитель вправе снять магнитолу, навигатор и другую электронику.

Более подробно с условиями trade-in можно ознакомиться на сайтах автопроизводителей или в салонах официальных дилеров. В автосалонах Nissan по такой системе можно выбрать скидку 30 000 руб. на новое авто, снижение цены КАСКО за 1 год или до минус 2% годовых по кредиту. А производители KIA «сбросят» в цене 80 000 руб., если водитель отдаст им старую машину и купит новую.

Именно утилизацию старых машин предлагает Skoda, у которой скидки по такой программе варьируются от 40 000 руб. до 115 000 руб. — в зависимости от марки авто.

При этом адвокат и автоюрист Сергей Радько советует не продавать автомобиль различного рода перекупщикам, обещающим его самостоятельно утилизировать. По его словам, зачастую такие авто восстанавливаются и продаются, либо документы на них используются для легализации другой машины: угнанной или нерастаможенной. В таких случаях машина продолжает числиться на продавце, гарантируя ему неприятности: начисление транспортного налога, штрафов или материальной ответственности при ДТП.

Самостоятельна утилизация

Если автомобилист желает самостоятельно утилизировать машину, не покупая новую, то ему следует придерживаться инструкции ниже.

Утилизируем автомобиль правильно: пошаговая инструкция

Какие спорные ситуации могут возникать при утилизации автомобиля

Как правило, собственники утилизированных авто идут в суды, если им продолжают начислять транспортный налог на уже несуществующий автомобиль или из-за неверно проведенной утилизации и невозможности снять машину с учета в ГИБДД.

Так, Иван Попов* обратился в Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан с иском о признании акта об утилизации действительным и снятии с учета автомобиля к АО «Башвтормет» и ГИБДД . Попов пояснил, что попал в ДТП, сильно разбив машину, решил ее утилизировать. Этим занимался его сын. Он обратился к сотруднику АО «Башвтормет», который принял машину как черный лом, уничтожил и выдал приемо-сдаточный акт. Впоследствии Попов выяснил, что его родственнику помогал не работник утилизирующей организации, а предприниматель, который выдал недействительный документ. По этой причине сотрудники ГИБДД отказались снимать авто с учета. Кроме этого, Попову пришлось оплатить транспортный налог, а также он не получил компенсацию за сдачу машины в утиль. Потому истец просил взыскать с ответчиков возмещение в сумме 38 049 руб., компенсацию морального вреда, который он оценил в 25 000 руб.

В судебном заседании судья Оксана Бикчурина изучила два оригинала приемо-сдаточных акта (истца и ответчика) и нашла в них отличия. Так, документ Попова составлен с нарушением требований ГОСТ 2787-75. В нем неверно указан процент загрязненности металла (9% вместо 50%), нет VIN автомобиля, потому определить, что именно машина Попова была утилизирована, невозможно. В акте ответчика вовсе не было описания авто. Поэтому этих актов было недостаточно для снятия транспортного средства с учета, и суд отказал Попову. Решение обжаловано не было (дело № 2-642/2020).

Читать статью  Техосмотр 2022: все, что нужно знать водителям

В другом деле МИФНС России № 13 по Ростовской области обратилась в Новочеркасский городской суд Ростовской области с иском о взыскании с Дмитрия Лунева* транспортного налога, который он не оплачивает с 2014 года. В судебном заседании ответчик настаивал, что машину утилизировал еще в 2010 году и снял с учета в ГИБДД, поэтому задолженности по налогам у него нет.

Судья Ольга Власова запросила сведения о регистрации авто Лунева. По карточке учета транспортное средство до сих пор зарегистрировано за истцом, а документы, номера и ПТС авто в ГИБДД после якобы утилизации Лунев не сдал. Суд взыскал с истца долг по налогу. Он не обжаловал решение, согласившись с ним (дело № 2а-493/2020).

Рубрика «Вопрос-ответ»

Утилизируем автомобиль правильно: пошаговая инструкция

Адвокат и автоюрист Сергей Радько пояснил, что бывший собственник может снять с учета авто по справке об утилизации или из-за его продажи. Новый владелец вправе совершить эти действия от имени продавца по доверенности. Но он не сумеет зарегистрировать автомобиль на себя, так как машина уничтожена и осмотреть в ГИБДД ее не получится, добавляет эксперт.

Утилизируем автомобиль правильно: пошаговая инструкция

Адвокат и автоюрист Сергей Радько отвечает, что для снятия с учета машины по утилизации нужна справка об ее реальном уничтожении. Если бывшему владельцу все-таки удалось получить этот фактически поддельный документ, то утилизация была незаконной. Но вероятнее всего, прежний собственник прекратил регистрацию авто из-за его продажи. Тогда водителю нужно подать заявление о возобновлении учета, приложив ПТС, договор-купли продажи, страховку.

Утилизируем автомобиль правильно: пошаговая инструкция

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что собственник не сможет возобновить учет после утилизации. Лучше обратиться в суд с новым иском о взыскании с бывшего супруга стоимости уничтоженного автомобиля. Ведь фактически использовать машину по прямому назначению невозможно, так как для этого нужен госучет.

Утилизируем автомобиль правильно: пошаговая инструкция

Адвокат и автоюрист Сергей Радько пояснил, что просто так снять авто с учета по утилизации нельзя – нужно его реально уничтожить. В этом случае требуется обратиться в ГИБДД с заявлением о прекращении учета машины из-за ее продажи. Тогда бывший собственник не будет получать транспортный налог и штрафы от ГИБДД, добавляет эксперт.

Нужно ли утилизировать автомобиль? Что это дает россиянам?

Автомобиль, который уже не пригоден для эксплуатации или по каким-то причинам не может быть продан как бывший в употреблении, подлежит утилизации.

Автомобиль, который уже не пригоден для эксплуатации или по каким-то причинам не может быть продан как бывший в употреблении, подлежит утилизации. Это не только значимый бюрократический процесс, но и важный шаг для простого россиянина: пока машина числится на вас, нужно платить за нее транспортный налог. Даже если она больше не используется и никогда не будет выезжать из гаража.

Утилизируем автомобиль правильно: пошаговая инструкция

Что подразумевает утилизация автомобиля?

Утилизация – это процесс, при котором машина полностью уничтожается безопасным способом. На специализированных пунктах ее разбирают по отдельным деталям, сортируют, в зависимости от типа материала и отправляют на переработку.

Еще в 2010 году в Российской Федерации была одобрена и запущена программа по утилизации автомобилей. Ее главная задача заключается не только в том, чтобы избавить людей от ненужного транспорта, но и популяризовать отечественный автопром.

При утилизации своей старой машины, какого бы года выпуска или страны происхождения она не была, каждому положена скидка на покупку нового транспортного средства. Правда, только отечественных заводов или тех, которые собираются непосредственно в России.

Скидка зависела не только от исходного автомобиля, но и от официального дилера, у которого вы планируете купить новую машину. В среднем, этот показатель варьируется от сорока до трехсот пятидесяти тысяч. Всего в программе участвовало девять производителей, в том числе некоторые модели марок Volkswagen, Opel, Nissan, Ford, SsangYong, Renault. В 2021 году программу полностью отменили, однако для россиян утилизация все-равно остается надежным способом экономии средств. Только после этого процесс за автомобиль не нужно платить транспортный налог.

Зачем автомобиль сдают на утилизацию?

Хорошую машину можно продать, чтобы приобрести новый транспорт или полностью избавить себя от обязательств. Однако есть и случаи, когда в этом нет смысла или перепродажа вообще невозможна.

Основные причины, при которых машину сдают на переработку, следующие:

  1. Отремонтировать машину невозможно. Если авто слишком старое, вложения, которые могут потребоваться, просто не соответствуют цене транспортного средства. Бывают и случаи, когда на модели, снятые с производства, уже нельзя найти комплектующие
  2. Машина не подлежит перепродаже. Опять же, если авто слишком старое или сильно повреждено, продать его не получится, так как спрос останется минимальным. имеет серьезные повреждения после аварии. Далеко не всегда в случае ДТП получается привести транспорт в надлежащее состояние. Иногда выгоднее утилизировать то, что осталось и купить новое авто. Другой вариант – это слишком большие затраты, которых требует восстановление.
Читать статью  Как научиться правильно трогаться и тормозить на светофоре с АКПП и МКПП

Конечно, можно оставить машину в гараже «до лучших времен», однако ездить на ней все-равно не будет возможности, а налог платить придется.

Как происходит процесс утилизации автомобиля?

В первую очередь, нужно собрать все документы на машину. Параллельно с утилизацией, транспорт снимается с учета, а для всех процедур потребуется:

  • Паспорт владельца машины.
  • Паспорт транспортного средства.
  • Свидетельство, подтверждающее регистрацию авто.
  • Номер машины. Его можно оставить у себя сроком на один год, если в ближайшее время планируется покупка нового автомобиля – чтобы присвоить тот же знак.

После того, как авто сдано на утилизацию, владелец получает специальное свидетельство. Его нужно приложить к остальным бумагам для снятия транспортного средства с учета.

Если документов по какой-то причине нет, например, они утеряны или сильно повреждены, утилизировать транспорт можно, обратившись в ГИБДД. В электронных базах сохраняются все бумаги. Чтобы восстановить х, можно написать заявление через Единый портал Госуслуг, лично обратиться в Госавтоинспекцию. После проверки ваших показаний, ведомство выдаст дубликат.

После сбора документов, нужно отвезти машину в пункт утилизации. В России процедуру выполняют как государственные, так и частные организации. В зависимости от того, какая фирма выбрана, некоторые правила могут изменяться, однако общий процесс одинаков везде.

Если машина сильно повреждена, рекомендуется воспользоваться услугами эвакуатора или же узнать о возможности самовывоза в самой компании: в некоторых случаях такая услуга предоставляется за отдельную плату.

Чтобы не ошибиться с выбором пункт для утилизации, следует обратить внимание на следующие моменты:

  1. Компания должна иметь лицензию государственного образца от Росприроднадзора. Это дает ее право перерабатывать, уничтожать и перевозить отходы первых четырех классов опасности. Эту информацию можно получить лично в офисе ли на официальном сайте компании.
  2. Стоит выбрать пункт, который расположен как можно ближе, особенно, если машина не на ходу. В противном случае транспортировка может обойтись очень дорого.
  3. Если паспорт на машину получен после 2012 года, услуга утилизации будет платной. В этом случае, следует обращать внимание и на стоимость процедуры в компании. В среднем, этот показатель по стране не превышает отметки в десять тысяч рублей.

После того, как все документы собраны, включая свидетельство на утилизацию, можно подавать в ГИБДД бумаги, чтобы снять машину с учета. Само заявление подается через Единый портал Госуслуг, однако позже все-равно придется явится в отделение по месту регистрации. В назначенное время нужно прийти со всем документами и знаком.

Помимо стоимости самой процедуры утилизации, нужно оплатить и госпошлину за снятие машины с учета – 350 рублей. Стоимость эвакуатора отличается в разных регионах страны.

Можно ли утилизировать авто частями?

Если у машины некоторые детали остались целыми и их можно продать, а остальное –утилизировать. Однако весь процесс в этом случае будет сложнее.

Первый шаг – выбрать, что вы хотите оставить у себя или продать в дальнейшем, например, двигатель, карбюратор. При заполнении заявления в ГИБДД эти элементы указываются, а также пишется отдельно пояснительная записка, почему было принято такое решение. Далее то, что не утилизируется, должно быть предоставлено в Госавтоинспекцию, чтобы подтвердить данные. Сотрудники ведомства указывают номера запчастей в свидетельстве, чтобы в дальнейшем их можно было продать легально.

Только после этих бюрократических процедур детали извлекаются из автомобиля, а основная его часть отправляется на пункт утилизации.

Если у вас возникли проблемы с утилизацией автомобиля получить юридическую помощь можно на нашем сайте.

История утилизационного сбора на автомобили в России

История утилизационного сбора на автомобили в России

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 ноября 2019 года правительство РФ опубликовало постановление об индексации утилизационного сбора на автомобили с 1 января 2020 года. Согласно документу, ставки вырастут на 46,1% для машин с объемом двигателя до 1 литра и на 145% для авто с двигателем от 3,5 литра. Сбор на автомобили с двигателем от 1 до 2 литров повысится на 112,4%, а ставка для транспортных средств массой от 12 до 20 тонн возрастет на 18,6%. При этом для физических лиц размер ставки останется прежним. ТАСС подготовил материал об истории утилизационного сбора в России.

Введение утилизационного сбора в РФ

Впервые аналог утилизационного сбора был введен в России в 2009 года при утверждении федеральной программы по утилизации автомобилей. Тогда владелец старой машины мог сдать на переработку свой легковой автомобиль, уплатив дилеру стандартный сбор в 3 тыс. рублей. После этого владелец получал сертификат на скидку в 50 тыс. рублей при покупке нового авто (если оно было произведено в России). Программа действовала в 2010-2011 годах, в измененной форме возобновлена в 2014 году.

4 апреля 2012 года в Тольятти (Самарская область) в ходе посещения «Автоваза» премьер-министр РФ Владимир Путин провел совещание по вопросам автопрома. На нем он поддержал идею представителя международной природозащитной организации Greenpeace Ивана Бокова о необходимости введения ответственности производителя при утилизации отходов. При этом уточнялось, что таким образом Россия сможет защитить себя от резкого роста объема ввоза в страну подержанных иномарок, не отвечающих современным экологическим требованиям. Предполагалось, что наплыв таких иномарок последует в связи с присоединением страны к Всемирной торговой организации (ВТО), одним из условий для которого было снижение ввозных пошлин. На заседании в Тольятти Владимир Путин поручил Минпромторгу, Минэкономразвития и Минфину РФ отработать механизм по введению утилизационного сбора.

Читать статью  Как поменять цвет автомобиля в ГИБДД?

Соответствующие поправки в закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года и Бюджетный кодекс РФ были подписаны президентом РФ Владимиром Путиным 3 августа 2012 года. 30 августа того же года правительство утвердило правила взимания и ставки сбора.

Принцип работы, ставки

Первоначально утилизационный сбор уплачивали только импортеры легковых и грузовых автомобилей, произведенных за рубежом — юридические и физические лица. Производители России и стран Таможенного союза (Казахстана и Белоруссии) от утилизационного сбора были освобождены, если те брали на себя обязательства по безопасной переработке своих старых автомобилей.

Базовый размер ставки для легкового автомобиля был установлен в 20 тыс. рублей, грузового — 150 тыс. рублей и с тех пор не менялся. Финальный размер сбора рассчитывается исходя из возраста транспортного средства и объема двигателя. Например, для нового легкового автомобиля с двигателем объемом 2,5 литра в 2012 году размер ставки с учетом коэффициентов составлял 51,2 тыс. рублей, а для подержанного (старше 3 лет) — 322,4 тыс. рублей.

В ноябре 2012 года стало известно, что Евросоюз планирует обратиться в ВТО с иском к России из-за утилизационного сбора, считая его дискриминационным по отношению к собственным производителям. Соответствующий иск был подан 9 июля 2013 года, впоследствии к нему присоединились Бразилия, Китай, Индия, Норвегия, Республика Корея, США, Турция, Украина и Япония. До настоящего времени иск не рассмотрен.

Из-за иска в ВТО в закон об утилизационном сборе были внесены поправки, подписанные президентом РФ Владимиром Путиным 21 октября 2013 года. Они распространили требование об уплате пошлин и на автосборочные предприятия, расположенные в России и других странах Таможенного союза. Одновременно с этим для российских предприятий были введены субсидии, сопоставимые с размером сбора.

26 декабря 2013 года правительство РФ приняло новое постановление о размере утилизационного сбора, которое учитывало новые правила, однако ставка в них в целом осталась прежней и не индексировалась по всем пунктам до 2016 года.

29 декабря 2015 года новыми поправками в закон «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор был введен также на прицепы (с базовой ставкой 150 тыс. рублей).

В 2016 году сбор был проиндексирован на 65%, в 2018 году — в среднем на 15%, но по некоторым позициям рост достиг 90%.

В действующей до 2020 года редакции утилизационный сбор с учетом коэффициентов для нового легкового автомобиля с объемом двигателя 2,5 литра составляет 126 тыс. рублей, для подержанного — 480 тыс. рублей.

От уплаты утилизационного сбора освобождены:

  • личные машины физических лиц, участвующих в программе по добровольному переселению в Россию соотечественников, а также беженцев и вынужденных переселенцев;
  • автомобили диппредставительств;
  • ретроавтомобили;
  • различные виды техники по особому перечню для ввоза в Калининградскую область, поскольку в регионе мало сервисных центров для промышленных и сельскохозяйственных машин российского производства.

Международный опыт

В некоторых странах, таких как США, где из-за высокого уровня автомобилизации уже к 1960-м годам сформировалась развитая инфраструктура по утилизации машин. Переработке подлежит порядка 70-90% массы старых автомобилей, и эта сфера является выгодным бизнесом. В Соединенных Штатах предприятия по утилизации машин возвращают в оборот около 14 млн тонн стали, большие объемы ртути, нефтепродуктов и других материалов. В США автовладельцы и автопроизводители расходов по переработке машин не несут.

Однако в европейских и некоторых других странах, где автомобилизация была меньше, чем в США, и где не сложилось налаженной системы переработки старых машин, требовались дополнительные инвестиции для развития подобной деятельности. Кроме того, под давлением экологов власти европейских стран решили повысить уровень переработки до 95%.

Еще в 1978 году в Норвегии был введен специальный залог на переработку машин. Он составляет около €300, его платит первый владелец автомобиля, а при сдаче на утилизацию он возвращается последнему владельцу.

В 2000 году утилизационный сбор на автомобили был введен в ЕС. Он уплачивается первым владельцем машины при покупке, его размер зависит от страны, составляет порядка €100. С 2005 года похожий сбор был введен в Японии (составляет $70-$180).

Источник https://pravo.ru/auto/story/227986/

Источник https://prav.io/browse/blogs/avtomobilnoe-pravo/nuzhno-li-utilizirovat-avtomobil-chto-eto-daet-rossiyanam

Источник https://tass.ru/info/7196227

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: